Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие категории этической нормы в бизнесе




Формирование этических норм бизнеса в России

Введение

В основе бизнес-деятельности лежат экономические и юридические законы. Каждый начинающий бизнесмен с первых шагов собственного дела четко понимает, что такие законы есть и нарушать их, рискуя своим благополучием, опасно.

Такое положение дел особенно касается отношения деловых людей к налоговым органам, к финансовым, банковским институтам, а также к структурам, контролирующим бизнес.

Аналогично обстоят дела и с экономическими законами. Иногда, даже не зная доподлинно их суть, бизнесмен все же понимает, что нарушение действующей практики экономических отношений внутри фирмы или между ней и государством – это большой риск, за которым стоит серьезная ответственность. Однако мало кто из предпринимателей озабочен нарушением им этических принципов, норм и правил поведения в ходе бизнес-деятельности, которые находятся как бы между экономикой и правом, влияя на них и тесно переплетаясь с ними.

Цель контрольной работы – рассмотреть процесс формирования этических норм бизнеса в России.


Как известно, нравственность является формой активного воздействия не только на право, экономику, но и на риск. Нравственность означает строгое соблюдение установленных в обществе порядков, определяющих, что можно делать, а что нельзя, основывающихся на исторических, духовных и культурных ценностях, и национальном менталитете каждого народа.

Золотое правило нравственности требует от человека в его отношениях с людьми руководствоваться такими нормами, которыми он хотел бы, чтобы другие люди применяли по отношению к нему.

Другими словами, человек должен мысленно поставить себя на место другого и испытать на себе действие данной нормы. Характеризуя этику бизнеса и нравственности Э.А.Уткин пишет: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» [1].

Процветание бизнеса должно быть увязано с высокой нравственностью деловых людей. Поэтому, когда происходит падение нравственности ниже допустимой нормы в обществе, увеличивается и степень предпринимательского риска, в силу неэтичных, аморальных поступков людей, занимающихся бизнесом. Снижается эффективность функционирования всего рыночного механизма производства и распределения товаров, а также страдает моральная ответственность субъектов бизнеса.

Этика предпринимательствасистема нравственных норм поведения и отношений между предпринимательскими структурами и государством, производителями и потребителями, торговцами и клиентами, деловыми партнерами, конкурентами, а также между работниками внутри самого предприятия.

Этические критерии в бизнесе определяют культуру деловой жизни страны и ее особенности.

Понятие этики включает два аспекта:

1) этика является системой моральных и нравственных норм для определенных обществ, групп, профессий;

2) этические нормы поведения связаны с правом, т.е. совокупностью общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством. [2]

Таким образом, любая деятельность человека (в том числе и предпринимательство) оценивается с точки зрения этических и правовых критериев.

Действующее законодательство дает возможность обществу проводить свою волю применительно к морально-нравственным параметрам бизнеса. Если за нарушение закона предпринимателю грозит определенная мера наказания, то отступление от этических или морально-нравственных норм в бизнесе приводит к общественному осуждению.

Декларация Ко «Принципы бизнеса» принята в 1994 году в Швейцарии руководителями крупнейших национальных и транснациональных корпораций США, Западной Европы и Японии в стремлении синтезировать морально-этические принципы ведения бизнеса восточной и западной деловых культур. Преамбула Декларации Ко констатирует: «Законы и движущие силы рынка являются необходимым, но не достаточным руководством к действию. Фундаментальными принципами являются ответственность за политику и действия в сфере бизнеса, уважение человеческого достоинства и интересов участников бизнеса». Декларация Ко является концентрированным сводом этических принципов международного бизнеса. Принципы Декларации Ко:

1. Ответственность бизнеса: от акционеров – к владельцам доли в бизнесе.

2. Экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу.

3. Этика бизнеса: от буквы закона – к духу доверия.

4. Уважение правовых норм.

5. Поддержка многосторонних торговых отношений.

6. Бережное отношение к окружающей среде.

7. Избегать противозаконных действий.

Принципы международного бизнеса (Декларация Ко) – мировой этический стандарт, в соответствии с которым можно строить и оценивать поведение в сфере международного бизнеса.

Нормами деловой этики можно считать:

1. Честность, порядочность и надежность.

2. Уважение прав собственности.

3. Коллегиальность.

4. Конструктивная критика, исправление этических ошибок и бесконфликтность.

5. Экологический принцип.

6. Соответствие осуществляемой деятельности требованиям закона и иных правовых норм.

7. Направление информации о чьем-либо незаконном или неэтичном поведении в руководящие органы компании или в государственные органы.

8. Гедонистический принцип.

9. Благотворительность.

10. Корпоративная социальная ответственность.

11. Профессионализм, компетентность и информированность.

12. Информированное согласие.

13. Конфиденциальность и профессиональная тайна.

14. Сотрудничество при конфликте интересов.

15. Защита и надлежащее использование активов корпорации.

16. Борьба с коррупцией. [2]

Принципы этики деловых отношений

1. Общепринятым является центральное место так называемого золотого стандарта: «В рамках служебного положения никогда не допускать по отношению к своим подчиненным, к руководству, коллегам своего служебного уровня, клиентам и т.п. таких поступков, которых не желал бы видеть по отношению к себе».

Порядок рассматриваемых далее принципов не обусловлен их значимостью:

2.Необходима справедливость при наделении сотрудников необходимыми для их служебной деятельности ресурсами.

3.Этическое нарушение обязательно должно быть исправлено независимо от того, когда и кем оно было допущено.

4.Максимум прогресса – служебное поведение и действия сотрудников признаются этичными, если они способствуют развитию организации с моральной точки зрения.

5.Минимум прогресса – действия сотрудников признаются этичными, если они хотя бы не нарушают этических норм.

6.Этичным является терпимое отношение сотрудников организации к моральным устоям и традициям других организаций, регионах, странах.

7 Разумное сочетание индивидуального релятивизма и этического релятивизма с требованиями общечеловеческой этики.

8.Индивидуальное и коллективное начало равно признаваемы за основу при разработке и принятии решений в деловых отношениях.

9. Не следует бояться иметь свое мнение при решении любых служебных вопросов (нонконформизм должен быть в разумных пределах).

10. Никаких форм насилия, «нажима» на подчиненных.

11. Постоянство воздействия – этические стандарты могут быть успешно внедрены в жизнь организации с помощью непрекращающихся усилий со стороны руководство и всех сотрудников.

12. При воздействии на кого-либо (подчиненного, потребителя и т.п.) необходимо учитывать силу возможного противодействия.

13. Целесообразность авансирования доверия – к компетенции сотрудника, чувства его долга и т.п.

14. Стремление к бесконфликтности.

15. Наличия свободы, не ограничивающей свободы других.

16. Принцип способствования сотрудниками этичному поведению других.

17. Недопустимость критики «внутреннего» и «внешнего» конкурента. [3]

Практика показывает, что большинство современных компаний ради прибыли не всегда в своем поведении придерживаются этических норм и тем самым рискуют своей репутацией. Между тем существуют неопревержимые причины, по которым компаниям выгодно поступать этично.

Во-первых, это может привести к ее вытеснению с рынка. Дело в том, что хорошую репутацию трудно приобрести, на это порой уходят долгие годы, а утратить ее можно быстро. Репутация играет важную роль и для потенциальных инвесторов. Для отечественных деловых людей, желающих работать с партнерами на долговременной основе, это важно вдвойне.

Во-вторых, высококвалифицированные сотрудники не хотят работать в компаниях с плохой репутацией.

В-третьих, соблюдение этических норм в бизнесе позволяет наращивать прибыль.

Таким образом, мы затронули лищь некоторые нравственные аспекты бизнеса. Между тем отсутствие нравственного подхода, этических норм является главным содержательным фактом появления риска с его отрицательными последствиями.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.