Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП в действии 4 страница




При достижении результата упор делается на альтер­нативные стратегии, чтобы человек мог сделать выбор, соответствующий ситуации, а не стоял перед одним «пра­вильным» путем. Так подтверждается идея обратной связи и отсутствия неудач. Если «правильный путь» ни к чему не привел, вы потерпели крах, но если у вас есть несколько решений и одно из них не работает, у вас есть пути к от­ступлению, чтобы попробовать что-нибудь другое.

В нашей жизни есть такие сферы, в которых уже за­ложена идея разветвленности выбора. Например, если бы я считала, что могу мыть посуду только в солнечную погоду, чтобы сушить тарелки на улице, у меня бы ска­пливались горы грязной посуды. В некоторых областях мы себя очень ограничиваем только потому, что не раз­вили стратегию разветвленного выбора.

Контекст

Комплексные описания

Этот элемент НЛП близко примыкает к предыдущему — принципу гибкости. Частично, гибкость — это способ­ность видеть вещи с различных точек зрения и быть го­товым к их комплексному описанию.

Культура индейцев, аборигенов Америки, признавала ценность принятия таких решений, это называлось круг медицины. Люди вставали в круг и каждый излагал свои взгляды относительно какого-то вопроса, таким об­разом создавалось общее решение. Ничье мнение не счи­талось «единственно верным», но общее мнение было правильным. Точно так же, преуспевающие люди спо­собны мысленно охватить перспективы, расширив воз­можность выбора.

НЛП побуждает людей пытаться находить комплекс­ные описания дел, стратегий, действий и даже результа­тов.

Помимо свободы выбора, этот элемент помогает по-разному интерпретировать события. Мы начинаем пони­мать, что правильный поступок в одной ситуации для одного человека является абсолютно неправильным для другого. Например, советом мы можем помочь одному и навредить другому. Так мы не можем с полной уверен­ностью сказать, что правильно, что нет, что правда, что ложь. Мы выказываем больше уважения к взглядам других людей и становимся аккуратнее в суждениях, что правильно, что неправильно в данном контексте.

Обратная связь

Обратная связь хороша для отображения прогресса. Изу­чая превосходство, НЛП обнаружило, что ее значение

гораздо больше.

НЛП-методики постоянно пользуются обратной свя­зью, вербальной и невербальной, чтобы настраиваться на одну волну с действиями и реакциями. Благодаря ей,

Нейролингвистическое программирование

бессознательное выносится на уровень сознательного, становятся ясными малейшие изменения физиологиче­ских и ментальных реакций, которые происходят внутри нас самих и людей, с которыми мы общаемся. Мы мо­жем изменять себя, настраиваясь на желаемый резуль­тат вместо того, чтобы пускать все на самотек и пытать­ся изменить что-то там, где это уже практически невоз­можно. Это похоже на действия опытного моряка, который постоянно слегка изменяет ход корабля, чтобы придерживаться курса, и отличается от действий моря­ка, который внезапно осознает, что корабль на восемь миль отклонился от курса, и пытается резко поменять направление, возможно даже справляясь с неожиданным течением и опасностями.

Раппорт

Наконец, последнее общее положение для НЛП — это раппорт. В НЛП раппорт — это создание и поддержка взаимоотношений, построенных на уважении. Это по­строение взаимоотношений с собой и с другими. Эффек­тивность любой НЛП-методики основывается на раппор­те, так что его создание и поддержка уже заложены в любую методику. То, как раппорт влияет на ваше мас­терство, можно продемонстрировать на примере плава­ния. Если я прихожу в бассейн в плохом настроении, плавание беспорядочно, оно превращается в тяжелую работу. Восстанавливая раппорт для себя, я плаваю раз­мереннее. К тому же мне всегда нужно помнить о том, что в бассейне находятся другие люди, иначе мои дейст­вия приведут к столкновениям и неудобствам.

Эти основные положения НЛП нам вполне знакомы. Эти утверждения мы все принимаем во внимание, хоть и на бессознательном уровне. Выводя их на сознательный уровень, НЛП дает нам возможность понять, что еще нужно осознать и сделать, чтобы достичь совершенства.

