КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Глобальные проблемы современности. Философия истории (формационный, цивилизационный подход)Философия истории (формационный, цивилизационный подход) Индивид. индивидуальность. Личность
Человек как биологическое существо развивается от своей начальной точки, называемой индивидом, до своей высшей ступени – личности. Индивид это единичный представитель человеческого рода. Он является исходным состоянием для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Личность – это человеческий индивид как социальное существо, способное к самостоятельной деятельности. Процесс формирования индивида – это процесс перехода человечества со стадии антропогенеза (процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи), когда определяющими в жизнедеятельности человека являлись природно-биологические факторы, на стадию социогенеза ( процесс развития человеческого общества), когда человек начинает развиваться на основе социальной деятельности и отношений. Первоначально ребенок – это просто биологическое существо. По мере развития, усвоения социального опыта он постепенно превращается в человеческую личность. Личность — это индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, объединение биологического и социального начал в человеке. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
1. те, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты); 2. те, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, — к данной категории относится большинство философов.
Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): 1. формационный подход; 2. цивилизационный подход; Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).. Общественно-экономическая формация — общ-во, нах-щееся на определенной ступени исторического развития, в основе которой лежит определенный способ производства. история рассм-ся как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Способ производства материальных благ имеет две составляющие: 1. производительные силы - люди с их знаниями, умениями, трудовыми навыками и средства производства (включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство: орудия труда, сырье и материалы, здания, сооружения, транспорт и).; 2. производств отношения – отношения между людьми в процессе производства.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. => конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. => произв. отношения приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. => изменение политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) — возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: 1. первобытнообщинная; 2. рабовладельческая; 3. феодальная; 4. капиталистическая; 5. коммунистическая (социалистическая).
Достоинства — понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки — неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).
Цивилизационный подход еще в 18 в. наиболее полное развитие он получил лишь в 20 в. (М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер.Н.Я Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.Н.Гумилев) Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Цивилизационный подход берет за основу не один фактор (как в формационном подходе – экономика), а все многообразие проявления культуры. Цивилизация, по Тойнби, — устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. цивилизации м.б. основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): · шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются: 1. вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); 2. ответ цивилизации в целом на вызов; 3. деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Достоинства цивилизационного подхода 1. позволяет глубоко изучать историю конкретных обществ и народов во всем их многообразии и специфике; 2. ориентирует на изучение тех сторон общественной жизни, которые обычно выпадают из поля зрения сторонников формационного подхода (ценности, национальные особенности, духовная жизнь, психология и др); 3. ставит в центр исследования человеческую деятельность и человека
Недостатки цивилизационного подхода 1. при своем последовательном применении ведет к тому, что становится невозможным взгляд на всемирную историю как единый процесс исторического развития человечества в целом; 2. создает возможность полного отрицания единства человеческой истории, изоляции целых народов и обществ; 3. сводит к минимуму возможности исследования закономерностей исторического развития человеческого общества
В современную эпоху человечество вплотную столкнулось с острейшими глобальными проблемами современности, угрожающими самому существованию цивилизации и даже самой жизни на нашей планете. Их актуальность связана с целым рядом факторов: ускорение процессов общественного развития; увеличение антропогенного воздействия на природу; обнаружение исчерпаемости природных ресурсов; предельное обострение задачи выживания человечества; всепроникающее воздействие современных технических средств и средств массовой информации и т.д. 3. Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой человек-общество. Они непосредственно касаются отдельного человека и зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 703; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |