КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Охрана, защита и воспроизводство лесов
Охрана и защита лесов осуществляются с учетом их биологических и иных особенностей и включают в себя комплекс мер по рациональному использованию и сохранению лесов от уничтожения, загрязнения и иных негативных воздействий. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий или лицами, использующими леса. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части охраны и защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или права безвозмездного срочного пользования лесным участком. В случаях если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления размещают заказы на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». При размещении заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов одновременно осуществляется продажа лесных насаждений для заготовки древесины. В этих целях заключаются договор, в котором содержатся элементы государственного или муниципального контракта, на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и договора купли-продажи лесных насаждений.
Леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Лесные пожары продолжают оставаться одним из наиболее негативных факторов, влияющих на состояние лесов. Ежегодно в России регистрируется от 18 тыс. до 37 тыс. лесных пожаров. Причиной более 80% лесных пожаров, по оценке специалистов, является человеческая деятельность. Многие российские лесоводы считают пожары центральной проблемой лесоуправления, от решения которой зависит состояние лесов и окружающей среды. Огромные площади лесных ресурсов и нехватка необходимого оборудования и финансовых средств заставляют ограничивать охраняемую площадь самыми опасными в этом отношении территориями. В южных районах Сибири и Дальнего Востока, которые находятся под контролем служб охраны лесов от пожаров, ежегодно происходит по 10—15 тыс. пожаров, каждый из которых в среднем уничтожает 100 га леса, что приводит к огромным экономическим, социальным и экологическим потерям. В многолесных и труднодоступных районах, где обнаружение и оперативная ликвидация лесных пожаров силами наземной охраны затруднены либо невозможны, проблемы охраны лесов решаются с помощью авиации. Порядок организации и осуществления авиационных работ по охране и защите лесов устанавливается Правительством РФ. Охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и Лесным кодексом РФ. Так, согласно ст. 53 ЛК РФ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: 1) противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;
2) создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и др.), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; 3) мониторинг пожарной опасности в лесах; 4) разработка планов тушения лесных пожаров; 5) тушение лесных пожаров; 6)иные меры пожарной безопасности в лесах. Привлечение граждан, юридических лиц для тушения лесных пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ. В соответствии с решениями Конференции ООН (г. Рио-де-Жанейро, 1992 г.) Россия обязана выполнять собственные и международные обязательства в области охраны окружающей среды и защиты своих лесных ресурсов от чрезмерного использования и губительных лесных пожаров. В целях усиления охраны лесов от пожаров, повышения уровня противопожарной защиты лесного фонда Российской Федерации необходимо обеспечение оперативного обнаружения и тушения лесных пожаров силами наземной и авиационной охраны лесов; материально-техническое обеспечение лесопожарных служб; содержание сил и средств пожаротушения; проведение работ по профилактике лесных пожаров; создание интегрированной системы мониторинга лесных пожаров. Своевременные инвестиции в охрану лесов позволят стабилизировать среднегодовое число лесных пожаров, возникающих по вине человека или в результате его деятельности в лесу, уменьшить среднюю площадь лесного пожара; существенно снизить вероятность возникновения лесных пожаров стихийного характера.
