Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рынок совершенной конкуренции




Виды конкурентного рынка

Рыночная экономика представляет собой совокупность рынков, степень конкурентности которых неодинакова. Экономическая теория оценивает уровень конкуренции на том или ином рынке по семи признакам:

1) число фирм-производителей;

2) различие («дифференциация») товаров;

3) уровень концентрации (т. е. удельный вес каждой фирмы в производстве и реализации данного товара);

4) способ формирования цены товара;

5) возможности для появления новой фирмы на данном рынке;

6) степень информированности покупателей и продавцов о ценах и качестве товаров;

7) в какой мере покупка осуществляется без принуждения.

Различные комбинации этих признаков позволили выделить три основных типа конкурентного рынка:

— «рынок совершенной конкуренции»;

— «рынок несовершенной (монополистической) конкуренции»;

— «рынок олигопольной конкуренции».

В рыночной экономике имеется еще один, особый вид рынка — монопольный рынок, на котором отсутствует всякая конкуренция.

На практике рынок совершенной конкуренции и монопольный рынок являются, как правило, исключением — большинство рынков относится ко
второму или третьему типам.

Рассмотрим каждый из названных видов рынка.

Несколько странное название рассматриваемого рынка связано с тем, что он воплощает модель идеальной конкуренции — несбыточную мечту большинства производителей и практически всех потребителей.

Совершенная конкуренция характеризуется следующими признаками:

— на рынке взаимодействует множество продавцов и покупателей;

— объектами купли-продажи являются однородные товары;

— множественность продавцов и покупателей означает, что ни один из них не может диктовать цену товара;

— отсюда возникновение равновесной цены на товар как результат свободного взаимодействия свободного спроса и свободного предложения;

— рынок совершенной конкуренции не ставит каких-либо препятствий перед продавцами и покупателями для появления на рынке или ухода с него.

Из сказанного следует еще одно свойство рынка совершенной конкуренции — все его участники располагают полной информацией о конъюнктуре рынка. И это не удивительно — одинаковость качества товаров и незначительные колебания в ценах сводят рыночную информацию к минимуму.

Надо признать, что в структуре современной экономики рынки совершенной конкуренции отсутствуют (с некоторыми оговорками к подобному рынку можно отнести рынок ценных бумаг). И это объяснимо — соблюдение всех его требований практически невозможно.

Таким образом, рынок совершенной конкуренции — это образ идеального рынка и потому он находится в основе всех макроэкономических моделей, именно на нем «оттачиваются» все теории рынка, ибо только при перечисленных условиях возможна полная реализация законов спроса и предложения, свободное ценообразование, соревнование производителей за кошелек и внимание
потребителя.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-04; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.