Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Требования к профессиональным качествам менеджеров




И личностным качествам менеджеров

Требования к компетенции, профессиональной культуре

Менеджмент, как и любая другая профессиональная деятельность, может быть успешной только тогда, когда ею занимаются специалисты, имеющие не только специальную подготовку в области менеджмента, но и необходимую профессиональную культуру и личностные качества. Существенной особенностью менеджмента является его публичный характер, поскольку менеджер имеет дело не только с информацией, но и с персоналом предприятия, для воздействия на который принимаются управленческие решения.

Характерно, что в развитых странах даже государственные органы дают свои рекомендации по данной проблеме. Так, Администрация малого бизнеса США считает, что менеджеру должны быть присущи следующие пять наиважнейших характерных черт, гарантирующих ему успех в решении задач управления производством:

· энергия, умение заставить работать;

· умение думать;

· умение строить взаимоотношения с людьми;

· коммуникабельность;

· знание техники и технологии.

Практический интерес представляют исследования, проведенные американской фирмой «Мак-Бер энд Компании» при поддержке Американского агенства по международному развитию и Национального фонда США, которые позволили определить 21 личное качество, постоянно демонстрируемое удачливыми менеджерами. Наиболее важными из них можно считать:

· поиск возможностей и инициативность (видит и использует новые или необычные деловые возможности; действует до того, как его к этому вынудят события);

· упорство и настойчивость (готов к неоднократным усилиям, чтобы встретить вызов или преодолеть препятствие; меняет стратегии, чтобы достичь цели);

· готовность к риску (предпочитает ситуации «вызова» или умеренного риска; взвешивает риск; предпринимает действия, чтобы уменьшить риск или контролировать результаты);

· ориентация на эффективность и качество (находит пути делать вещи лучше, быстрее и дешевле; стремится достигнуть совершенства, улучшить стандарты эффективности);

· вовлеченность в рабочие контакты (принимает на себя ответственность и идет на личные жертвы для выполнения работы; борется за дело вместе с работниками или вместо них);

· целеустремленность (формирует цели; имеет долгосрочное видение; ставит и корректирует краткосрочные задачи);

· стремление быть информированным (лично обобщает информацию о клиентах, поставщиках, конкурентах, используя в этих целях личные и деловые контакты для своей информированности);

· систематическое планирование и наблюдение (планирует, разбивая крупные задачи на подзадачи; следит за финансовыми результатами и использует процедуры слежения за выполнением работы);

· способность убеждать и устанавливать связи (использует осторожные стратегии для выполнения и убеждения людей, а также деловые контакты как средство достижения своих целей);

· независимость и самоуверенность (стремится к независимости от правил и контроля других людей; полагается лишь на себя перед лицом противостояния или в случае отсутствия успеха; верит в свою способность выполнять трудные задачи).

Разумеется, приведенные личностные характеристики не являются генетически приобретенными, они вырабатываются человеком в процессе управленческой деятельности, во многом определяются личностью индивидуума, его притязаниями, предпринимательской средой.

Менеджеры – это люди, способные постоянно и много трудиться, учиться на чужих ошибках, из своих ошибок извлекать уроки. Это люди, уверенные в своих силах, поэтому они постоянно учатся, изучают все проблемы, связанные с их бизнесом. Удачливые предприниматели и менеджеры понимают, что постоянно пополняемые знания являются научной, методической и информационной базой предпринимательства и менеджмента. Инструментом, основным рычагом развития менеджмента являются инновации, нововведения. Это смелые люди, но смелость их ограничена уровнем разумных притязаний.

Участники конференции по предпринимательству, которую в 1990-х гг. проводил Стэнфордский университет, пришли к выводу, что ключевую роль для успешной предпринимательской и управленческой деятельности играет стремление к совершенству, а также такие качества менеджера, как нетерпеливость, нежелание перепоручать что-либо кому-либо другому, энергичность, стремление успешно работать, умение выделять существо проблемы. Как показывает анализ, это не столько качества, сколько мотивы поведения менеджеров, которые во многом связаны с личностными характеристиками.

М. Стори, автор монографии «Самые быстрорастущие компании США. Взгляд изнутри», размышляя о качествах менеджеров, рассказывает, с какими трудностями им приходится сталкиваться. Это постоянная перестройка бизнеса, внесение изменений и улучшений, способность начать все сначала, умение преодолевать косность и рутину окружающей конкурентной среды и прочие трудности.

