КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Правовые меры охраны поверхностных водных объектов от деградации
Пользование водными объектами, особенно для хозяйственных целей, а также прилегающими к ним природными объектами — землями, лесами, недрами, растительным миром — способно вызвать негативные изменения в состоянии вод и тем самым оказать вредное воздействие на окружающую среду, здоровье людей и экономику страны. В целях предупреждения и устранения таких негативных изменений, в том числе восстановления водных объектов, водное законодательство устанавливает меры по охране вод от загрязнения, засорения и истощения. Кроме того, с водами связаны такие опасные природные явления, как наводнения, разрушение берегов, плотин и других водохозяйственных сооружений, эрозия почв, образование оползней, селевых потоков, заболачивание и засоление земель, которые именуются негативным воздействием вод (ст. 67 ВК РФ). Эти явления возникают не только в силу действия стихийных сил природы, но и могут быть спровоцированы экологически некорректным поведением людей, авариями на водохозяйственных и иных объектах. Опасность возникновения подобных явлений требует разработки и выполнения чрезвычайных мер, направленных на предотвращение негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, предусмотренных, в частности, ст. 67 ВК РФ. Воды также являются средой обитания животного и растительного мира, и в необходимых случаях для охраны ценных видов живой природы необходимо принятие мер по консервации водных объектов и присвоению им статуса особо охраняемых водных объектов. Таким образом, под правовой охраной водных объектов следует понимать установленные нормами права меры, направленные на предотвращение деградации, сохранение, улучшение и восстановление водных объектов, а также меры по предупреждению негативного воздействия вод, в том числе через регулирование водопользования. Характеризуя данный институт водного права, необходимо исходить из того, что охрана водных объектов не является абсолютно самостоятельным видом деятельности, которым должны заниматься специальные организации или органы государственной власти. Охрана водных объектов неотделима от регулирования водопользования и пользования другими природными объектами, так как именно на стадии предоставления водных объектов в пользование и определения требований, обращенных к водопользователям, по предупреждению и устранению негативных последствий хозяйственного использования вод достигается наилучший экологический эффект. Охрана вод — это прежде всего обязанность самих водопользователей, хотя специальные меры, скажем, по укреплению берегов, лесопосадкам и прибрежной полосе, созданию особо охраняемых водных объектов выполняются и могут выполняться самостоятельно специальными организациями и органами вне прямой связи с водопользованием. Правовые меры охраны водных объектов определены в ряде федеральных законов, комплексно регулирующих экологические отношения, а также в водном законодательстве, которым с учетом природных и иных особенностей вод, интересов общества, связанных с водами, предусмотрены специальные требования. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» как основополагающий комплексный экологический нормативный правовой акт определяет общие обязанности природопользователей, включая водопользователей, органов государственной власти по предупреждению и устранению негативных воздействий своей деятельности на окружающую среду. В частности, на этапе проектирования водопользователи обязаны учитывать последствия своей деятельности на водные и другие природные объекты исходя из приоритетной обязанности рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35). Они также обязаны применять наилучшие экологические технологии, устанавливать технические средства обезвреживания сточных вод (ст. 36). При решении вопроса о строительстве объектов гидроэнергетики должны учитываться реальные потребности в электрической энергии и предусматриваться меры по охране водных объектов, водосборных площадей и экосистем в целом (ст. 40). Для сельского хозяйства действуют требования по установлению санитарно-защитных зон и использованию очистных сооружений, предупреждающих, в частности, поступление в водные объекты сточных вод с сельскохозяйственных угодий (ст. 42). Предупреждение негативного воздействия на воды обеспечивается применением процедуры экологической экспертизы, установленной Федеральным законом «Об экологической экспертизе». Закон носит комплексный характер и нацелен на охрану окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов во взаимодействии и взаимосвязи. Для водопользования данный Закон означает, что проекты хозяйственной деятельности, влияющие на состояние вод, включая проекты строительства, модернизации, расширения, технического перевооружения и изменения в режиме эксплуатации объектов, требуют получения положительного заключения экологической экспертизы. Для обеспечения охраны вод имеют значение Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Закон РФ «О недрах», Земельный и Лесной кодексы РФ и др. Специальные меры охраны водных объектов от деградации, в том числе меры обеспечения рационального водопользования, содержатся в водном законодательстве. Для удобства изложения целесообразно воспользоваться методом классификации и объединить эти меры в несколько групп. Охрана водных объектов достигается путем: -установления правового режима охраны водных объектов; -определения общих и индивидуальных прав и обязанностей водопользователей по охране вод и их рациональному использованию; -разработки и реализации мероприятий органами государственной власти и местного самоуправления по обеспечению исполнения законодательства; -поощрения экологически благоприятной деятельности и установления мер юридической ответственности за нарушение водного законодательства. Правовой режим охраны водных объектов, под которым понимается система правил и мероприятий, нацеленных на предупреждение и устранение деградации вод, включает прежде всего запреты и ограничения на сбросы отходов и не подвергшихся санитарной очистке сточных вод, а также на осуществление отдельных видов деятельности. В частности, запрещаются сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ в водных объектах не должно превышать естественного фона; захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещено (ст. 56 ВК РФ). Содержание правового режима такого вида водного объекта, как болото, включает запрет за их загрязнение и засорение отходами производства и потребления, нефтепродуктами, ядохимикатами (ст. 57 ВК РФ). На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещение захоронений отходов, свалок, кладбищ. Также не разрешается орошение земель сточными водами, если это не соответствует санитарному законодательству (ст. 59 ВК РФ). Водные объекты, обладающие особой природоохранной, научной, культурной, рекреационной и иной нематериальной значимостью, могут быть признаны Правительством РФ особо охраняемыми водными объектами (ст. 66 ВК РФ). Такие объекты могут быть полностью или частично, постоянно или временно изъяты из хозяйственной деятельности. Учитывая, что состояние водных объектов зависит не только от водопользования, но и от деятельности, осуществляемой на водосборной площади, водное и земельное законодательство предусматривают установление водоохранной зоны для каждого поверхностного водного объекта, в пределах которой действует режим ограничений на хозяйственную и иную деятельность (ст. 65 ВК РФ). Водоохранная зона — это территория, примыкающая к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ, на которой действует специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. Основное назначение водоохраной зоны — предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов, истощения вод, сохранение среды обитания водных биологических ресурсов, объектов животного и растительного мира. Для этого в пределах водоохранных зон запрещены такие действия, как использование сточных вод для удобрения почв, захоронение отходов, радиоактивных, химических и иных опасных веществ, размещение кладбищ и скотомогильников, движение и стоянка транспортных средств, за исключением их проезда по дорогам и стоянок на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. В состав водоохранной зоны входит прибрежная защитная полоса — часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к береговой линии. Здесь действует более строгий режим хозяйственной деятельности: запрещены распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных, размещение отвалов размываемых грунтов. Примечательно, что установленный прежним Водным кодексом запрет на размещение дачных и садово-огородных участков, а также на выделение земель для индивидуального жилищного строительства в прибрежной защитной полосе снят. Таким образом, Водный кодекс РФ узаконил сложившуюся в последнее десятилетие практику незаконного (с точки зрения действовавшего ранее законодательства) использования земель в водоохранных зонах. Собственникам земельных участков и коттеджей, расположенных в непосредственной близости от водных объектов, теперь не грозит их изъятие. Ширина водоохранной зоны зависит от вида водного объекта и его размеров. Так, для рек и ручьев в зависимости от их протяженности ширина водоохранной зоны колеблется от 50 до 200 м. Ширина водоохранной зоны моря составляет 500 м. Внешние границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос закрепляются на местности специальными информационными знаками. Вторую группу мер охраны водных объектов образуют общие и индивидуальные права и обязанности водопользователей по охране и рациональному использованию вод. Водный кодекс РФ возлагает на водопользователей такие общие обязанности, как обязанности не допускать причинения вреда окружающей