Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Подходы к определению личности




Структура и мотивационно-потребностная сфера личности.

Тема 2.1. Понятие личности. Теории развития личности.

Содержание:

1. Подходы к определению личности, теории развития личности

2. Структура и мотивационно-потребностная сфера личности

Социальная психология, пользуясь определением личности, которое дает общая психология, выясняет каким образом, т.е. прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной стороны, усваивает социальные влияния (через какую из систем ее деятельности) а, с другой стороны, каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою социальную сущность (через какие конкретные виды совместной деятельности). В отличии от социологического подхода, для социальной психологии важно, каким образом сформировались эти социально-типические черты, почему в одних условиях формирования личности они проявлялись в полной мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические черты вопреки принадлежности личности к определенной социальной группе. Делается акцент на микросреду формирования личности. В расчет принимаются такие регуляторы поведения и деятельности личности, как вся система межличностных отношений, внутри которой наряду с их деятельностной опосредованностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихологического подхода отличается тем, что в социальной психологии изучается весь комплекс вопросов социальной детерминации личности, рассматривается поведение и деятельность «социально детерминированной личности» в конкретных реальных социальных группах, индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы, причины, от которых зависит величина этого вклада в общую деятельность.

Для социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности является взаимоотношение личности с группой (результат, который получается от взаимоотношений личности с конкретной группой). Самое главное – это выявление тех закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в определенную социальную группу.

Но, прежде всего, нам необходимо уточнить понятие личности. Понятия «человек», «индивид», «личность» часто употребляются как однозначные. Действительно, человек является индивидом, обладает индивидуальностью или неповторимыми, единичными чертами. Считается, что родовой сущностью человека является его способность создавать новое (от примитивных орудий труда до шедевров искусства), творить. Но не всякий человек может рассматриваться как творец, созидатель. Не всякий индивид является личностью. Если сравнивать вышеуказанные понятия, то самое широкое по объему понятие — «человек», в него как вид входит понятие «человеческий индивид», в последнее понятие входит понятие «личность».

В психологии к понятию «личность» отношение неоднозначное. Давайте рассмотрим некоторые точки зрения на данную категорию. Итак: личность - это

1. соц. сторона, соц. качество в человеке;

2. интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое;

3. конкретный человек, представитель определенных соц. общностей (нация, класс, коллектив и др.), занимающийся определенными видами деятельности, осознающий свое отношение к окружающей среде и имеющий свои индивидуальные особенности;

4. прижизненно формирующаяся индивидуально своеобразная совокупность психофизиологических систем - черт личности, которыми определяются своеобразное для данного человека мышление и поведение (Г. Олпорт).

Таким образом, как справедливо отметил И. С. Кон, многозначность понятия личности приводит к тому, что одни понимают под личностью конкретного субъекта деятельности в единстве его индивидуальных свойств и его социальных ролей, а другие понимают личность как социальное свойство индивида, как совокупность интегрированных в нем социально значимых черт, образовавшихся в прямом и косвенном взаимодействии данного лица с другими людьми и делающих его, в свою очередь, субъектом труда, познания и общения.

С позиций логики понятия «человек», «индивид», «личность» являются конкретными, поскольку они отражают один «предмет», а именно человека, а понятие «индивидуальность» — абстрактным, выражающим свойства этого «предмета». Индивидуальность характеризует самобытность, непохожесть, оригинальность индивида.

В отличие от индивида (каковым является от рождения каждый человек, наделенный определенным генетическим кодом, набором инстинктов и способностей) личность зарождается и образуется в системе общественных отношений и характеризуется наличием самосознания, свободы воли, самостоятельности, критического мышления, готовности нести ответственность за свободу действий.

По вопросу развития личности, также существует довольно много точек зрения: личностью рождаются или становятся в процессе социализации? Можно выделить самые известные теории, представленные ведущими направлениями в психологии: психогенетическая теория развития личности А. Маслоу и К. Роджерса, когнитивная теория Ж. Пиаже, психоаналитическая теория 3. Фрейда и К. Юнга, социогенетический подход Э. Эриксона.

3. Структура и мотивационно-потребностная сфера личности

Различия в трактовке личности касаются и других сторон проблемы это — представления о структуре личности.

Выше предложено несколько способов описания личности, и каждый из них соответствует определенному представлению о ее структуре. Меньше всего согласия существует по вопросу о том, «включаются» или нет в личность индивидуальные психологические особенности. Ответ на этот вопрос различен у разных авторов.

