КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Объект, предмет и задачи теории управления органами внутренних дел
ВВЕДЕНИЕ
В условиях совершенствования российской государственности реформы затронули практически все стороны общественно-политической, экономической и социально-правовой жизни общества. Особо важную роль приобретает проблема создания правового государства, поскольку реформы привели к ряду кризисных явлений, которые, в свою очередь, вызвали повышение уровня преступности и криминализацию экономики. Криминализация российского общества в период реформ конца XX века происходила на фоне целого ряда негативных факторов. Ослаблению борьбы с преступностью способствовали перекосы реформы правоохранительных органов и появление теневой юстиции. Теория управления и практика общественной жизни позволяют сделать вывод о том, что совершенствование системы государственного управления и ее правоохранительного звена должно базироваться, прежде всего, на правовом механизме ее регулирования. Такой механизм должен включать в себя как правовое обеспечение, так и формирование организационных структур управления в системе органов охраны правопорядка и борьбы с преступностью. Социально-правовая действительность и конкретные результаты противодействия преступности в настоящее время пока не в полной мере отвечают ожиданиям общества. Предпринимаемые меры заметно отстают от общественных реалий, а зачастую остаются декларируемыми намерениями. Все это объективно обусловливает необходимость организационной перестройки деятельности системы Министерства внутренних дел России. Реализация функций органов внутренних дел в свою очередь формируют специфику управления ими. Во многом управление этой деятельностью не имеет аналогов в других видах социальной практики. Это предопределяется, с одной стороны, более широкой общей компетенцией государственных служащих этих органов, а с другой – наделением управленческих аппаратов правоохранительных органов значительным объемом особых полномочий, связанных с деятельностью многочисленных субъектов общества. Кроме того, существует потребность в обеспечении постоянного взаимодействия правоохранительных органов как между собой, так и со многими государственными и общественными институтами.
Органы внутренних дел Российской Федерации являются неотъемлемой частью правоохранительной системы и своей деятельностью активно воздействуют на социально-политический и социально-психологический климат в обществе. Они обладают уникальными и разнообразными функциональными и организационными характеристиками. В определенной мере они самостоятельны, однако выполнение ряда правоохранительных задач требует объединения усилий с другими государственными и общественными структурами. Эффективное противодействие преступности требует координированных усилий общества в целом. Деятельность органов внутренних дел характеризуется централизацией подчинения и наличием внутреннего распорядка, а также повышенной ответственностью за результаты оперативно-служебной деятельности. Органы внутренних дел и их должностные лица обладают процессуальной самостоятельностью, законодательство налагает на их деятельность определенные ограничения. Это обусловлено не только тесным переплетением управленческой и предметно-правовой деятельности, но и обязанностью принимать в повседневной практике социально значимые решения, которые нередко вырабатываемые в критических условиях. Деятельность правоохранительных органов требует формирования не только системы, но и технологии управления, качественно отличающихся от иных сфер социального управления. Управление правоохранительной деятельностью составляет своеобразный объект изучения в рамках самостоятельной частной теории управления. Она изменяется в соответствии с динамикой развития общественных отношений и способна дать практические рекомендации, направленные на достижение высоких конечных результатов. Содержание управленческой деятельности в ряде аспектов правоохранительной практики может полноценно представлять объект общей теории социального управления.
