Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция и архитектурно-художественное решение школьного здания




Временная школа

 

 

 

Особое внимание при разработке проекта должно быть уделено поиску выразительного внешнего облика здания школы, учитывая его существенное влияние на формирование градостроительной среды, а также эстетическое и экологичекское воздействие на учащихся и население. Композиционные схемы школьных зданий классифицируются по сумме признаков, в которых учитывается внутреннее содержание и взаимосвязь с внешним окружением. Так как для школьных зданий характерно многообразие функциональных групп помещений, внешняя форма школьного здания, как правило, отражает сложность функционального процесса – разделение детей в учебном коллективе по возрасту, требующего создания особых условий для обучения, труда и отдыха, обеспечение определенной автономности помещений трудового обучения, процессов питания, культурно-массового обслуживания, проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий. Современные проекты отличаются от проектов прошлых лет большим разнообразием архитектурно-планировочных решений, усложнением планов. Однако в целом, несмотря на сложность объемно-планировочной структуры, архитектура школьного здания должна быть простой, удобной для пользования, органически увязанной с окружающей средой. Кроме того, школьное здание должно способствовать созданию благоприятного психологического климата, вызывать у учащихся положительные эмоции, что имеет непосредственное отношение к воспитательному процессу.

Композиционные схемы, получившие применение в практике проектирования и строительства школьных зданий, как в нашей стране, так и за рубежом, следующие (рисунок):

– компактная (централизованная);

– блочная;

– централизованно-блочная;

– периметральная (с внутренним двором);

– атриумная;

- пассажная;

– сверхконцентрированная;

– живописная (оригинальная) форма;

– на сложном рельефе;

– с классами оригинальной формы;

– смешанный прием композиции.

Компактная (централизованная) композиция – все функциональные группы помещений объединены в цельный объем. Целесообразна при сравнительно небольшой вместимости школ: до 20 классов. Вариантом такой композиции может быть группировка учебных помещений вокруг зальных помещений. Она проста в конструктивном исполнении. Недостатком является наличие трудно освещаемых естественным светом помещений, расположенных в центре объема, и коридоров, а также затруднения в организации автономности ряда функциональных процессов.

Блочная композиционная схема наиболее часто используется в архитектурных решениях школьных зданий, так как она в наибольшей степени отвечает педагогическим и гигиеническим требованиям дифференциации школьного коллектива по возрастному признаку и четкому распределению функциональных групп помещений в самостоятельные функциональные блоки. При этой композиции здание состоит из функциональных блоков-корпусов, соединенных между собой переходами, или примыкающих непосредственно друг к другу. Обособленный общешкольный центр позволяет наилучшим образом организовать внеучебную деятельность и продленный день учащихся.

Централизованно-блочная композиция характеризуется наличием открытого двора и компоновкой учебных и общешкольных помещений вокруг него. Двор, как правило, предназначается для школьных ритуалов и отдыха учащихся во время перемен. Следует учитывать, что в соответствии с противопожарными требованиями во внутренний двор необходимо обеспечить проезд.

Атриумная композиция – группировка учебных и общешкольных помещений вокруг крытого многоярусного многоцелевого внутреннего двора – атриума с поэтажными галереями, выполняющего, как правило, роль не только центрального распределительного пространства, но зачастую и вестибюля, общешкольного форума, рекреации, зимнего сада, игрового пространства, и покрытого светопрозрачными ограждениями. Наличие атриума облегчает ориентацию в здании, повышает комфортные и энергоэффективные его качества. Учитывая, что основной контингент пребывающих в здании – дети, для обеспечения их безопасности рекомендуется применять ажурные декоративные защитные ограждения атриумов на высоту этажа на верхних этажах здания.

Пассажная композиция в качестве главной горизонтальной коммуникации использует пассаж (внутренний коридор-улица) с верхним светом, вдоль которого компонуются учебные или общешкольные помещения или к которому они примыкают. В случае проектирования многоуровневого пассажа, рекомендуется применение решетчатого ограждения на верхних его галереях, аналогичного указанному в атриумной композиции.

Школы с концентрированными сверхкомпактными планами находят применение взарубежной практики. Для таких школьных зданий характерны компактные объемно-пространственные решения с пониженной этажностью (1–2 этажа), с гибкой планировкой, позволяющей видоизменять внутреннее пространство, с активным использованием верхних источников естественного света. Концентрированный сверхкомпактный тип планировки школы обеспечивает значительную эффективность использования площади и позволяет преодолеть жесткость ячеистой структуры традиционных школ. Однако в таких решениях затруднены зрительные контакты с окружающей природной средой.

Оригинальная (живописная, причудливая) композиция школьного здания – поиск новых приемов формообразования в архитектуре. Тип оригинальной формы, которая выступает (наряду с сохранением полноценных функциональных основ) как самоценный фактор в условиях стандартизированной рядовой застройки. Среди оригинальных композиционных приемов можно назвать примеры: школа-«улитка», школа «сотовой» структуры, школа с текучей бионической формой и другие.

Школьные здания с классами различной формы. Помимо традиционных классных помещений прямоугольной формы, вытянутых длинной стороной вдоль фасада, в школьном строительстве, особенно в зарубежной практике, встречаются классы разнообразной формы: квадратные, 5-угольные, 6-угольные, 8-угольные, овальные, в виде сегмента, трапециевидные и др.

Композиционные схемы школьных зданий в условиях сложного рельефа местности многообразны: террасообразное построение блоков школьного здания в соответствии с террасированием склона, каскадное построение объемов, приподнятые над уровнем земли на колоннах блоки и т д.

Павильонная композиция – школьное здание павильонного типа, состоящее из отдельных учебных, зальных и других корпусов, не связанных переходами. Такая композиция получила наибольшее распространение в южных регионах. Павильонная композиция зданий повышает изоляцию отдельных групп помещений, обеспечивает благоприятные условия для естественного проветривания.

Смешанный прием композиции основан на сочетании в одном объеме двух или нескольких приемов вышеперечисленных композиций.

Основные художественные приемы, рекомендуемые к применению с целью создания выразительного, запоминающегося облика школьного здания, следующие:

– выявление функциональной принадлежности отдельных функциональных групп, залов или помещений в общем объеме здания:

– различная трактовка мелкоячеистой мелкоячейковой структуры учебных помещений и зальной формы общешкольных помещений (актового, спортивного и обеденного залов), общешкольного центра, информационного центра, зимнего сада и других, различными композиционными средствами: контрастом форм, цвета, размером и остекленных поверхностей, использованием декоративных элементов и т.п.;

– корректное использование театрализованных декоративных приемов, подчеркивающих «детскость» архитектуры школьного здания: активное применение насыщенных цветов, башенные завершения объемов;

– органическое взаимодействие архитектурных и природных форм при формировании генерального плана, объемов, фасадов и интерьеров школьного здания;

– активное использование цвета, возможно активное применение суперграфических приемов;

– активное включение в композиционный замысел элементов архитектурного дизайна, малых форм, синтеза искусств, декоративных элементов;

– обеспечение стилистическое соответствие выбранных приемов для гармонизации общего облика здания.

Для гармонизации объемных форм и решения фасадных поверхностей здания следует использовать средства архитектурной композиции – масштабность, ритм, пропорции, художественный контраст, тектонику, цвет, пластику, фактуру материала.

Природно-климатические условия оказывают существенное влияние на архитектуру, их пространственную и функциональную организацию, на выбор строительных материалов и особенности конструктивного решения. Задача архитектора сводится к максимально полному учету местных природно-климатических условий в планировочном и архитектурно-пространственном решениях здания водного комплекса. Школьные здания, как и большинство сооружений, необходимо защищать от резких сезонных и суточных перепадов температуры наружного воздуха, от переохлаждения в зимой и перегрева летом. Основными средствами для достижения этого являются выбор оправданной формы здания – компактность плана, ширина блок-корпусов, периметр наружных стен, ориентации здания на участке по сторонам света и структура ограждающих конструкций. В процессе проектирования необходимо учитывать особенности «розы ветров», которая показывает повторяемость ветров того или иного направления.

Наиболее распространенным приемом архитектурно-художественного решения здания школы является выявление функциональной принадлежности отдельных элементов или блоков здания. Этот принцип проявляется в различной трактовке мелкоячеистой структуры учебных помещений и зальной формы общешкольных помещений: актового и обеденного залов, спортивных залов и бассейнов, форумов, зимних садов. Прежде всего, он проявляется в контрастном сопоставлении форм объемов залов, их силуэтной проработке, в разномасштабном остеклении этих пространств, в различном цветовом решении объемов и элементов. Школьные здания и комплексы большой вместимости часто имеют смешанную этажность: учебные блоки младших классов – 2-этажные; средних классов – 3-этажные; старших – 4-этажные. Это отражает дифференцированный подход к определению этажности в зависимости от возрастных особенностей учащихся.

Главным акцентом композиции может стать главный вход, который можно выявить выступающими элементами козырька оригинальной формы, декоративными элементами, применением произведений монументального и декоративно-прикладного искусства.

Одним из важных направлений в развитии архитектуры школьного здания должно стать органичное взаимопроникновение природы и архитектуры. Это касается не только «вписывания» здания в ландшафт, но и включения элементов природы в архитектуру здания; устройство «зеленых» крыш, вертикального озеленения фасада, организация зимних садов и зеленых уголков в интерьере.

При решении объемно-пространственно композиции и архитектурно-художественого решения здания школы следует учитывать не только функциональную структуру здания, но и условия визуального восприятия объема. При этом методика визуального анализа включает анализ восприятия здания в окружающей среде с характерных точек восприятия: при подходе к зданию, в интеръере дворового пространства, с близких расстояний, назначение с учетом условий визуального восприятия формы объема, формы крыши, силуэтной линии; приемов светопластического и цветового решения в зависимости от ориентации фасадных поверхностей, выбор композиционных приемов и архитектурных деталей в соответствии с требованиями видеоэкологии и т.п.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

ТКП 45-2.02-92-2008(02250) Ограничение распространения пожара в зданиях и сооружениях. Объемно-планировочные и конструктивные решения. Строительные нормы проектирования

СНБ 2.02.02-01 Эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре

СНБ 2.04.05-98 Естественное и искусственное освещение

СНиП 2.08.02-89 Общественные здания и сооружения

[2] Санитарные нормы и правила Республики Беларусь

СанПиН 2.4.2.16-33-2006 Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации учебно-воспитательного процесса общеобразовательных учреждений, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь 22.11.2006 №160

[3] Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования обеспечения инсоляцией жилых и общественных зданий и территорий жилой застройки», утвержденные постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 80

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Барташевич В. Проекты школы от Минскпроекта / В. Барташевич // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 26–29.

Дятко, Н. Средняя общеобразовательная школа на 720 учащихся в микрорайоне “Сухарево-5” / Н. Дятко // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 36–40.

Радюк, Е. Школа в Гомеле / Е. Радюк // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 30–34.

Санникова, О. Школы: ступени типологического развития / О. Санникова, Г. Штейнман // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 10–14.

Сергачев, С. Здание сельской школы – один из символов перемен начала ХХ века / С. Сергачев // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 6–9.

Чернатов, В. Архитектура школьных зданий: Из творческого наследия архитектора Герасима Якушко / В. Чернатов // Архитектура и строительство. – 2009. – № 1-2. – С. 58–61.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 4829; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.