Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макс Шелер




Антропологические поиски немецкого философа Макса Шелера (1874 - 1928) были откликом на кризис европейской цивилизации, который оказался особенно разрушительным именно на его родине - в Германии. После первой мировой войны в Европе оказались очень сильными апокалиптические настроения. Война показала не только возможности массового уничтожения людей, но и бессмысленность жертв этой бойни. Пессимизм, ощущение утраченных ценностей, мистицизм охватили европейское общество и были осмыслены различными философскими направлениями. В целом ряде своих работ М.Шелер констатирует кризис современной западноевропейской культуры, пытается нащупать пути выхода из него.

Свои основные идеи М.Шелер формулирует в следующих работах: «Кризис ценностей» (1919), «О вечном в человеке» (1921), «Положение человека в космосе» (1928), «Формы знания и общество» (1926), «Сущность и формы симпатии» (1923). Он перенёс феноменологию в область этики, философии культуры и религии.

Кризис общества есть следствие кризиса личности, отмечает М.Шелер. Вечно недовольному, недоверчивому и прагматичному буржуа он противопоставляет человека, способного уйти от давления власти, корысти, злобы, зоологических импульсов. Шелер упрекает европейскую философию в забвении вопроса «Что такое человек?», поставленного Кантом. Для Шелера этот вопрос становится основным. Он упрекает также различные направления антропологической мысли в том, что каждое из них даёт свою трактовку человека, не увязывая её с другими определениями, существующими в разных областях знания.

Шелер не приемлет этику Канта за то, что она лишена объективных критериев в определении морального закона. Для него основанием этики является не долг, а ценность. Человек окружён со всех сторон ценностями, их нужно только увидеть и признать. Для того чтобы в иерархии ценностей найти единственно необходимое, нужна эмоционально-интуитивная деятельность. Ценности невозможно распознать с помощью интеллекта, поскольку духовная активность коренится не в разуме, а в чувстве. Они открыты только чувству, недосягаемы для разума. У человека есть врождённая чувственная интуиция, которая выстраивает их в определённой последовательности. Так, для личности гения характерна ориентация на культурные, духовные ценности, для личности весельчака - чувственные, героя - жизненные и т.д. Главная особенность человека в его устремлённости к Богу, поэтому наиболее совершенной личностью является святой.

Как духовное существо, человек не просто находится, пребывает в мире, но он им обладает. Личность - это конкретный индивид, который использует свои биологические особенности для реализации ценностей. Изначально личность дана себе как «Я» другого, она соприкасается с ближним, поэтому симпатия рассматривается Шелером как основание межличностного общения. В основе же симпатии лежит любовь, которая обращена к природе, другим личностям и Богу.

М.Шелер формулирует предмет философской антропологии как науки о сущности и структуре сущности человека, поэтому она содержит в себе начало всех наук.

Философ переосмысливает закон трёх стадий О.Конта и выделяет 3 формы знания, которые сосуществуют в каждую эпоху: религиозное, метафизическое и техническое. Религиозное знание определяется отношением человека к Богу, метафизическое знание устанавливает отношение человека с миром ценностей, техническое - даёт человеку господствовать над природой. Как же соотносятся эти формы знания в разные исторические эпохи? Во-первых, наука не грозит религии. Окружающий мир должен утратить свой сакральный ореол, чтобы стать доступным науке.

Человек занимает в философии Шелера центральное место, является прежде всего духовным существом, для которого главным принципом - слепой жизненный порыв (влечения, аффекты человека) и всё постигающий дух, понимаемый как единство разума и переживаний. Порыв - это иррациональное начало в человеке, он могуществен и довлеет над духом, вытесняет его.

Философия М.Шелера оказала большое влияние на развитие философии «жизни» и экзистенциализма.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.