На вопрос «Кто такие преуспевающие предприниматели и менеджеры?» М. Стори дает пространные ответы, среди которых предпочтение можно отдать следующим:

· у них есть видение или мечта, которую они ежедневно преследуют;

· безграничная вера в их продукты или виды услуг;

· постоянно стремятся что-то сделать;

· изобретатели;

· нетерпеливы, у них всегда не хватает времени;

· упорны и настойчивы;

· нацелены на прибыль;

· нацелены на успех, планируют на несколько лет вперед;

· лучше, чем кто-либо, знают свою силу и слабости;

· не боятся начать все сначала;

· деньги не являются для них главным или единственным побудительным мотивом;

· все делают сами;

· понимают значение вроде бы незаметных изменений, их влияние на успех в бизнесе;

· хотят расти;

· понимают главенствующую роль потребителя;

· не думают, что идут на большой риск;

· практичны;

· просят то, что действительно хотят;

· очень чувствительны к рынку;

· их трудно запугать;

· привыкли к одиночеству;

· готовы поделиться;

· противоречивы, упрямы и капризны.

Отдельный интерес представляют принципы, сложившиеся в российском предпринимательстве и менеджменте к началу ХХ столетия:

1. Уважай власть как необходимое условие для эффективного ведения дела. Во всем должен быть порядок. В связи с этим проявляй уважение к блюстителям порядка в узаконенных интересах власти.

2. Будь честен и правдив, поскольку эти качества – фундамент предпринимательства, предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах. Российский предприниматель должен быть безупречным носителем добродетели, честности и правдивости.

3. Уважай право собственности, поскольку свободное предпринимательство – основа благополучия государства. Российский предприниматель обязан в поте лица трудиться на благо своей отчизны. Такое рвение можно проявить только при опоре на частную собственность.

4. Люби и уважай человека, поскольку эти чувства со стороны предпринимателя порождает ответную любовь и уважение. В таких условиях возникает гармония интересов, что создает основу развития у людей самых разнообразных способностей, побуждает их проявлять себя во всем блеске.

5. Будь верен своему слову, поскольку успех в деле во многом зависит от того, в какой степени окружающие тебе доверяют.

6. Живи по средствам. Выбирай дело по плечу. Всегда оценивай свои возможности. Действуй сообразно своим средствам.

7. Будь целеустремлен. Всегда имей перед собой ясную цель, которая предпринимателю нужна как воздух. Не отвлекайся на другие цели. В стремлении достичь заветной цели не следует переходить границ дозволенного. Никакая ценность не может заменить моральные ценности.

Разумеется, современные российские предприниматели и менеджеры не придерживаются буквально в своей многосторонней деятельности названных выше принципов, хотя многие из них не потеряли актуальности и значимости и в настоящее время, что помогает многим из них являться и оставаться цивилизованными и законопослушными субъектами хозяйственных отношений и управленческой деятельности.

Так, Ф.У. Тейлор считал, что хороший менеджер должен обладать следующими качествами: ум, образование, опыт, такт, энергия, сообразительность, честность, здравый смысл, здоровье.

В середине 1870-х гг. в связи с некоторой переоценкой ценностей этот перечень был дополнен: деловой опыт, творческий подход, напористость, кругозор.

Требования к менеджерам сформулировал Р. Герстенберг, в 1870-е гг. возглавлявший корпорацию «Дженерал Моторс» в следующем составе:

· компетентность;

· достоинство и высокая ответственность;

· чувство нового и умение рисковать;

· увствительность и подвижность;

· высокая работоспособность;

· постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом.

Известный немецкий специалист в области менеджмента Г. Минцберг, в числе других достижений сформулировавший управленческие роли, назвал 8 основных качеств, которыми должен обладать менеджер, это искусство:

  • быть равным, т. е. способность устанавливать и поддерживать систему отношений с равными людьми;
  • быть лидером, т.е. способность руководить подчиненными, справляться со всеми сложностями и проблемами, которые приходят к человеку вместе с властью и ответственностью;
  • разрешать конфликты, т. е. выступать в роли посредника между двумя сторонами в конфликте, устранять неприятности, порожденные психологическим стрессом;
  • обрабатывать информацию, т. е. способность строить систему коммуникаций в организации, получать надежную информацию и эффективно ее оценивать;
  • принимать нестандартные управленческие решения – находить проблемы и решения в условиях, когда альтернативные варианты действий, информация и цели неясны или сомнительны;
  • распределять ресурсы в организации – способность выбрать нужную альтернативу, найти оптимальный вариант в условиях ограниченного времени и нехватки других видов ресурсов;
  • предпринимательства – способность идти на оправданный риск и внедрение нововведений в организации;
  • самоанализа – способность понимать позицию лидера и его роль в организации, умение видеть то, какое влияние лидер оказывает на организацию.

Подводя определенный итог сказанному в связи с выделенными им управленческими ролями Г. Минцберг отметил: «Определенная личность может влиять на характер исполнения роли, но не ее содержание. Так, актеры, менеджеры играют заранее предопределенные роли, хотя как личности могут давать собственную интерпретацию этих ролей».

Перечень качеств, присущих менеджерам в США, сформулировал известный русский специалист в области менеджмента В.И. Терещенко, много лет проработавший в США, автор и научный редактор книги («Курс для высшего управленческого персонала». – М.: Изд-во «Экономика», 1971. – 808 с.). Эти качества следующие:

· менеджер – это управляющий, а не погонщик;

· вера в свое дело, смелость, целеустремленность, решительность и умение эти качества показать подчиненным;

· знание науки об организации и управлении;

· умение ценить время подчиненных;

· строгость и требовательность;

· критичность и умение воспринимать критику;

· умение наказывать и поощрять;

· приветливость и тактичность;

· чувство юмора;

· умение говорить, беседовать и слушать;

· умение молчать;

· знание своих подчиненных.

В компании «Уэлкомбэрроуз» (США) руководствуются следующими 10-ю заповедями для управляющего:

· честность;

· этичность;

· уважение к личности;

· способность к коллективной работе;

· приверженность к исследованиям;

· новаторство;

· качество работы;

· приспособляемость (адаптивность);

· чувство гражданства;

· эффективность.

В 1987 г. на русском языке вышла книга японского автора Тоёхира Хоно «Стратегия и структура японских предприятий», в которой в разделе «Качество управления» обобщены и представлены мнения 41 руководителя (президента) японских ведущих фирм о требованиях к профессиональным и личностным качествам менеджеров:

· широкий взгляд;

· способность предвидеть перспективу;

· инициативность;

· настойчивость и способность рисковать;

· целенаправленность в работе;

· желание учиться;

· умение свободно и четко ставить цели;

· беспристрастность;

· возможность использовать возможности подчиненных;

· личное обаяние;

· способность сплотить коллектив;

· здоровье.

Советы от Р.Генри Мильора современным менеджерам, высказанные им с определенной долей юмора:

· довольствуйтесь тем, что имеете, и помните о своих возможностях;

· от того, как Вы используете сегодняшний день, зависит как завтрашний день использует Вас;

· гнев до добра не доводит;

· лучший вид гордости тот, что заставляет человека работать с полной отдачей даже тогда, когда за ним никто не смотрит;

· неуправляемые ракеты в цель не попадают;

· если Вы середнячок, то Вы одинаково близки как к самому верху, так и к самому низу;

· словарь – единственное место, где Победа предшествует Труду;

· из любой бездны всегда есть путь наверх;

· не осваивайте тонкости профессии, не освоив саму профессию;

· Ной не ждал появления ковчега, он построил его;

· легче идти в ногу, чем догонять;

· никто не знает, на что он способен, пока не попробует.

Джон Кортис, автор книги «Найди свой путь в менеджменте». – М.: Изд-во «Ай квоо», 1992, сформулировал профессиональные качества менеджера в форме отрицания. С его точки зрения они НЕ:

· паникуют;

· обвиняют людей;

· оскорбляют персонал;

· проявляют агрессивности;

· боятся перемен;

· путают действия с мыслями;

· питают страсть к своему товару;

· прекращают учиться;

· говорят больше, чем слушают;

· взывают к необходимости давать ответ на все случаи жизни;

· делают общих заключений;

· волнуются.

Как следует из рассмотренных требований к профессиональным и личностным качествам менеджеров во многом они аналогичны, их значимость различна, но среди них специалисты выделяют наиболее значимые, что будет сделано в последующем авторском обобщении.

Представляет существенный интерес к выделению приоритетных качеств менеджера, принадлежащему выдающимся менеджерам. Так, выдающийся американский менеджер итальянского происхождения, автор занимательной и весьма поучительной автобиографической книги «Карьера менеджера» Ли Якокка сформулировал: «Если бы мие пришлось одним словом охарактеризовать качества, необходимые хорошему менеджеру, я бы сказал, что все они сводятся к понятию «решительность».

Известный венгерский специалист в области менеджмента Нергеш Ярош высказал такое мнение: «Руководитель – не гид, не экскурсовод, не водитель автобуса, он управляет людьми, и его главным качеством является не вежливость, терпеливая снисходительность, ласковость, а решительность.

Работа менеджеров сопряжена со значительными стрессами, что делают эту профессию одной из самых социально опасных. По данным соцопросов составлен мировой рейтинг самых опасных профессий, опубликованный в еженедельнике «Аргументы и факты», 2001, № 48. В этом мировом рейтинге указаны те, кто чаще испытывает на работе стресс (в % от числа опрошенных) по профессиям: учителя – 41,5; медсестры – 31,8; менеджеры – 27,8; водители – 21,7; охранники – 19,0; писатели, актеры, спортсмены – 16,8; строители – 16,5; ученые, инженеры – 13,0; продавцы – 12,8; электрики – 11,5; уборщицы – 10,9; …, парикмахеры – 0.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2031; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.