Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции речи




Речь является основным средством человеческого общеия. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в чстности такую, которая несет большую смысловую нагрузку илификсирует в себе то, что невозможно своспринять с помощью органов чувств (абстрактные понятия, непосредственно не воспринимаемые явления, законы, правила т.п.).Без письменной речи человек был бы лишен возможности узнать, как жили, что думали и днлали люди предыдущих поколений. Унего не было бы возможности передать свои мысли и чувства. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека,не ограничивапясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и др. процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Через речь психология и опыт одного человека становится доступными др. людям, обогащают их, способствуют их развитию.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведения др. людей и регуляции собственного поведения человека. Соответственно множеству ее функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональгых назначениях представлена в разных формах: внешней, внутренней, монолога, диолога, письменной, устной и т.д. Хотя все эти формы речи взаимосвязаны, их жизненное назначение не одинаково. Внешняя речь в основном играет роль средства общения, внутренняя - средство мышления. Письменная речь чаще всего выступает как способ запоминания информации. Монолог обслуживает процесс одностороннего, а диалог - двустороннего обмена информацией.

Речевое мышление, как единство мышления и речи. (Рубинштейн С.Л.)

Связанная с сознанием в целом, речь человека включается в определенные взаимоотношения со всеми психическими процессами; но основным и определяющим для речи является ее отношение к мышлению.

Поскольку речь является формой существования мысли, между речью и мышлением существует единство. Но это единство, а не тождество.

Поведенческая психология попыталась усткановить между ними тождество, по существу сведя мышление к речи. Для бихевиористов мысль есть не что иное, как "деятельность речевого" аппарата. (Дж. Уотсон).

Такое сведение мышления к речи обозначает упразднение не тоьлко мышления, но и речи, потому что, сохраняя в речи лишь реакции, оно упроздняет их значение. В действительности речь есть постольку речь, поскольку она имеет осознанное значение. Слова, как наглядные образы, звуковые или зрительные, сами по себе еще не составляют речи. Движения, продуцирующие звуки, не являются самостоятельным процессом, который в качестве побочного продукта дает речь. Подбор самих движений, продуцирующих звуки или знаки письменной речи, весь процесс речи определяется и регулируется смысловыми отношениями между значениями слов. Мы иногда не находим слова или выражения для уже имеющейся и еще словесно не оформленной мысли:идейное содержание нашей мысли регулирует ее словесное выражение. Поэтому речь не есть совокупность реакций, совершающихся по методу проб и ошибок или условных рефлексов: она - интеллектуальная операция. Нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество, потому что речь существует как речь лишь благодаря своему отношению к мышлению.

Но нельзя отрывать мышление иречь друг от друга. Речь - не просто внешняя одежда мысли, которую она сбрасывает или одевает, не изменяя этим своего существа. Речь, слово служат не только для того, чтобы выразить, вынести во вне, передать другому уже готовую без речи мысль. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы сплошь ирядом ее формируем. Речь здесь нечто большее, чем внешнее орудие мысли; она включается в самый процесс мышления как форма, связанная с его содержанием. Создавая речевую форму мышление само формируется. Мышление и речь, не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается.

В тех случаях, когда мышление совершается в основном не форме речи в специфическом смысле слова, а в форме образов, эти образы по существу выполняют в мышлении функцию речи, поскольку ихчувственное содержарние функционирует в мышлении в качестве носителя его смыслового содержания. Вот почему можно сказать, что мышлении вообще невозможно без речи: его смысловое содержаниевсегда имеет чувственного носителя, более или менее переработанного и преображенного его семантическим содержанием. Это не значит, что мысль всегда исразу проявляется в уже готовой речевой форме, доступной для др. Мысльзарождается обычно в виде тенденций, сначало имеющих лишь несколько намечающихся опорных точек, еще не вполне оформившихся. Отэтой мысли, которая еще больше тенденция и процесс, чем законченное оформившееся образование, переход к мысли, оформленной в слове, совершается в результате очень сложной и иногда трудной работе.

Всамой мысли в момент ее зарождения в сознании индивида часто переживание ее смысла для данного индивида преобладает над оформленным значением ее объективного значения. Сформулировать свою мысль, т.е. выразить ее через обобщенные безличные значения языка, по существу означает как бы перевести ее в новый план объективного значения и, соотнеся свою индивидуальную личную мысль с фиксированными в языке формами общественной мысли, прийти к осознанию ее объективного значения.

Как форма исодержание, речь и мышление связаны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика - структуру мышления; они не тождественны. Поскольку в речи отлагаются и запечатлеваются формы мышления той эпохи, когда возникли соответствующие формы речи, эти формы, закрепляясь в речи, неизбежно расходятся с мышлением последующих эпох. Речь архаичнее мысли.

Утверждение о несводимости мышления к речи относится и к внутренней речи. Некоторые авторы считают,что если нет звукого компонента, то там усматривают лишь мыслительное содержание. Это неправильно, потому что специфичность речи вовсе не сводится к наличию в ней звукового материала. Она заключается в ее грамматической - синтаксической и стилистической - структуре, в ее специфической речевой технике. Такую структуру и технику, притом своеобразную, отражающую структуру внешней, громкой речи и вместе с тем отличную от нее, меет и внутренняя речь. Поэтому и внутренняя речь не сводится к мышлению.

Итак: 1) между речью и мышлением существует не тождество и не разрыв, а единство; 2) в единстве мышления и речи ведущим является мышление,а не речь; 3) речь имышление возникают у человека в единстве на основе общественно- трудовой практики.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.