среде, своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах, вести учет объема забора и сброса сточных вод, вести наблюдение за состоянием водных объектов и водоохранными зонами (ст. 39). Кроме того, водопользователи, использующие водные объекты для целей теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов, т. е. не допускать изменения естественного температурного фона (ст. 62). При эксплуатации водохозяйственных систем водопользователи не могут осуществлять сброс сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке или не соответствующих требованиям технических регламентов (ст. 60). В договорах водопользования, а также решениях о предоставлении водных объектов в пользование общие права и обязанности конкретизируются. В частности, этими документами могут быть индивидуально установлены условия и режим забора воды, определены разрешенные для использования технические средства забора и другие условия. Охрана водных объектов от деградации обеспечивается исполнительной деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, отвечающих за регулирование использования и охрану вод. В интересах охраны водных объектов Федеральное агентство водных ресурсов ведет Государственный водный реестр, Росгидромет осуществляет мониторинг состояния водных объектов. По каждому речному бассейну Федеральным агентством водных ресурсов готовятся схемы комплексного использования и охраны водных объектов, которые включают материалы о состоянии водных объектов, их использовании. На основе таких материалов определяются допустимая антропогенная нагрузка на водные объекты, мероприятия по охране водных объектов, водохозяйственные мероприятия, водохозяйственные балансы, лимиты забора воды, квоты забора и сброса сточных вод, необходимые финансовые ресурсы, а также другие необходимые мероприятия. На основе схем комплексного использования и охраны водных объектов, которые являются обязательными для соблюдения органами государственной власти и местного самоуправления, принимаются решения о предоставлении водных объектов в пользование и определяются условия водопользования. В целях выявления правонарушений и обеспечения соблюдения водопользователями требований водного законодательства осуществляются государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (ст. 36) [27]. Полномочия по ведению контроля возложены на территориальные органы Росприроднадзора и Ростехнадзора. Важным правовым механизмом обеспечения охраны водных объектов является нормирование. Порядок нормирования — это сложная в правовом и техническом выражении схема определения и установления ограничений загрязнения водных объектов, которая регулируется большим числом актов, особенно подзаконных, хотя общие правила установлены ВК РФ. Следует отметить, что новый ВК РФ существенно изменил прежний порядок нормирования, действовавший ранее на основании ВК РФ 1995 г., и практическое внедрение новой системы нормирования еще потребует немало времени, так как связано с разработкой и технических регламентов, и дополнительных подзаконных актов. Статья 35 ВК РФ предусматривает установление следующих нормативов и иных качественных показателей для водных объектов: -нормативов предельно допустимых воздействий на водные объекты (ПДВ); -нормативов предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных, микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах (ПДК); -целевых показателей качества воды в водных объектах. Нормативы предельно допустимых воздействий на водные объекты разрабатываются на основании предельно допустимых концентраций химических, радиоактивных веществ, микроорганизмов и иных показателей качества воды в водных объектах (нормативы ПДК). Они определяются по каждому бассейну водного объекта с учетом природной особенности территории и содержат допустимую величину антропогенной нагрузки и массу вредных веществ, которая может поступить в водный объект. В настоящее время такие нормативы отсутствуют, хотя уже принят ряд государственных решений, предписывающих их разработку[28]. Нормативы ПДК определяют показатель максимально допустимого содержания в водных объектах химических и биологических веществ. В отличие от нормативов ПДВ, которые могут быть различными по каждому водному объекту, нормативы ПДК едины для всех водоемов и водотоков и устанавливают по каждому загрязняющему веществу его допустимую максимальную концентрацию. Этот показатель определяется исходя из назначения водного объекта и по сути не учитывает естественные различия в качестве вод. В целях нормирования качества все водные объекты делятся на два вида: водные объекты хозяйственно-питьевого и коммунально-бытового водопользования и водные объекты рыбохозяйственного назначения. Соответственно ПДК по одному и тому же веществу будут различными для водного объекта, имеющего питьевое или хозяйственно-бытовое назначение, и для водного объекта, имеющего рыбохозяйственное