Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренер и другой тренер

Во время тренинга нередко возникает ситуация, когда тренер по каким-то причинам нуждается в экстренном отдыхе и выходе из группы: он плохо почувствовал себя, ему позвонили из дома, и он вынужден предположить что-то очень важное и отлучиться, он должен безотлагательно переговорить приватно с кем-то из зрителей и т. п.

Что в этом случае делать с группой? Хорошо, когда тренинг ведут два тренера, а когда один? И все же в группе или в ближайшем окружении группы всегда есть кто-то, на кого тренер может положиться. Это, возможно, его ученик-психолог или подросток, которому понравилась атмосфера тренинга и он приходит к вам уже на третий тренинговый цикл подряд (а ведь двух одинаковых тренингов личностного роста не бывает). Это может быть другой тренер, который «заглядывает» к вам посмотреть работу коллеги.

Можно передать группу на несколько минут другому тренеру или минимально подготовленному человеку. Надо успеть обговорить с ним краткий план его действий, напомнить о двух-трех выигрышных упражнениях для группы и вдохновить на экстренную замену. Конечно, возможна и пауза для группы, но замена всегда предпочтительней.

Еще более остро стоит вопрос, когда тренер, ведущий еженедельную, например, группу с подростками заболевает или уезжает в командировку. Стоит искать все возможности, чтобы занятия состоялись и без штатного тренера. Если о командировке известно заранее, замену на одно занятие тренера можно успеть обговорить с группой. Не надо бояться и сюрпризов для группы, когда она знакомится с новым тренером только в день тренинга.

Наконец, возможна ситуация, когда кто-то из зрителей тренинга изъявляет желание на один день (или только на час-полтора) взять бразды правления в группе и нечто «показать» подросткам. Необходимо только приветствовать такой поворот событий! Тренер должен оказать такому смелому человеку всемерную помощь, обговорить процедуру, программу работы, место штатного тренера во время его работы и пр. В моей практике с подобными инициативами выходили как студенты-психологи (кстати, сами уже пробующие вести тренинги) из окружения, так и психологи-профессионалы, которые часто бывают на тренингах с подростками непосредственными участниками, чтобы «почувствовать» подростков. Более того, если среди зрителей присутствуют дипломники и курсовики, я часто предлагаю им провести несколько упражнений с группой, чтобы «попробовать».

Самая неприятная ситуация разыгрывается тогда, когда второй тренер включается в работу группы неожиданно, «с листа», не предупредив об этом штатного тренера. Я никогда не позволю это делать в основное время тренинга. Но за чаем и после чая — пожалуйста! Чай и после чая — это время для инициатив. Какая разница, кто их проявит, — сами подростки или гастролирующие психологи-тренеры. Тренеру стоит в такие моменты верить в своих подростков, они имеют все возможности разобраться в истинных целях и средствах второго тренера.

Из моей практики запомнился случай, когда психолог школы, в которой я вел обучающий (но полный, пятидневный) тренинг с подростками для школьных психологов, неожиданно в конце очередного дня тренинга после чая пригласила подростков собраться вместе в лекционной комнате, удобной для проведения дискуссий. Оказывается, она сама только что прошла американский обучающий тренинг по профилактике сексуального насилия детей и ее «смутили» телесно-ориентированные техники, использованные нами в этот день. Вернее, не столько «смутили», сколько она приняла для себя решение, что таким техникам не место в работе с подростками, и она решила донести это до самих подростков. Завязалась оживленная дискуссия. Тренер (т.е. я сам) скромно сидел в уголке и только слушал. На мое счастье, меня вызвали в другую комнату и я не был свидетелем большей части дискуссии. Подростки достойно отстояли свое право на телесные контакты внутри тренинга, хотя и соглашались с некоторыми из доводов школьного психолога.

От этого эпизода осталось впечатление кавалерийского наскока, незваного вмешательства, необговоренного контрвоздействия на группу, но одновременно подтвердилась вера в группу.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Шутки участников и шутки тренера в ходе тренинга | Общий принцип
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-06; Просмотров: 240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.