Контекст

Отличительные черты НЛП

Рассмотрев основные положения и ценности НЛП, мож­но сформулировать, чем НЛП отличается от других под­ходов развития.

Ценности и убеждения

Четкие рабочие принципы НЛП определяют весь подход. В каждой методике НЛП много внимания уделяется убеждениям и ценностям, которые управляют нашим поведением, тому, как удостовериться, что наши убеж­дения идут на пользу нам самим и окружающим.

Общие положения НЛП

Элементы НЛП создают общую базу для всего подхода. Хотя другие подходы к личному развитию содержат в себе некоторые аспекты того, как добиться совершенст­ва, НЛП отличается цельностью концепции, комбиниру­ет все элементы.

Универсальность применения

Согласно этому подходу, людям, чтобы быть на вер­шине, нужен только ключ для достижения своих жела­ний. Ключи, предлагаемые НЛП, найдены при изучении поведения человека и проверены на представителях раз­личных культур, различного пола и возраста.

Проверка опытным путем

НЛП основывается на эмпирическом опыте человека, признавая, однако, неустойчивость и различия в челове­ческом поведении и не пытаясь навязать какой-то идеал.

Обращение к человеку в целом

Этот подход обращается и к ментальному, и к физи­ческому воплощению человека, демонстрирует возмож-

Нейролингвистическое программирование 61

ности совместной работы разума, тела и сердца. Метод направлен одновременно на сознательную рациональ­ность и бессознательную мудрость. Это значит, что лю­бые действия человека будут благотворны для него само­го и для окружающих.

НЛП, тренинги и развитие человека

Подход НЛП к тренингам и развитию человека имеет свои отличительные черты.

Стратегии успеха

Основное внимание уделяется тому, как достигнуть своего максимума, а не как распознать и решить свои проблемы. НЛП определяет стратегии успеха.

Совершенство, подогнанное по тебе

Нет «идеального примера». Вместо него НЛП пред­лагает основу для того, чтобы человек достиг совершен­ства, исходя личных качеств.

Это значит, что от человека зависит, какую страте­гию он разработает для себя и применит. Более того, этот подход не доминирует над личностью. Он открывает естественные ресурсы и знания человека.

Весь фокус в том, чтобы напомнить людям об их лучших состояниях, наполняя их силой, а не пытаться навязать что-то новое и чужое. К тому же этот подход подтверждает, что вся ответственность лежит на том, на ком и должна — на самом человеке.

Релевантность

Работа всегда очень прагматична и релевантна. Кли­енты всегда помещают свои дела в центр любого обсуж­дения, основано ли оно на работе с одним человеком или несколькими.

Более того, конкретные ситуации, исследуемые чело­веком, — это его положение. Этот подход не имеет кон­кретного содержания — изучается не «что», а «как» и

62 Контекст

«как это могло быть». Здесь отсутствует угроза разобла­чения.

Влияние на поведение

Это подход рассматривает основы поведения, которые в свою очередь управляют совершенством, и любые дей­ствия человека.

Несмотря на то, что в НЛП развитие направлено в одну сторону, например, развитие навыков при обуче­нии, те же самые методики развития собственного со­вершенства могут быть перенесены на различные ситуа­ции и в различные контексты.

Так, для тренера НЛП может стать важной частью инструментария, которая повысит эффективность рабо­ты. Особенности применения НЛП будут рассмотрены в следующих главах.

Часть II

ТРЕНЕР

В первой части книги мы рассмотрели ситуацию, в кото­рой работают тренеры, чтобы напомнить о тех ключевых областях, на которые нужно обратить внимание, изучая собственную роль в изменяющемся мире. Также я при­вела основные положения НЛП и то, как они могут по­мочь в развитии навыков тренера.

В первой главе этой части мы подробно рассмотрим уже произошедшие и происходящие перемены в роли тренера, обращая внимание на то, как она усложнилась в свете этих перемен.

Во второй главе мы рассмотрим те личные качества тренера, которые служат основой для работы. Этот ас­пект работы тренера обычно не обсуждается и не являет­ся объектом развития. Однако личные качества все больше принимаются во внимание, когда люди приходят на работу. Вплоть до сегодняшнего дня считалось, что мы обладаем теми качествами, которыми обладаем, и если они не соответствуют ситуации, то мы ничего не можем с этим поделать. С помощью НЛП мы можем развивать важные личные свойства, чтобы повысить эф­фективность работы. Я укажу некоторые пути, которы­ми можно к этому прийти.

В последней главе этой части мы обсудим умения со­вершенного тренера и то, как методика НЛП может по­мочь ими овладеть. Мы рассмотрим знания, которые об­легчают обучение и проведение тренингов.

 

Тренер

Вы узнаете о переменах в своей роли. Возможно, кто-то из вас уже играет совсем другую роль, чем в начале своей деятельности в качестве тренера. Возможно, вы обнаружите в себе множество новых важных качеств — вы бы нее работали в этой сфере, если бы не имели их. Вы обнаружите, что уже пользуетесь знаниями, которые помогают преуспеть вашим подопечным.

Эта часть книги направлена на то, чтобы вы смогли определить те области, где вы сможете повысить собственное мастерство, и придумать способы, как это сделать.

Глава четвертая

Изменение роли тренера

При изучении изменяющегося мира организаций и мира тренингов, становится ясно, что роль тренера также претерпевает изменения. Ранее тренер был экспертом в конкретной сфере, он учил людей приобретать новые знания в этой области. Задача тренера заключалась в том, чтобы предоставлять информацию в доступном и структурированном виде. Тренинги отражали эту тенденцию, делая акцент на разработке и изложении программ.

В то же время всегда существовала другая форма проведения тренингов, которая собственно и не считалась тренингами. Речь идет о тех советах на работе, которые дают более опытные сотрудники новичкам. При всем пренебрежении, с которым профессионалы относились к этой форме тренингов, этот вид неформального тренинга часто оказывался гораздо эффективнее, чем обычный тренинг.

«Неформальным» тренерам не приходилось доказывать, что они эксперты. Если они не знают ответа на какой-то вопрос, то это может стать поводом для поиска вариантов ответа, возможно даже совместно с человеком, задавшим вопрос.

А профессиональные тренеры чувствовали себя обязанными быть экспертами, в чем проявлялась некоторая пародийность мира образования, где академичности и теории придается такое же (если не большее) значение, как и практике. Несмотря на то, что такой вид тренингов ни разу не показал своей эффективности, многие из нас постоянно им пользуются, чтобы завоевать доверие в профессиональной сфере.

К счастью, в роли тренера произошел большой сдвиг. Благодаря введению методов участия и переживания и

3 -79

Тренер

повышению внимания к практическим результатам тренингов, тренера все реже рассматривают как абстрактный субъект. Но профессиональный тренер все еще стремится к тому, чтобы считаться экспертом в среди своих практикантов, а не сфере тренингов.

От эксперта к человеку, помогающему в обучении и развитии

Что сейчас необходимо в изменяющемся мире тренингов, так это радикальное изменение определения «тренера». И хотя некоторый сдвиг уже произошел благодаря желанию самих тренеров работать эффективнее, все еще осталось закостенелое мнение о том, кем должен быть тренер и что он должен делать, — а этого быть не должно.

Любой тренер, добившийся успеха, незаметно уже вошел в новую роль. Это переход от роли тренера к роли человека, который помогает в обучении. Мы не сможем в будущем добиться успеха, пока не сделаем этот шаг и не убедимся, что знания усвоены раньше, чем закончен тренинг.

Изменения в практике уже произошли, но пока полностью не осознаются. Я все еще иногда сталкиваюсь с тренерами, которые извиняются за недостаток теоретичности, а не гордятся тем, что уже совершили переход к более полезной ипостаси своей роли.

Теория тренингов уже признала необходимость смены определения: так, мы говорим о теориях обучения и результатах обучения. Однако на практике почти все основываются на знаниях в сфере практиканта, а не на знаниях о процессе обучения. Когда кто-нибудь спрашивает «Чем вы занимаетесь?», а ты отвечаешь, что ты тренер, автоматически следует вопрос «в какой области?» — и ты отвечаешь!