назначение. По сложившейся практике водные объекты или их части, расположенные на территории поселений, признаются объектами питьевого и хозяйственно-бытового назначения, а все остальные — рыбохозяйственными. Первые разрабатываются и утверждаются Минздравсоцразвития России, а последние — Минсельхозом России. В настоящее время действуют ПДК по примерно 2000 загрязняющим веществам. Несмотря на наличие различного рода методик, соотношение нормативов ПДВ и ПДК остается недостаточно ясным. Абсолютно новой категорией в системе нормирования являются целевые показатели качества воды, которые устанавливаются для каждого речного бассейна или его части с учетом, с одной стороны, природных особенностей водного объекта, а с другой — условий целевого использования водных объектов. Водный кодекс возлагает обязанность по разработке и принятию порядка утверждения целевых показателей водных объектов на Правительство РФ. Таким образом, Водный кодекс 2006 г. изъял из системы норма-1 тивов предельно допустимые сбросы, или ПДС, определяющие порядок сброса сточных вод в нашей стране начиная с конца 40-х гг. прошлого столетия. Однако данные нормативы предусмотрены пока действующими подзаконными актами, а общие правила установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Установление нормативов ПДС по данным правовым актам для каждого источника сброса индивидуально предусматривалось Водным кодексом 1995 г. и служило одним из основных механизмов контроля за сбросами сточных вод. Исчезновение нормативов ПДС из Водного кодекса 2006 г. также поставило под сомнение применимость процедуры выдачи разрешений на сброс сточных вод, так как именно в разрешениях содержатся показатели ПДС по каждому веществу для данного источника. На основе этих данных ведется расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду. Из смысла Водного кодекса РФ 2006 г. (ст. 35) следует, что концентрация загрязняющих веществ в сточных водах в обязательном порядке и индивидуально в разрешениях устанавливаться не будет при соблюдении правила о том, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод, не должно превышать нормативы допустимого воздействия на водные объекты. Водный кодекс РФ не определяет методики того, каким образом можно этого достичь. Поэтому остается открытым вопрос о том, каким образом и кто будет определять количество веществ и микроорганизмов в сточных водах. Статья 60 ВК РФ вносит некоторую ясность для сбросов сточных вод с водохозяйственных систем (системы водоснабжения, канализации, орошения и удобрения земель, гидротехнические сооружения), устанавливая, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается сброс сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов. Таким образом, в этой области предположительно будет введен порядок, при котором количественные и качественные показатели сбрасываемых сточных вод (вместо нормативов ПДС) будут определяться для отдельных видов деятельности федеральным законом — техническим регламентом. Однако какими будут эти показатели и по каким критериям они будут определяться, не ясно. Наконец, меры охраны включают поощрение экологически благоприятной деятельности и установление мер юридической ответственности за нарушение водного законодательства. Примечательно, что ст. 20 ВК РФ предусматривает, что плата за пользование водными объектами устанавливается на основе принципа стимулирования экономного использования водных ресурсов. Однако как будет применяться этот принцип, не ясно, поскольку необходимых постановлений Правительства РФ по определению ставок платы и порядка ее взимания не принято. Пока же льготы по уплате водного налога для экологически добросовестных водо-пользоватей не установлены, а плата за негативное воздействие на окружающую среду в силу низких ставок платы не имеет ощутимого стимулирующего эффекта. Нарушение правовых требований по охране и рациональному использованию водных объектов, пользование без правоустанавливающих документов, сброс с превышением нормативов ПДВ, нарушение режима использования водоохранных зон влекут применение к нарушителям мер юридической ответственности, а также прекращение и ограничение водопользования. Такие меры в соответствии со ст. 41 ВК РФ применяются в случаях угрозы причинения вреда жизни и здоровью человека, возникновения радиационной аварии и иной чрезвычайной ситуации, причинения вреда окружающей среде, в иных случаях. Приостановление водопользования осуществляется как в судебном, так и в административном порядке. Ограничение водопользования устанавливается нормативными правовыми актами исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления либо решением суда. В соответствии со ст.68 ВК РФ за нарушение водного законодательства наступает административная и уголовная ответственность. Административная ответственность в соответствии со ст. 8.13 КоАП РФ (нарушение правил охраны водных объектов); 8.14 (Нарушение правил водопользования); 8.15 (Нарушение правил эксплуатации водохозяйственных и водоохранных сооружений и устройств); 8.16-8.20. Ответственность за действия, предусмотренные ст. 257 УК РФ, наступает в случаях, когда концентрация загрязняющих веществ в водоемах и водных источниках превышает установленные нормативы, в результате чего причинен или мог быть причинен вред здоровью людей, сельскохозяйственному производству, рыбным запасам, животному и растительному миру. Под причинением существенного вреда здоровью людей, являющегося квалифицирующим признаком, следует понимать заболевания людей, опасные для жизни или соединенные со стойкой утратой трудоспособности или длительным расстройством здоровья. Законодательством предусмотрено, что за загрязнение водоемов, в частности, путем эксплуатации на предприятиях, коммунальных и других объектах неисправных очистных сооружений и устройств, отключения очистных сооружений и устройств на какой-либо срок, нарушения правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и других препаратов, могущих повлечь или повлекших загрязнение воды, административную и уголовную ответственность в предусмотренных законом случаях несут как должностные, так и иные виновные лица. Такие действия могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Согласно уголовному законодательству преступными признаются также: незаконное занятие рыбным и другими водными добывающими промыслами (ст. 256 УК РФ), лесосплав или взрывные работы с нарушением правил охраны рыбных запасов, нарушение правил водопользования; несоблюдение правил обращения с водой, отпущенной для полива, если это повлекло крупный ущерб или повреждение ирригационных сооружений и устройств; бесхозяйственное использование воды, предназначенной для полива сельскохозяйственных культур; умышленное уничтожение водохозяйственных объектов или ирригационных и осушительных сооружений. Уголовное законодательство предусматривает ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами (ст. 250 УК РФ). Согласно данной статье уголовному наказанию подлежат лица, осуществившие незаконный сброс в целях захоронения в пределах внутренних морских и территориальных вод РФ, а также открытого моря с судов и иных плавучих средств, воздушных судов, платформ или других искусственно сооруженных в море конструкций веществ, вредных для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо других отходов и материалов, которые могут нанести ущерб зонам отдыха или препятствовать другим законным видам использования моря. Ответственность наступает за сам факт незаконного сброса в море в целях захоронения вредных веществ. Под незаконным сбросом таких веществ следует понимать их умышленное затопление вопреки Правилам охраны от загрязнения прибрежных вод морей (утверждены 12 апреля 1984 г.) и Правилам выдачи разрешений на сброс в целях захоронения в море отходов и См.: Бюллетень Верховного Суда СССР. 1986. № 2. С. 16-17. других материалов, регистрации их характеристик и количества, определения места и времени сброса (утверждены 26 января 1983 г.). Незаконный сброс вредных веществ как с целью их захоронения, так и без таковой, повлекший загрязнение морской среды, т. е. ухудшение физико-химических и биологических свойств морской воды, свыше предельно допустимых норм, в зависимости от наступивших последствий влечет ответственность лиц по ст. 252 УК РФ. Ответственность за деяния, предусмотренные данной статьей, могут нести виновные лица из числа команд как российских, так и иностранных судов и иных плавучих средств, воздушных судов, платформ и иных искусственно сооруженных в море конструкций. Материальная ответственность наступает независимо от привлечения виновных к административной или уголовной ответственности. Водопользователи обязаны возместить убытки, причиненные нарушением водного законодательства. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ № 14 от 5 ноября 1998 г., ущерб, причиненный сбросом неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод и других вредных веществ в водные объекты, определяется в соответствии с действующим водным законодательством (ст.69 ВК РФ). Ущерб, причиненный рыбному хозяйству сбросом в водоемы сточных вод и других видов отходов, исчисляется в соответствии со специально разработанной методикой подсчета ущерба, нанесенного рыбному хозяйству. В соответствии с новым водным законодательством органам по регулированию использования и охраны водных объектов предоставлено право предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, учреждениям, общественным организациям и гражданам РФ, а также к иностранным гражданам и юридическим лицам о возмещении убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства, и использовать эти средства на проведение мероприятий по охране водных объектов.
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 2243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |