КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Графические средства построения композиции
Создание любого объекта предметно-пространственной среды, будь то ювелирное изделие, спичечная этикетка, костюм, прибор, машина, интерьер или городская среда с ее дизайнерскими элементами, - это обязательно работа с формой. В своей основе она направлена на поиск того важного и существенного, что в полной и глубокой мере отвечает строгим функциональным (утилитарным, конструктивным, экономическим и др.) требованиям. Конечная же ее цель — достижение художественной выразительности формы. В целом ход такой работы представляет собой сложный и неразрывный процесс формообразования, из которого можно лишь условно, в чисто учебных (или познавательных) целях выделить стадию исключительно художественного формообразования или построения формальной композиции. Эффективность прохождения этого процесса определяется как достижение сдержанности в построении композиции или логически обоснованный выбор композиционных средств. Эти средства чрезвычайно разнообразны. Каждое из них обладает специфическими композиционными свойствами или художественными возможностями. Разделяются они на два основных вида: графические средства, или в целом графика, и пластические средства, или пластика. ГРАФИКА используется как средство передачи на плоскости (!) той или иной смысловой (текстовой или изобразительной) информации, а также чисто художественной (декоративной) разработки формы. Графические средства включают в себя такие компоненты, как: точка, линия, пятно (или тон) и цвет. Раскроем художественные свойства каждого графического средства в отдельности. Точка Выделяется как графический акцент на плоскости. Несмотря на свои относительно малые размеры, обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.
Линия По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер дает тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш — более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус — «жирную», «бархатную» и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения. При работе с компьютером проблема материала и техники исполнения линий устраняется. Дизайнер просто использует уже готовые линейно-графические формы, подбирая их в соответствии с решаемой композиционной задачей. Сама эта задача определяется содержанием композиции. Ее сложность обуславливает самый широкий и глубокий выбор линейно-графических форм. В учебном плане важно почувствовать и осознать необходимость использования той или иной формы, передав их на листе ватмана и построив на их основе разные формальные композиции. При этом важно решать разные композиционно-художественные задачи. Только после этого работа на компьютере может дать свои положительные результаты.
На рисунке 2.1 представлены основные виды линейно-графических форм.
1. прямая тонкая линия 2. карандашный штрих 3. узкоконечное перо 4. штрих кистью 5. круглое перо 6. толстый фломастер 7. тонкий фломастер 8. процарапанная линия 9. перо «по сырому» 10. штрих палочкой 11. мягкий грифель 12. кисть с растровой доводкой 13. штрих «в полкисти» 14. кисть «по сырому» 15. протирка кистью 16. рельефная линия Рисунок 2.1 – Основные виды линейных графических форм: 1-8 - «жесткие» линии. 9-16 - «мягкие» линии. Они показывают богатый арсенал композициейно-художественных возможностей линии. Учебная задача заключается в том, чтобы, во-первых, эффективно его использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий, а во-вторых — достичь максимальной художественной выразительности составленной из них графической композиции. Пятно В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Основные виды этих форм представлены на рисунке 2.1. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно, «размывка» — мягкими затеками и т. д. 1. заливка 2. растяжка 3. отмывка с доводкой 4. набрызг «по сырому» 13. растр линейный 14. растирка набрызга 15. аппликация 16. коллаж Рисунок 2.2 – Основные виды тональных графических форм 1-8 - «мягкие» тональные формы. 9-16 - «жесткие» тональные формы.
Дата добавления: 2014-11-18; Просмотров: 13854; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |