Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть вторая 2 страница. 2. Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной




2. Как представляется, оферта в сфере розничной купли-продажи может быть только публичной. Это обусловлено спецификой складывающихся в этой сфере отношений, которая нашла отражение в законе. В силу ст. 426 ГК РФ договор розничной купли-продажи является публичным договором, т.е. коммерческая организация (продавец) обязана продать товар любому, кто к ней обратится. При этом продавец не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Цена товаров, а также иные условия договора розничной купли-продажи (как и любого публичного договора) устанавливаются одинаковыми для всех покупателей (потребителей и др.), за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных субъектов (п. 2 ст. 426 ГК; см. также п. 2 ст. 492 и соответствующий комментарий).

Покупателю по договору розничной купли-продажи чаще всего не о чем договариваться с продавцом. Договор может быть заключен не иначе как путем принятия предложения продавца, акцепта публичной оферты. Таким образом, договор розничной купли-продажи является договором присоединения (ст. 428 ГК). Таково общее правило. Естественно, существуют и исключения. Так, покупатель может выразить волю акцептовать публичную оферту с условием принятия товара покупателем в определенный срок или с условием доставки товара покупателю (см. ст. 496, 499 ГК и соответствующие комментарии). Может быть предусмотрена оплата товара в кредит или рассрочку (см. ст. 488, 489 ГК и комментарии к ним) и т.д. Но и в этих случаях все остальные условия договора (о цене и др.) определены в публичной оферте. Согласовав условия о сроке принятия товара или о доставке и т.д., во всем остальном покупатель присоединяется к предложенному договору в целом.

3. Если предложение заключить договор розничной купли-продажи обращено к неопределенному кругу лиц (ко всякому и каждому), сформулировано в рекламе, каталогах и описаниях товаров и содержит все существенные условия договора, то презюмируется, что продавец выражает волю заключить договор с любым, кто отзовется. (Иначе к чему предложение?) Такое предложение признается публичной офертой.

Если бы такие предложения не признавались публичной офертой, то в ряде случаев потенциальные покупатели вводились бы в заблуждение.

4. При рассмотрении п. 2 комментируемой статьи важно обратить внимание на следующие обстоятельства.

Во-первых, речь идет о выставлении товаров, а также о демонстрации образцов или предоставлении сведений о продаваемых товарах.

Во-вторых, указанные действия совершаются в месте продажи. Поэтому правило п. 2 не применяется, например, при продаже товаров, осуществляемой посредством разносной торговли.

В-третьих, такие действия признаются публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие условия договора. В принципе такой ситуации быть не должно, поскольку в силу п. 11 Правил продажи отдельных видов товаров <1> продавец до заключения договора должен довести до сведения покупателей кроме прочего цену и условия приобретения товара. Пунктом 19 этого акта предусмотрено, что продавец обязан обеспечить наличие единообразных и четко оформленных ценников на реализуемые товары с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника.

--------------------------------

<1> Утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 "Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, Перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации".

 

Если, однако, продавец не исполнил указанную обязанность или выдвигает некие дополнительные условия, то начинает "работать" правило, содержащееся в п. 2 комментируемой статьи: совершена публичная оферта, любой вправе на нее отозваться, отозвался - договор заключен.

В-четвертых, в указанных случаях продавец может указать ("явно определить"), что соответствующие товары не предназначены для продажи. Обычно так и указывается: "Не продается". И рассматриваемые действия не признаются публичной офертой.

 

Статья 495. Предоставление покупателю информации о товаре

 

Комментарий к статье 495

 

1. Комментируемая статья посвящена одной из специфических особенностей договора розничной купли-продажи, создающих особый правовой статус покупателя по такому договору. Покупатель, как принято считать, является "слабой" стороной в договоре розничной купли-продажи <1>, поэтому предоставленное ему право на информацию о товаре - одно из дополнительных средств его правовой защиты. В отличие от общих положений о купле-продаже, предполагающих, что покупатель и продавец согласуют лишь наименование и количество товара, а продавец сообщает покупателю об известных ему недостатках товара, в § 2 гл. 30 ГК РФ установлено, что продавец обязан предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже. Объем информации и способ ее предоставления (устно, в виде прилагаемой к товару документации, путем размещения информации на товаре и т.п.) должны соответствовать закону, иным правовым актам и обычно предъявляемым в розничной торговле требованиям. В качестве способа предоставления информации о товаре комментируемая статья рассматривает также проверку свойств или демонстрацию использования товара по требованию покупателя в его присутствии (п. 2).

--------------------------------

<1> См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Кн. 1: Общие положения. 3-е изд., стереотип. М.: Статут, 2001.

 

Реализация права покупателя на информацию о товаре возможна также посредством его собственных действий: покупатель вправе осмотреть товар, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле.

Нельзя не заметить, что право покупателя на информацию о товаре и корреспондирующая с ним обязанность продавца по предоставлению такой информации существуют вне договорного правоотношения, на преддоговорной стадии отношений сторон. Возможность возникновения правоотношения "будущий покупатель - будущий продавец" следует из того, что договор розничной купли-продажи является публичным (п. 2 ст. 492 ГК).

Поскольку названное правоотношение является преддоговорным, неисполнение продавцом обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривается как уклонение от заключения договора и влечет за собой обязанность продавца возместить покупателю причиненные этим убытки (п. 3 настоящей статьи).

Если покупатель не получил информацию о товаре, но договор заключил, он вправе в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения ему других убытков. В случае, когда покупатель не получил от продавца необходимой информации о товаре, в котором после его передачи покупателю выявились недостатки, он вправе предъявить продавцу требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, если докажет, что недостатки товара возникли в связи с отсутствием у него информации. Таким образом, общее правило ст. 476 ГК РФ о том, что продавец отвечает за недостатки, возникшие до передачи товара покупателю, в этом случае не подлежит применению.

Так, общество проводило косметический ремонт в арендуемых им помещениях, в том числе заменяло электропроводку и электрооборудование. Для проведения ремонтных работ общество приобрело у другого общества (продавца) электрический кабель. Проложив кабель в стены и установив розетки и выключатели, общество (покупатель) произвело отделку стен, однако после покраски стен вокруг выключателей и розеток появились масляные пятна. Для устранения повреждений стен был произведен демонтаж поврежденных элементов, кабеля, смонтирован новый кабель и элементы стенового покрытия, стены были заново оклеены обоями. Покупатель, полагая, что причиной повреждения стен является продажа ему некачественного товара и непредоставление продавцом достоверной и полной информации о товаре, обратился в суд с иском о взыскании убытков, состоящих из расходов, понесенных в связи с проведением повторного ремонта. В ходе судебного разбирательства стороны совместно осмотрели помещение и выявили повреждения, установив, что предположительной причиной повреждения является выделение маслянистой жидкости из кабеля. Высший Арбитражный Суд РФ счел необходимым поддержать судебные инстанции, которые пришли к выводу о правомерности требований покупателя <1>. В приведенном примере возможность применения к отношениям сторон положений комментируемой статьи связана с тем, что хозяйственное общество - покупатель - приобрело товар не для целей, непосредственно связанных с предпринимательской деятельностью.

--------------------------------

<1> Определение ВАС РФ от 6 ноября 2009 г. N ВАС-14298/09 по делу N А26-3609/2008.

 

2. Поскольку к отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина подлежат применению также положения законодательства о защите прав потребителей, необходимо учитывать специальные правила о предоставлении покупателю-гражданину информации и об ответственности продавца за неисполнение этой обязанности, установленные Законом РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

В соответствии со ст. 10 Закона о защите прав потребителей информация о товарах в обязательном порядке должна содержать:

- наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение;

- сведения об основных потребительских свойствах товаров, в отношении продуктов питания - сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае, если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более 9/10%), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством РФ;

- цену в рублях и условия приобретения товаров, в том числе при предоставлении кредита - размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы;

- гарантийный срок, если он установлен;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товаров;

- информацию об энергетической эффективности товаров, в отношении которых требование о наличии такой информации определено в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

- срок службы или срок годности товаров, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;

- адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера;

- информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров, указанных в п. 4 ст. 7 Закона о защите прав потребителей;

- информацию о правилах продажи товаров.

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

Кроме того, особые требования к объему и способам предоставления покупателям информации о товаре установлены целым рядом иных Федеральных законов: от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ "О лекарственных средствах", от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", от 12 июня 2008 г. N 88-ФЗ "Технический регламент на молоко и молочную продукцию", от 24 июня 2008 г. N 90-ФЗ "Технический регламент на масложировую продукцию", от 27 октября 2008 г. N 178-ФЗ "Технический регламент на соковую продукцию из фруктов и овощей", от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию", от 27 декабря 2009 г. N 347-ФЗ "Технический регламент о безопасности низковольтного оборудования". Так, в силу ст. 18 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" на этикетках или ярлыках либо на листках-вкладышах упакованных пищевых продуктов с учетом видов пищевых продуктов должна быть размещена на русском языке информация о пищевой ценности (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, витаминов, макро- и микроэлементов); о назначении и об условиях применения (в отношении продуктов детского питания, продуктов диетического питания и биологически активных добавок); о способах и об условиях изготовления готовых блюд (в отношении концентратов и полуфабрикатов пищевых продуктов); об условиях хранения (в отношении пищевых продуктов, для которых установлены требования к условиям их хранения); о дате изготовления и дате упаковки пищевых продуктов.

Дополнительные требования к предоставлению покупателю информации о товаре устанавливаются подзаконными нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с Законом о защите прав потребителей. Например, Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 1997 г. N 481 утвержден Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказания для применения при отдельных видах заболеваний, а Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. N 1222 определен Перечень видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.

Весьма важно также то, что законодательство о защите прав потребителей закрепляет презумпцию отсутствия у покупателя-гражданина специальных познаний о свойствах и характеристиках товара (п. 4 ст. 12 Закона о защите прав потребителей).

3. За неисполнение обязанностей продавца по предоставлению покупателю информации о товаре установлена не только гражданско-правовая ответственность. В соответствии со ст. 14.8 КоАП нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 500 до 1 тыс. рублей; на юридических лиц - от 5 тыс. до 10 тыс. рублей.

 

Статья 496. Продажа товара с условием о его принятии покупателем в определенный срок

 

Комментарий к статье 496

 

1. Выделение договора розничной купли-продажи с условием о принятии товара покупателем в определенный срок основано на критерии момента исполнения продавцом обязанности по передаче товара покупателю, поскольку по договору розничной купли-продажи момент заключения договора и момент его исполнения не всегда совпадают. Необходимо отличать данный договор от договора розничной купли-продажи товара с условием о его доставке покупателю, по которому продавец должен исполнить обязанность по передаче товара в установленный договором срок (ст. 499 ГК).

При этом возникает вопрос: распространяются ли нормы комментируемой статьи лишь на тот товар, который оплачен покупателем, или нет? Как отмечает В.П. Мозолин, "подобного рода формулировка закона о праве продавца на продажу продавцом уже проданного им товара в качестве необходимого условия предполагает, что покупатель при заключении договора не оплатил купленный товар, т.е. не стал его собственником, как предусматривается в ст. 491 и 501 ГК" <1>. Д.В. Мурзин считает, что в комментируемой статье речь идет о заключенном договоре (ст. 493 ГК), соответственно подразумевая, что оплата товара покупателем уже произведена (ст. 500 ГК). Продавец в этом случае просто осуществляет некое подобие хранения уже проданного товара <2>. Т.Л. Левшина пишет, что "правила комментируемой статьи не применяются, когда в соответствии с договором товар после покупки остается на хранении у продавца, т.к. в этом случае нельзя считать, что товар не принят покупателем" <3>.

--------------------------------

<1> Гражданское право: Учебник (ч. 2) / Отв. ред. В.П. Мозолин. М.: Юристъ, 2004.

<2> Алексеев С.С., Васильев А.С., Голофаев В.В., Гонгало Б.М. и др. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации (учебно-практический). Части первая, вторая, третья, четвертая (постатейный). 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. С.А. Степанова. М.: Проспект; Институт частного права, 2009; СПС "КонсультантПлюс".

<3> Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд., испр. и доп. с использованием судебно-арбитражной практики / Под ред. О.Н. Садикова. М.: КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2006; СПС "КонсультантПлюс".

 

При ответе на поставленный вопрос необходимо учитывать следующее:

1) в абз. 1 комментируемой статьи речь идет о заключении договора с названным условием;

2) согласно ст. 493 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428), договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Таким образом, если иное не предусмотрено законом или договором, условие о принятии покупателем товара в определенный договором срок распространяется на такой договор розничной купли-продажи, который заключен в надлежащей форме, о чем свидетельствует документ, подтверждающий оплату товара. Однако иное может быть предусмотрено законом или договором между покупателем и продавцом. Так, продавец и покупатель могут договориться о возможности отложить товар для покупателя и его последующей оплаты.

