Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика формальных групп в организации




Тема 8 (27). ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЫХ ГРУПП И ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНДЫ

Характеристики малой группы

Выделяют следующие ха­рактеристики малой группы:

Композиция – характеристика, отражающая индивидуальный состав группы. Состав может быть однородный, т.е. люди похожи друг на друга, тогда композиция будет гомогенной. Если же в группу вхо­дят индивидуально очень различные люди, то композиция будет гетерогенна.

Позиция члена группы – понятие, обозначающее официальное положе­ние человека в какой-то подсистеме отношении.

Статус – реальное положение человека в системе внутригрупповых отношений, степень авторитетности для остальных участников.

Внутренняя установка человека – личное субъективное восприятие им своего собственного статуса, то, как он оценивает свой авторитет и степень влияния на остальных. Статус человека и его личное восприятие не всегда совпадают.

Размер – количественный состав группы.

По мере увеличения размера группы, общение между ее членами усложняется и становится более трудным дости­жения согласия по вопросам, связанным с деятельностью организации. Увеличение размера групп усиливает также возможность появления неформальных групп в ней, что может привести к появлению несогласующихся целей.

Роль - нормативно заданный и коллективно одобряемый образец по­ведения человека. Роль может определяться официальной должностью или избираться членом группы самостоятельно.

Конформизм (приспособленчество) или конформность – психоло-гичес­кая характеристика позиции индивида относительно позиции группы, принятие или отвержение им определённого мнение, свойственного группе; мера «подчинения» индивида групповому давлению.

Социально-психологический климат – нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений.

Каналы коммуникаций – структура межличностного общения, структура обмена деловой и личностной информацией.

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придер­живаются члены группы.

Сплоченность – мера тяготения членов группы друг к другу и к группе, проявляющаяся в ответственности за совместную работу, сотрудничестве и взаимопомощи, в отношении к нечестности,

1. Характеристика формальных групп в организации.

2. Особенности неформальных групп.

3. Процесс формирования команды

В любой организации функционирует большое количество формальных групп, которые могут создаваться по воле руководителей или по инициативе подчиненных, с целью выполнения задач организации. Теория и практика менеджмента предлагает разнообразные виды формальных групп:

1) Рабочая (целевая) группа – группа внутри предприятия, члены которой работают над одним заданием, задачей, проектом. Целевые группы могут быть специальные и постоянные. Эти группы представляют собой отдельные взаимосвязанные производственные элементы, образующие организацию как систему. При этом важным является то, что задачи каждой из рабочих групп должны быть взаимосвязаны с задачами других структурных подразделений и организации в целом.

2) Руководящая группа (командная группа) – группа управления, состоящая из руководителя и его непосредственных подчиненных, руководителей отдельных подразделений, отделов, бригад.

3) Комитет – группа людей внутри организации, которой делегированы полномочия для выполнения какого-либо задания. В состав комитетов входят как руководители разных уровней управления, так и рядовые сотрудники. Иногда комитеты называют комиссиями или советами.

Выделяют два типа комитетов:

1) постоянный комитет, создаваемый как постоянно действующая группа, с целью осуществления конкретной задачи, чаще всего стратегической;

2) специальный комитет, формируемый для выполнения отдельной временной задачи.

Формальные группы могут обладать линейными или штабными полномочиями.

Остановимся более подробно на деятельности комитетов. Особенностью функционирования комитетов в организации является групповой характер принятия решений, эффективность которого определяется рядом преимуществ перед индивидуальной деятельностью, среди которых можно выделить:

- принятие интегрированных, совместных решений;

- увеличение числа альтернатив решения проблем;

- развитие горизонтальных коммуникаций;

- удовлетворение вторичных потребностей работников, являющихся членами создаваемых комитетов;

- рост интеллектуального уровня сотрудников;

- формирование организационной культуры предприятия;

- привлечение рядовых работников к управлению организацией.

Вместе с тем, комитетам присущи и недостатки. Так например, классик теории управления Лютер Гьюлик предлагал ограничить их использование чрезвычайными ситуациями, поскольку считал их слишком чувствительными для регулярного менеджмента. Это связано с тем, что функционирование комитетов вызывает определенные реальные проблемы, к которым можно отнести:

- разделенную ответственность;

- финансовые затраты;

- замедленное принятие и выполнение решений;

- большую численность;

- групповой комформизм.

Норман Сигбанд, специалист по управленческим коммуникациям предлагает шесть способов сделать заседание комитетов как можно более продуктивными:

- проводить только те заседания, необходимость которых очевидна;

- каждый раз определять общую цель и последовательность решения задач;

- приглашать на заседания тех кто может быть полезен;

- заранее проводить всю техническую подготовительную работу;

- раздавать всем повестку дня и необходимые материалы до начала заседания;

- начинать и заканчивать заседания вовремя[69].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.