Более того, процесс становления тренера все еще выглядит следующим образом: мы становимся экспертами

Изменение роли тренера 67

в определенной области, а затем добавляем навыки тренера, а не наоборот.

Новое определение основной обязанности тренера — человек, облегчающий обучение и развитие — влечет за собой дальнейшие изменения в существующем подходе к тренингам.

Тренинги для тренеров

Залогом профессионализма в сфере тренингов является умение общаться с людьми и помогать им в работе, а не знание предмета.

Теоретическая часть тренинга должна подчеркнуть важность процесса обучения и понимание того, что разные люди учатся по-разному. Это можно сделать с помощью различных методик, облегчающих обучение, разъясняющих важность тренингов, помогающих в самообучении и т. д.

И хотя тренинги значительно изменились, они все еще требуют улучшения.

Функции тренингов

Четкое определение понятия тренинга очень важно для организаций, так как тренинги способствуют обучению и развитию.

Во-первых, любой организация, стремящаяся к непрерывному прогрессу изменит сове отношение к тренингам в лучшую сторону и будет отводить им одну из ведущих ролей. Если обучение — главное для успеха организации, то люди, облегчающие обучение, играют важнейшую роль — ив стратегии, и на практике.

Тренинги сильно пострадали от маргинализации, оттого, что к ним относятся как к тому, без чего можно обойтись. Новое определение функций тренингов перенесут их в центр любого дела.

Во-вторых, парадоксально, но новое определение роли тренера является определением той роли, которую

Тренер

тренер всегда хотел играть. Поиск способов повышения профессионального статуса тренера привел к синдрому экспертов. Стать экспертом по облегчению обучения — прямой путь к профессионализму.

В-третьих, благодаря новому определению появится необходимость в усложнении наших функций, наша работа будет рассматриваться в тесной связи с развитием бизнеса и считаться частью единого целого, а не заготовкой для программы.

Маркетинг и тренинги

В связи с предыдущим пунктом нужно упомянуть о необходимости перемен в маркетинге тренингов. Благодаря перспективе облегчения обучения и развития, тренинги

• помогают обнаружить умение учиться, чтобы сотрудники могли стать хорошими учениками,

• обеспечивают работу программ, включающих различные подходы к обучению, там, где они оказывают положительное влияние на развитие бизнеса,

• обнаруживают возможности дальнейшего развития бизнеса,

• поддерживают менеджеров, которые облегчают обучение и развитие своего персонала.

Форма тренингов

Сейчас еще больше, чем когда-либо нужно вводить тренинги в соответствующий контекст, подгонять под него, чтобы они отвечали требованиям рабочей ситуации. Здесь невозможны заготовки, они не подходят. Должен быть целый список возможных подходов, наборов действий, из которых будет составляться нужное решение.

Подача материала

При таких изменениях тренер не будет больше ограничен программой тренинга. Он может ее упрощать, про-

Изменение роли тренера

водить тренинги тет-а-тет или общие занятия, делать доклады, учить других людей проводить тренинги. Для него открываются широкие творческие возможности, но возникают также и новые требования. Методы подачи материала будут определяться конечным результатом, использоваться будет самый подходящий.

Вне всяких сомнений, все опытные тренеры уже сделали несколько шагов к новому подходу к тренингам, и вот основные причины:

1. получить удовлетворение от работы — это убедиться, что ты помог в обучении, так что мы стремимся к новым подходам, чтобы добиться результатов,

2. чтобы иметь какое-то влияние в изменяющемся мире организаций, нужно ориентироваться на новые требования.

Тем не менее, роль помощника в обучении должна изменяться дальше. Эта роль, в общем, еще не признана, тренинги всегда закладываются «сверх плана», они проводятся, только если на них есть время и деньги. Нам нужно сформировать другой взгляд на ту роль, которую мы можем играть в организации, и активно ее демонстрировать.

Тренер — человек, который облегчает жизнь

Новая роль тренера прежде всего заложена в новом определении: «человек, облегчающий обучение и развитие». Мы станем людьми, облегчающими процесс обучения в любых ситуациях.

Облегчать значит упрощать. В сфере тренингов всегда считалось, что это значит применять какой-то конкретный подход для стимуляции развития. Например, мы можем облегчить работу команде, помогая структурировать мышление и подход к задаче.

При изменении роли тренера облегчение деятельности станет основной целью на всех уровнях тренингов, начиная с определения возможностей обучения, поиска

Тренер

методов, благодаря которым обучение и развитие приобретают важность и пользу.

Нам нужно так продемонстрировать эти возможности, чтобы люди могли сделать сознательный выбор, нужно предложить различные способы обучения, чтобы люди учились как можно более эффективно.

Два последних аспекта особенно важны для нас. Первое требование — облегчить понимание изменений на рабочем месте. Смысл в том, что мы открываем возможности для прямой и неизбежной критики того, как мы делаем свое дело. Мы предоставляем людям конкретные результаты конкретной программы развития и не скрываемся больше за «размазанными» возможными результатами. Так мы перестаем прятаться за нашей компетенцией и становимся открытыми к обратной связи с нашими клиентами.

Второе требование — научить людей развивать возможности других. При работе с менеджерами наша задача состоит не только в том, чтобы развить их личные качества, но и научить их развивать способности своего персонала. Таким образом, мы учим менеджеров учить.

Мы снова разоблачаем мифы — считалось, что только профессионалы могут обучать других — и сталкиваемся с болезненной необходимостью выйти из привычной роли: чем большему может научить менеджер фирмы, тем меньше нужен профессиональный тренер.

Несмотря на эти очевидные отклонения, новая роль оказывается несколько другой и, возможно, гораздо более важной. Мы становимся учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, — важнейшими людьми в мире изменяющихся компаний.

Необходимость изменения подхода повлечет за собой внешнее и внутреннее давление на тренера, он будет чувствовать себя неуютно, будто он находится на незнакомой территории, где он не уверен, что способен добиться эффективного результата.

Более того, некоторые важные аспекты перемены роли помещают нас в центр этой незнакомой территории,

Изменение роли тренера

так что мы даже не сможем потренироваться в тихом уголке.

Но большинство из нас занимается этим делом из интереса к новым знаниям, так что наше собственное развитие полезно для нас. Мы должны развиваться сами, чтобы помочь успешному развитию других людей в изменяющемся мире.

Тренер — пример хороших результатов

Став учителями и людьми, поддерживающими обучение в организациях, мы обязаны понять, что люди оценивают по нашим реальным качествам, а не по тому, что мы о себе говорим.

Благодаря этому происходит значительная перемена в отношении тренера к людям и в подходе к обучению. Эта перемена возможна только тогда, когда ясно, что подход:

• эффективен для достижения желаемых результатов,

• работает и для организаций, и для отдельных людей.

Когда Восточную Европу на Олимпийских играх представляют молоденькие девочки и завоевывают медали по спортивной гимнастике, тренировки маленьких детей выглядят очень привлекательными: они явно эффективны, так как демонстрируются их успехи. Но как только становится известно о тех строгих ограничениях при тренировках, модель становится менее привлекательной: выгода для отдельно взятого человека слишком мала.

В то же время модель в области атлетики мирового уровня предлагает более завершенную картину. Атлет кажется увлеченным своим видом спорта и сформировавшейся личностью со своими интересами и способностями. Благодаря тому, что они делают и как они это

Тренер

делают, формируется модель возможности мировых достижений в области, связанной с развитием других потенциалов. Таким образом модель становится гораздо более привлекательной.

Так и тренеры должны быть важным примером пользы изменений — и для организаций, и для отдельных людей.

Тренер — образец обучения

Первое изменение, которое мы можем моделировать — это переход от эксперта к учащемуся. Переход к роли ученика стал легче благодаря изменению концепции роли тренера. Мы учимся делать все по-другому, понимая, что так облегчаем другим тот же переход.

Если мы можем продемонстрировать выгоду, а не дискомфорт, от роли ученика, мы подталкиваем других изменить свое мнение о роли ученика.

Раньше была тенденция видеть в ученичестве трудный этап на пути к достижению результата. Оно было скорее необходимым неудобством, чем желаемым состоянием. Поэтому люди с неохотой признавали, что они не знают ответа на какой-то вопрос, им было стыдно. Обучение и тренинги укрепили это отношение, демонстрируя, что их результаты — сложнейшие ответы на вопросы, а не стимул к обучению.

Но те из нас, кто вновь открыл любовь к обучению, которая приходит к нам, как к маленьким детям, знают, что длительное обучение приносит огромную пользу.

Жизнь оказывается гораздо интереснее, когда ты постоянно учишься чему-нибудь, развиваешь свои возможности. Гораздо приятнее признать, что ты чего-то не знаешь, не понимаешь, а потом бросить все силы на поиск ответа, чем попытаться что-то сделать, а потом скрывать свое незнание. Признавая, что мы не всегда знаем лучший способ, мы можем показать другим пример длительного обучения.

Изменение роли тренера

Образец гибкости

Как тренер экспериментирует с различными подходами к обучению, так и мы можем моделировать гибкость, которая очень важна в изменяющемся мире. Избавляясь от старых теорий о том, что такое тренинг, демонстрируя свою готовность к новым подходам в обучении, мы подаем пример гибкости, которому могут следовать и другие.

Образец постоянного совершенствования

Подавая пример другим, мы можем создать модель постоянного совершенствования. Это все еще сравнительно новый метод для большинства людей, поэтому может быть не совсем ясно, как это делать.

Будучи людьми, которые постоянно расширяют свои навыки, знания и умения, мы демонстрируем постоянное совершенствование в повседневной жизни. Так мы получаем и ориентир на будущее. Такие вопросы, как «Если сегодня было хорошо, как это можно сделать лучше завтра?» или «Что позволит тебе действовать эффективнее в будущем?», войдут в ваш повседневный словарный запас.

Образец удовольствия

В конце концов, нам нужно создать модель выгоды от роли ученика. Этот подход является источником энтузиазма, любопытства, удовольствия, что напоминает обучение маленьких детей.

Именно тот факт, что обучение приносит удовольствие, обогащает нашу жизнь, на подсознательном уровне является для людей решающим. Мы должны доказать, что обучение не тяжелый и изматывающий труд, как это следовало из принятых ситуаций обучения.

Тренер

Итак, тренер будущего будет значительно отличаться от тренера прошлого. Чтобы перейти к новой роли, нам будет нужно задействовать различные профессиональные качества и личные свойства. НЛП как раз направлено на то, чтобы позволить нам достичь наивысшего мастерства, выйти за установленные границы.

Так что мы начнем с того, что посмотрим, как НЛП может помочь развить навыки и умения.

I

Глава пятая

Качества совершенного тренера

Вы этой главе мы поговорим о тех качествах, развив которые, мы станем совершенными тренерами. Раньше мы считали, что развитию подлежат скорее не наши личные качества, а навыки, теснее связанные с работой, например, умение подать материал. Теперь нам, как и другим сотрудникам организаций, нужно начинать с личного развития. Для того, чтобы работать в постоянно меняющейся среде, нужно обладать гибкостью и желанием меняться. Мы должны стать образцом для подражания: чтобы убедить других в необходимости новых требований, мы должны будем начать с самих себя.

Личные убеждения и ценности

Прежде всего нужно обратиться к личным ценностям и убеждениям. Находясь за гранью нашего сознания, они, тем не менее, оказывают значительное влияние на наше поведение и отношения и часто могут изменить наши сознательные намерения. Так что стоит найти способы совместить свои убеждения с результатами, которых мы хотим достичь. У нас есть четыре набора ценностей и убеждений: о себе, о других людях, об информации и том, как «устроен мир».

Ценности и убеждения о себе

Думая или говоря о себе, мы выражаем свои убеждения и ценности относительно самих себя. У нас есть определенный список убеждений о том, что мы можем делать, а чего не можем, кем можем быть, кем не можем.