Теория социального управления в новейшей истории приобрела высокую актуальность в связи с активными социальными преобразованиями общественного устройства. В настоящее время она является предметом изучения ряда гуманитарных и естественных наук. Теория социального управления существует и развивается исключительно в качестве междисциплинарной системы, в которой наиболее успешно развиваются экономико-правовые и государственно-правовые отрасли знаний. Теория управления органов внутренних дел позволяет выделить проблему социального наполнения правоохранительной деятельности. Эта проблема всегда находилась в центре внимания исследователей. Вместе с тем, подходы к ее изучению, очевидно, никогда не будут исчерпаны. Каждый этап развития общества и его институтов раскрывает все новые и новые «слои» действительности, по отношению к которым проблемы индивидуального, группового и общественного характера пересекаются, взаимопроникают и порождают новые проблемы. Констатация социальной ориентации деятельности органов внутренних дел, ограничивается сферой ее внешнего осуществления. К ней относится не только охрана общественного порядка, но и профилактика правонарушений, а также раскрытие преступлений и другие вопросы деятельности, определенные законодательством. Авторы настоящего учебника исходили из сложившихся в административной науке представлений о внеаппаратных и внутриаппаратных правоотношениях, характеризующих процесс функционирования органов внутренних дел. Рассматривая, управление в органах внутренних дел учитывали два вектора социальной ориентации органов внутренних дел, равнозначных по значению и находящихся в постоянном взаимодействии. В наиболее общем виде управление органами внутренних дел рассматривается в учебнике как социально-правовой механизм не только с присущей ему упорядоченностью компонентов, процессом функционирования, но и системными связями, принципами и отдельными функциями, а также областью компетенции и методами решения конкретных задач.
Объектом изучения теории управления органами внутренних дел являются закономерности функционирования и развития механизма управления ими. При этом органы внутренних дел рассматриваются как системное социальное образование, взаимодействующее с иными социальными структурами (государственными и негосударственными), призванными решать социальные вопросы общественного развития, жизнедеятельности институтов общества, а также защищать права и законные интересы человека и гражданина. Управление органами внутренних дел – это система нормативных (социальных, экономических, правовых, психологических, технических) факторов, обеспечивающих: 1. Приведение систем и процессов управления в состояние, адекватное закономерностям общественного развития; 2. Эффективное, соответствующее общественным ожиданиям и социально одобряемое функционирование органов внутренних дел как субъектов реализации правоохранительной деятельности; 3. Организационную и правовую упорядоченность органов внутренних дел как организационных структур управления; 4. Интегрированность органов внутренних дел в систему социальных отношений; 5. Деловую активность, социальную и правовую защищенность личного состава, его мотивацию на качественное, высокопрофессиональное и высокоморальное выполнение ими своего служебного долга. Развиваясь, теория управления органами внутренних дел приобретает все более четкое содержание, суть которого заключается в изучении четырех основных элементов управления, которые в совокупности и составляют предмет изучения теории управления органами внутренних дел: · система, включающая всю совокупность компонентов и элементов, их функции, организационные структуры, а также трудовые, информационные, материально-технические ресурсы (статика);
· теоретико-правовые основы функционирования управления: правовые нормы, цели, принципы, задачи, методы и критерии эффективности (теория); · процессы функционирования, связанные с подготовкой, принятием и реализацией управленческих решений (динамика); · человек в системе управления: его роль, ответственность, условия труда, автоматизация управления и совершенствование научной организации труда. В период становления правового государства борьба с недостатками в функционировании аппарата управления должна обеспечивать перестройку его работы и повышение требований к управленческим кадрам на основе сохранения преемственности всего положительного опыта, накопленного наукой и практикой управления органами внутренних дел. Руководство Министерства внутренних дел России оказывает поддержку людям инициативным, думающим, энергичным, которые не только выражают желание идти вперед в совершенствовании своей деятельности, но и умеют найти организационно-правовые средства для достижения успеха. Безусловное выполнение служебных обязанностей в сфере правоохранительной деятельности объективно предполагает необходимость современной и разносторонней подготовки специалистов, составляющих основу органов внутренних дел, а также совершенствование качества деятельности всего управленческого аппарата. Основная задача теории управления, отображенная в данном учебнике – вооружить обучаемых научными методами системного видения общественных явлений, понятиями и категориями науки управления, образующими необходимый теоретический фундамент для управления органами внутренних дел. Назначение учебника состоит в расширении кругозора обучаемых в области управления и освоении рекомендаций по решению разнообразных и зачастую неповторимых управленческих проблем и конкретных задач, возникающих в практике деятельности органов внутренних дел. РАЗДЕЛ I Глава 1
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 4244; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |