Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система менеджмента (управления) в физической культуре и спорте




МЕНЕДЖМЕНТ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ КАК СИСТЕМА

Распределитель ресурсов

Роль распределителя ресурсов весьма многообразна и заключа­ется как в разработке (участии в разработке) и выполнении бюд­жета организации и смет на проведение физкулыурно-спортив-ных мероприятий (см. главы 12 — 13), эффективной эксплуатации материально-технической базы (см. главу 9), так и в программи­ровании и нормировании работы персонала и т.д. Например: ру­ководитель физического воспитания образовательного учрежде­ния должен планировать и организовывать проведение учебных, факультативных и внеурочных занятий по физической культуре, планировать ассигнования на приобретение спортивного имуще­ства и др.

Посредник (ведущий переговоры)

Роль посредника реализуется либо во время представительства на значительных и важных переговорах, либо при разрешении различных конфликтных ситуаций внутри или вне организации, связанных с ее основной деятельностью.

Конфликтные ситуации могут возникнуть по самым различ­ным причинам, в том числе связанным со здоровьем обучающих­ся. В целях недопущения конфликтных ситуаций подобного харак­тера инструктор по физической культуре образовательного учреж­дения, например, несет ответственность за жизнь и здоровье де­тей в период образовательного процесса, обеспечивая как пол­ную безопасность обучающихся при проведении физкультурных и


спортивных занятий, так и постоянный контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и состоянием помещений и т. п. Для предупреждения конфликтных ситуаций или их разреше­ния работники организации должны располагать необходимой и достаточной информацией. Поэтому руководитель физического воспитания образовательного учреждения, например, организует учет успеваемости и посещаемости занятий обучающимися, обес­печивает контроль за состоянием их здоровья и физическим раз­витием в течение всего периода обучения, за проведением про­фессионально-прикладной физической подготовки и т. п.

Глава 19

Из приведенных в главе 18 определений понятий «управле­ние» и «менеджмент» следует, что они представляют собой си­стемы.

Система (в самом общем виде) может быть охарактеризована как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей, взаимодействие которых порождает новые интегративные качества, не присущие отдельным составляющим.

Любая система имеет две основные содержательные характери­стики. Во-первых, целостность: система представляет собой сово­купность конкретных, с присущими только им свойствами и ха­рактером взаимосвязи, частей. Во-вторых, делимость: система со­стоит из подсистем, которые также обладают системными свой­ствами, т.е. могут быть представлены в виде систем более низкого уровня; сама же система входит в качестве подсистемы в систему более высокого уровня или в так называемую надсистему.

Система управления (менеджмента)это система, в которой реализуются функции управления (менеджмента).

В самом общем виде модель системы управления (менеджмен­та) может быть представлена в виде взаимодействия двух элемен­тов. Первым элементом является объект управления (менеджмен­та) или управляемая часть системы, воспринимающая управлен­ческое воздействие. В качестве второго элемента выступает субъект управления (менеджмента) или управляющая часть системы, ока­зывающая управленческое воздействие. В зависимости от конкрет-


ной ситуации субъект управления может рассматриваться и как объект управления по отношению к вышестоящему звену систе­мы (например, завуч является субъектом управления по отноше­нию к учителям и объектом управления по отношению к дирек­тору образовательного учреждения).

Само же взаимодействие объекта и субъекта управления харак­теризуется как процесс, имеющий определенные ограничения и осуществляемый в соответствии с определенной целью.

Рассмотрим представленную в обобщенном виде модель систе­мы управления (менеджмента) на конкретных примерах.

В системе управления физической культурой и спортом (как отраслью) в качестве субъектов выступают в первую очередь фе­деральный орган исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической куль­туры и спорта, а также иные органы государственного и обществен­ного управления (см. главу 26), а в качестве объектов — физкуль-турно-спортивные организации различного уровня и характера (см. главу 27).

Процесс воздействия органов управления на физкультурно-спортивные организации носит конкретно-временной характер, ис­пытывая определенные ограничения. Так, например, очевидно, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта воздействуют на физкуль-турно-спортивные организации, расположенные на определенной территории, и в рамках предоставленной им компетенции; федера­ции по видам спорта — на физкультурно-спортивные организации, культивирующие конкретные виды спорта, и т.д.

Цели воздействия также заметно отличаются в зависимости от конкретных характеристик субъекта и объекта управления: так, если целью Олимпийского комитета России является обеспечение еди­ной политики развития спорта высших достижений, то целью феде­раций по видам спорта — обеспечение развития конкретного вида спорта на всех его уровнях, от массового до спорта высших дости­жений.

В системе менеджмента в физической культуре и спорте субъектом является руководитель организации (коллегиальный орган управления), его заместители или руководители отдельных под­разделений, а объектом — коллектив сотрудников организации (под­разделения) или отдельные исполнители.

В качестве ограничений процесса воздействия субъекта на объект в данном случае может выступать размер физкультурно-спортивной организации и ее организационно-правовая форма, квалификация и опыт руководителей различного ранга и исполнителей, а также дру­гие факторы.

Цель воздействия будет изменяться в зависимости от конкрет­ных обстоятельств в широком диапазоне: от получения прибыли (ком­мерческие физкультурно-спортивные организации) до выполнения


 




социальной миссии (некоммерческие физкультурно-спортивные орга­низации) и т.д.

Рассмотрим более подробно систему менеджмента в физиче­ской культуре и спорте.

Цель менеджмента в физической культуре и спорте

Цель менеджмента в физической культуре и спорте есть жела­емое, возможное и необходимое состояние физкультурно-спортив-ной организации (отрасли), которое должно быть достигнуто. В современной специальной литературе цель менеджмента (управ­ления) нередко обозначается такими терминами, как «полити­ка», «философия», «миссия» физкультурно-спортивной органи­зации (отрасли).

Определение цели является начальным этапом процесса ме­неджмента в физической культуре и спорте, поскольку он по сво­ему содержанию характеризует целенаправленное, а не стихий­ное воздействие.

Ход осознания и формулирования цели менеджмента в физи­ческой культуре и спорте называют целеполаганием, в процессе которого в соответствии с избранными критериями формируется иерархия целей (производится так называемая «декомпозиция» главной цели), графическое представление взаимосвязей и сопод-чиненности которых получило название «дерево целей». «Дерево целей» позволяет установить и наглядно представить, с одной стороны, приоритет целей (подцелей) и задач (подзадач) и, с другой стороны,' вероятность их достижения с учетом имею­щихся ресурсов.

Целеполагание осуществляется на основе определенных пра­вил, к важнейшим из которых следует отнести следующие: описа­ние конкретной ситуации, требующей вмешательства субъекта менеджмента (управления); формулирование генеральной цели как желаемого результата, а не процесса; декомпозиция (дифферен­циация) генеральной цели на подцели; исключение постановки альтернативных подцелей; установление для каждой подцели кри­териев ее достижения; формулирование для объектов менеджмен­та (управления) подцелей в виде конкретных задач (подзадач) и др.

Для иллюстрации сформулированных выше правил целеполага-ния приведем извлечения из федеральной целевой программы «Мо­лодежь России (2001—2005 гг.)».

Ситуация. В условиях продолжающегося социального расслое­ния, отсутствия у молодых граждан равных шансов на получение образования, достойной работы, медицинских, социально-бытовых


и других услуг продолжают нарастать негативные тенденции в моло­дежной среде: ухудшается состояние здоровья молодежи; в сред­нем в России лишь 10% выпускников школ могут считаться абсолют­но здоровыми, а 45—50% имеют серьезные отклонения в физиче­ском и психическом развитии и др.

Основная цепь программы — создание и развитие правовых, со­циально-экономических и организационных условий для самореали­зации молодежи, духовно-нравственное воспитание молодежи.

Основные задачи программы: создание условий для патриоти­ческого и духовно-нравственного воспитания, интеллектуального, творческого и физического развития молодежи...поддержка дея­тельности молодежных и детских общественных объединений; фор­мирование здорового образа жизни молодого поколения, развитие системы социальных служб и клубов для молодежи и подрост­ков... и др.

Основные цели направления программы «Развитие молодежно­го, детского и семейного отдыха и массового молодежного спорта»: организация работы детских оздоровительно-образовательных уч­реждений, реализация вариативных программ и проектов организа­ции детского, молодежного и семейного отдыха; поддержка и раз­витие форм и методов воспитания в молодых людях потребно­сти в физической культуре, спорте; пропаганда здорового образа жизни.

Задачи исполнителям (Министерство образования Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации) и финансовый механизм реализации мероприятий раз­дела программы «Развитие массового молодежного спорта» на 2001—2003 гг.:

реализация молодежных спортивных программ общественных объединений, материально-техническое обеспечение деятельности молодежных спортивных клубов по месту жительства (5,31 млн руб., в том числе 1,38 млн руб. из федерального бюджета);

организация конкурсов проектов и программ по развитию спортив­но-массовой работы и физического воспитания (3,48 млн руб. и 0,63 млн руб. соответственно);

организация и проведение всероссийских турниров «Кожаный мяч», «Золотая шайба», «Белая ладья», «Чудо-шашки», «Плетеный мяч», «Снайперы баскетбола», а также соревнований среди юношей по кикбоксингу, среди девушек по мини-футболу, среди молодежи по картингу, спортивных турниров инвалидов среди молодежи (на каждый из названных турниров или соревнований предусмотрено выделение по 4,32 млн руб., в том числе по 0,33 млн руб. из госу­дарственного бюджета) и др.

Процесс менеджмента (управления) как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма.

Механизм менеджмента в физической культуре и спорте пред­ставляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающий


 




эффективную реализацию целей физкультурно-спортивных орга­низаций, наиболее полное удовлетворение потребностей их работ­ников и потребителей производимых ими социально-культурных услуг.

Процесс менеджмента, осуществляемый с использованием конкретного механизма (см. главы 28 — 34) на основе сформули­рованной цели, содержательно представляет собой ход реализа­ции системой функций менеджмента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.