Тренер

Как мы составляем этот список?

Мы начинаем составлять его еще в детстве, собирая то, что говорят о нас другие люди, и часто это способствует появлению негативной самооценки. Взрослые скорее отметят то, чего мы не умеем делать, чем то, что умеем. Возможно, родители слишком часто говорили, что вы неуклюжи, а учителя — что вам не хватает сосредоточенности. У них и в мыслях не было вам вредить, но своими действиями могли запросто разрушить вашу самооценку, не подозревая об этом. Впервые услышав какое-либо мнение окружающих о вас, вы бессознательно начинаете собирать доказательства услышанного. И конечно, чем больше вы уверены в собственной неловкости, тем более неловким вы становитесь и подтверждаете, что это так и есть!

Осознав, что эти факторы самооценки основаны на произвольном наборе фактов, вызваны услышанными фразами в детстве, мы можем пересмотреть список убеждений и обратить его на пользу себе. В конце концов, на каждый пример вашей неловкости есть пример мастерства — вы просто не искали подтверждения этому факту.

Итак, первый шаг к совершенству тренера — проверка своих убеждений и подгонка их под желаемые результаты.

Проверка ценностей и убеждений о самом себе

После того, как мы рассмотрели изменения в роли тренера, стало ясно, что для того, чтобы проявить себя в новом качестве, тренеру нужны соответствующие личные качества.

Подумайте и напишите свой список качеств идеального тренера: каков он, что умеет делать (в конце этой главы — приложение 5.1 — вы найдете пример такого списка; вы можете оттолкнуться от него или сравнить свой список с ним). Пройдитесь по списку и отметьте галочкой те качества, которые у вас, по вашему мнению,

Качества совершенного тренера

есть. Здесь важно, чтобы вы признали свои убеждения. Обычно мы пропускаем эту стадию и не подтверждаем наличие основных навыков, так что убедитесь, что вы знаете те качества, которые вы уже развили.

Теперь пройдитесь по списку, обдумайте те качества, которые вы не отметили. Во-первых, проверьте, не слишком ли вы скромны: большинство людей склонны себя недооценивать. Поверьте, что вы отчасти обладаете этими качествами, даже если не в той степени, в которой хотелось бы.

Если какое-то качество все еще не отмечено, остановитесь и попробуйте припомнить примеры из своего прошлого, когда вы демонстрировали это качество. Это могут быть примеры из любой сферы вашей деятельности: например, вы проявляли невероятное терпение по отношению к своей племяннице или племяннику, а не коллеге по работе.

Цель поиска этих примеров — напомнить себе, что вы все-таки обладаете этими свойствами, хоть и не пользуетесь ими постоянно. Мы сейчас занимаемся тем же, что делали ребенком, принимая точку зрения родителей или учителя: обращаем внимание на какое-либо утверждение и пытаемся найти ему доказательства.

Закончив второй этап проверки своих убеждений, мы увидим, что неотмеченных пунктов в списке не осталось или осталось очень мало. О том, как развить качества, так и не отмеченные галочкой, мы поговорим позже.

Начнем с того, что новые признанные убеждения относительно себя увеличивают ваши потенциальные ресурсы.

Чтобы закончить эту проверку, нужно внедрить новые убеждения в подсознание. Это просто: мы впитываем убеждения, оформляя их в простые утверждения. Утверждение должно быть позитивным (в нем не должно быть частицы «не») и начинаться со слов «Я —...» или «Я умею...», например: «Я терпелив» или «Я умею общаться с людьми».

Возьмите свой список качеств идеального тренера и перепишите его в виде позитивных утверждений «Я

Тренер

умею...» или «Я —...». Затем медленно прочитайте вслух каждое утверждение, вспоминая пример проявления этого качества.

Так вы заложили в подсознании основу убеждений относительно самого себя, которые помогут вам стать идеальным тренером. Отныне вы будете отмечать про себя, когда вы проявляете то или иное качество, и не упустите возможность их развить.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-08; Просмотров: 269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.109 сек.