Наиболее известны концепции Б. Г. Ананьевао целостной структуре человека;концепция К. К. Платонова выделившего в структуре личности четыре подструктуры: биологическую, психологическую, социальную и подструктуру направленности личности; а также концепция надприродного и исторического в человеке Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева.

Наиболее общепризнанной является структура личности, предложенная психологом К. К. Платоновым. Он рассматривает личность как дееспособного члена общества, сознающего свою роль в нем, и выделяет четыре подструктуры личности:

1. Направленность. Объединяет социально обусловленные черты личности: мировоззрение личности, кругозор, отношения, влечения, потребности,цели, мотивы, интересы, склонности, ценностные ориентации, система ценностей, идеалы, убеждения, убежденность.

2. Социальный опыт. Включает знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте, путем обучения.

3. Психологические формы отражения. Охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни, воспитания и образования, но в некоторой мере детерминируются биологическими свойствами человека, в частности способностями.

4. Биологически обусловленные свойства личности. Объединяют индивидуальные свойства личности, психофизиологические особенности, обусловленные высшей нервной деятельностью (темперамент, половые, возрастные, индивидуальные психические процессы личности — память, эмоции (чувства), ощущения, восприятия, мышление, воображение, воля). Эта подструктура зависит во многом от биологических факторов ее развития. Эти четыре подструктуры взаимосвязаны между собой и определяют способности человека и его характер.

В психологии различают следующие виды направленности:

1) направленность на себя — формирует стремление к личному первенству и престижу, часто при безразличном отношении к коллегам и своим обязанностям, а следрвательно, возможно проявление таких черт характера, как эгоизм, эгоцентризм, зазнайство, склонность к соперничеству, ориентация на прямое вознаграждение и удовлетворение своих потребностей, раздражительность, тревожность, интравертированность и др.;

2) направленность на общение — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность, ориентация на социальное одобрение, зависимость от группы, потребность в привязанности и эмоциональных отношениях с людьми. Отсюда и развитие таких черт характера, как общительность, сопереживание, терпимость к недостаткам других людей, уважительность и др.;

3) направленность на дело — заинтересованность в решении деловых проблем, ориентация на деловое сотрудничество;

4) направленность на карьеру, семью и т. п.

Конечно, все подструктуры личности можно выделять только в познании. В реальности все взаимосвязано и составляет единую цельную личностъ, Так, мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, стойкость и твердость — оно сказывается на всем облике человека (в коллективе у него возникают психологические особенности, не свойственные человеку вне коллектива). В то же время включенность человека в те или иные общественные отношения (те или иные коллективы, неформальные или формальные, профессиональные группы) способна воздействовать на его направленность, формировать определенные убеждения, мотивы деятельности, мировоззрение. Формы психического отражения действительности в познавательных процессах способны влиять на всю деятельность человека, побуждая его совершенствовать свой профессионализм, развивая положительные наклонности и свойства, подавляя негативные. Даже психофизиологические свойства (темперамент), которые изменить невозможно, могут быть использованы для необходимой коррекции своего поведения, своих профессиональных действий, в межличностных отношениях.

Только упорное стремление к развитию и саморазвитию способно раскрыть весь заложенный в личности потенциал. При этом, самое важное, по мнению известных психологов, - выбор достойной цели, особенно важно ставить большие, даже несбыточные цели. Без цели развитие индивида замедляется или приостанавливается. Как заметил писатель М.М. Зощенко: «Движение приостанавливается, если нет устремления. Движение возрастает, чем ярче и сильнее устремление»[1]. Цель выступает регулятором деятельности индивида. Цель - как закон, который определяет способ и характер действий человека. Целеустремленность – важнейший момент мотивации творческого развития личности, т.е. развития его метамотивации.

 

Контрольные вопросы темы

1. В чем специфика социальной психологии в изучении личности?

2. Соотнесите понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность».

3. Какие подходы к определению личности Вам известны. Какой критерий объясняет различия этих подходов?

4. Какие теории развития личности Вам известны? Какая из них Вам наиболее близка и почему?

5. Что вкладывают в понятие «структура личности» следующие ученые: К. К. Платонов, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев? Какая из этих теорий соответствует Вашим взглядам? Почему?

6. Что такое «направленность»? Какие виды направленности Вам известны? Как выражается направленность личности в ее поведении?

7. Как соотносятся между собой понятия потребность и мотив?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 9125; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.