Возможность заключения таких договоров подтверждается письмом Роскомторга от 17 марта 1994 г. N 1-314/32-9 "О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети", согласно п. 28 которого неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов.

Кроме того, согласно п. 29 указанного письма покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.

2. Если в нарушение правила абз. 1 комментируемой статьи товар продан другому лицу, то покупатель вправе требовать от розничного продавца возмещения причиненных убытков на основании ст. 398 ГК РФ. К дополнительным расходам продавца, указанным в абз. 3 комментируемой статьи, как правило, относятся расходы на хранение.

Нормы настоящей статьи не ограничивают право сторон, исполнивших договор купли-продажи, заключить договор хранения объекта договора.

 

Статья 497. Продажа товара по образцам и дистанционный способ продажи товара

 

Комментарий к статье 497

 

1. Одной из особенностей договоров розничной купли-продажи, обычно совершаемых с участием потребителей, является специфика их заключения, выраженная в первую очередь в необходимости предоставления потребителям специальной потребительской информации (ст. 8 - 11 Закона о защите прав потребителей), в том числе и информации о товаре (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). Исходя из способа предоставления такой информации о товаре (его потребительских свойствах), при заключении договора розничной купли-продажи такие договоры подразделяются на две разновидности. Это договоры, заключаемые (1) при реализации товаров по образцам, а также (2) дистанционным способом. Основное отличие двух названных разновидностей договора состоит в способе получения покупателем информации о товаре.

В первом случае покупатель имеет возможность лично ознакомиться с образцом товара путем его осмотра, проверки потребительских свойств. Во втором случае такой возможности у него нет, а покупатель лишь получает информацию о товаре тем или иным способом - устно, письменно, в электронной форме. Таким образом, во второй ситуации формирование воли покупателя на приобретение конкретного товара во многом обусловлено действием (бездействием) продавца по передаче информации, поскольку это формирование в большой степени зависит от того, как (в какой степени наглядно и доступно) и в каком объеме информация о товаре будет подана покупателю. Соответственно в целях обеспечения повышенной охраны прав покупателя такие договорные отношения подлежат более детальной правовой регламентации, причем с явно большим уровнем императивности по сравнению с иными отношениями по розничной купле-продаже.

Известным следствием указанной выше специфики заключения договора является то, что отношения, связанные с продажей товаров по образцам и дистанционным способом, носят сложный характер. Они включают не только собственно отношения по продаже, но и, в частности, отношения по доставке товаров. Так, согласно п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом при продаже товаров таким способом продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки с указанием используемого способа доставки и вида транспорта. Вместе с тем, как следует из ст. 16 Закона о защите прав потребителей и п. 7 указанных Правил, продавец не вправе без согласия покупателя выполнять дополнительные работы (оказывать услуги) за плату. Покупатель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, то вправе потребовать от продавца возврата уплаченной суммы.

Сделанный вывод о сложном характере данных отношений подтверждается содержанием Правил продажи товаров по образцам. Как установлено в п. 4 названных Правил, продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми отправлениями или перевозки любыми видами транспорта, а также по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть введены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов. Продавцом могут также предоставляться другие услуги - по сборке, установке, подключению, наладке и сервисному обслуживанию товаров.

2. Правовое регулирование отношений, возникающих при реализации товаров по образцам, а также дистанционным способом, осуществляется в рамках ГК РФ, Закона о защите прав потребителей, Правил продажи товаров по образцам, Правил продажи товаров дистанционным способом. При применении данных актов следует учитывать существующие особенности их содержания в части того, что понимается под продажей товаров по образцам и продажей товаров дистанционным способом.

Во-первых, это особенности использования соответствующей правовой терминологии по Закону о защите прав потребителей. В данном акте для обозначения продажи товаров дистанционным способом в ряде случаев используется другая правовая категория - продажа товаров по описанию (см. определение "недостаток товара (работы, услуги)" в преамбуле Закона о защите прав потребителей, п. 4 ст. 4). Представляется правильным исходить из того, что продажа товаров дистанционным способом и продажа товаров по описанию идентичны.

Во-вторых, имеет место противоречие в содержании двух вышеназванных Правил, касающееся соотношения определений продажи товаров по образцам и продажи товаров дистанционным способом. Суть его в следующем. Согласно комментируемой статье четко разграничиваются два указанных вида розничной купли-продажи, что видно из ее названия и из содержания п. 1 и 2. Из этого же исходит и Закон о защите прав потребителей, в частности ст. 26.1. Вместе с тем в соответствии с ранее существовавшей редакцией комментируемой статьи (действовала до конца 2007 г.) продажа товаров по образцам и продажа дистанционным способом формально не различались. Поэтому в действующей редакции Правил продажи товаров по образцам, принятых в 1997 г., сохранилось такое определение продажи товаров по образцам, под которое с позиции ныне действующей редакции комментируемой статьи подпадают и собственно такая продажа, и продажа товаров дистанционным способом.

Как установлено в п. 2 вышеназванных Правил, продажа товаров по образцам - это продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенными продавцом образцами товаров или их описаниями, содержащимися в каталогах, проспектах, буклетах, представленными в фотографиях и других информационных материалах, а также в рекламных объявлениях о продаже товаров. Однако согласно п. 2 Правил продажи товаров дистанционным способом, принятых в 2007 г., такая продажа есть продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках, или посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора.

Представляется, что указанное противоречие должно разрешаться на основании ст. 3, 497 ГК РФ и ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей следующим образом: если покупатель при заключении договора имеет возможность ознакомления с предложенным продавцом образцом товара, то применяются Правила продажи товаров по образцам, а при отсутствии данной возможности - Правила продажи товаров дистанционным способом.

Оценивая содержание Правил продажи товаров по образцам и Правил продажи товаров дистанционным способом, следует обратить внимание на ряд неоправданных, как представляется, расхождений между этими актами. С одной стороны, содержательные расхождения между правовой регламентацией продажи товаров по образцам и дистанционным способом должны быть. Они обусловлены описанным выше различием между этими разновидностями розничной продажи. С другой стороны, данное правовое регулирование в определенной части должно быть построено и на принципе его единства точно так, как это сделано в комментируемой статье. Поэтому видится целесообразной следующая корректировка законодательства: 1) ст. 26.1 Закона о защите прав потребителей следует посвятить не только продаже товаров дистанционным способом, но и продаже товаров по образцам, расширив ее содержание и объединив в ней все нормы этого акта о продаже товаров по образцам; 2) названные выше Правила нужно свести в единый нормативный правовой акт, построив его на принципе единства и дифференциации.

3. В п. 1 и 2 комментируемой статьи закрепляется специфика заключения договоров розничной купли-продажи при реализации товаров по образцам, а также дистанционным способом. Подобная специфика, как уже отмечено выше, связана в первую очередь с предоставлением информации о товаре и состоит в том, что данная информация предоставляется покупателю при заключении договора в рамках процедуры "оферта - акцепт" (гл. 28 ГК). В отмеченном случае информация предоставляется либо (1) при продаже товаров по образцам - в форме конклюдентных действий (демонстрация образца товара, его потребительских свойств и др.), совершаемых в присутствии покупателя, а также дополнительно еще и в иной форме (устно и проч.), либо (2) при продаже товаров дистанционным способом - в письменной и любой иной форме, но без предоставления покупателю возможности непосредственно ознакомиться с товаром (его образцом). Таким образом, при заключении договоров розничной купли-продажи товаров по образцам и дистанционным способом требования к оферте (предложению заключить договор) определяются как общими положениями ГК РФ об оферте, так и специальными требованиями к ней, касающимися реализации права покупателя на информацию, установленными в законодательстве о защите прав потребителей. Причем оферта может быть и обычной, и публичной (ст. 437 ГК, п. 12 Правил продажи товаров дистанционным способом).

Применительно к дистанционному способу продажи товаров требования к предоставляемой покупателю при заключении договора информации и ее состав формулируются в ст. 8 - 11 Закона о защите прав потребителей, также этот состав детализируется в п. 2 ст. 26.1 данного Закона и Правилах продажи товаров дистанционным способом. Так, потребителю продавцом должна быть предоставлена информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. Кроме того, продавец должен сообщить покупателю информацию (1) о необходимости использования квалифицированных специалистов по подключению, наладке и пуску в эксплуатацию технически сложных товаров, которые по техническим требованиям не могут быть пущены в эксплуатацию без участия соответствующих специалистов (п. 3 Правил продажи товаров дистанционным способом); (2) о том, что товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (п. 10 указанных Правил); (3) о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом (п. 13 этих же Правил) и др. Схожие правила об информировании покупателя содержатся также и в Правилах продажи товаров по образцам.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-25; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.