Уменьшение средней площади пожара и общей площади, пройденной огнем, возможно в результате применения новых технических средств обнаружения (лазерных, космических и др.) и тушения лесных пожаров: самолетов-амфибий и вертолетов-танкеров, эффективных огнетушащих составов, самоходной лесопожарной техники и т. д. В результате должны быть сокращены убытки, причиняемые лесными пожарами лесному хозяйству и экономике страны, сохранено экологическое разнообразие лесных экосистем, повышен экологический и ресурсный потенциал, что отвечает положениям Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. Защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, — на их локализацию и ликвидацию. Защита лесов от вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 июля 2000 г. № 99-ФЗ «О карантине растений». Общая площадь погибших насаждений в 2004 г. составила 436,9 тыс. га. Среди всех причин усыхания насаждений наиболее губительным было воздействие вредителей и болезней леса. Общая площадь очагов вредителей и болезней леса на конец 2004 г. составила 3000,9 тыс. га. Гибель лесов от повреждений вредными насекомыми всегда была вторым по значению фактором после лесных пожаров, а в 2004 г. стала главенствующим. Усыхание насаждений от лесных пожаров сейчас находится на втором месте — 149,5 тыс. га[31]. Согласно ст. 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются: 1)лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); 2) лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг; 3) авиационные работы и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов;
4)санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия); 5) установление санитарных требований к использованию лесов. Меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов. Правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством РФ. В целях охраны и защиты лесов проводится лесопатологический мониторинг — сбор, анализ и использование информации о лесопатологическом состоянии лесов, в том числе об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам. Порядок организации и осуществления лесопатологического мониторинга устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 57 ЛК РФ). Кроме этого, в лесах осуществляется радиационное обследование и устанавливаются зоны радиоактивного загрязнения в целях их охраны от загрязнения радиоактивными веществами. Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов деревьев, кустарников, лиан, иных лесных растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красные книги субъектов Федерации, может запрещаться осуществление деятельности, негативное воздействие которой может привести к сокращению численности таких растений и ухудшению среды их обитания, либо могут устанавливаться ограничения осуществления этой деятельности. Общее ухудшение лесопатологической обстановки в лесах Российской Федерации, помимо биологических особенностей, вызвано действием комплекса неблагоприятных для лесных экосистем климатических факторов и рядом организационных недостатков службы лесозащиты. Среди них — недостаточная численность специалистов в области лесной защиты в регионах, недостаточное финансирование лесозащитных мероприятий — лесопатологического мониторинга, лесопатологических экспедиционных обследований, истребительных мероприятий и т. д. Лесные ресурсы относятся к возобновляемым, поэтому лесное законодательство регулирует воспроизводство лесов и лесоразведение. Воспроизводство лесов имеет важнейшее экологическое значение. Проведение лесовосстановительных мероприятий обеспечивает своевременное восстановление лесных насаждений на вырубках, гарях и других не покрытых лесной растительностью землях лесного фонда. Воспроизводство лесов осуществляется путем лесовосстановления и ухода за лесами. Лесовосстановление может быть естественным, искусственным или комбинированным. Наряду с мероприятиями по лесовосстановлению в Российской Федерации проводятся работы по лесоразведению для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов. Уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (вырубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия). Начиная с 1994 г. площади, на которых проводятся лесовосста-новительные мероприятия, в 1,5—2 раза превышают площади сплошных рубок леса. В то же время недостаточное финансирование работ по воспроизводству лесов отрицательно сказывается на качестве и эффективности лесовосстановительных мероприятий. При воспроизводстве лесов используются улучшенные и сортовые семена лесных растений или, если такие семена отсутствуют, нормальные семена лесных растений. Лесное семеноводство осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. № 149-ФЗ «О семеноводстве» и Лесным кодексом РФ. На севере европейской части России, в Сибири и на Дальнем Востоке, где выращивание посадочного материала для лесовосста-новления сопряжено с неблагоприятными климатическими условиями, целесообразно создание тепличных комплексов, как это практикуется в Скандинавских странах, Канаде и др. Выращивание посадочного материала в закрытом грунте позволяет повысить культуру производства, механизировать трудоемкие процессы, максимально уменьшить отрицательное влияние внешних факторов на рост и развитие сеянцев древесных пород. Важной правовой мерой охраны лесов является юридическая ответственность за лесонарушения. Лесным кодексом РФ не установлены нормы административной и уголовной ответственности (ст.99): они предусматриваются Уголовным кодексом РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (ст. 260 УК РФ) и за уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ). Кодексом РФ об административных правонарушениях таковыми признаются: -самовольное занятие лесных участков (ст. 7.9); -самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом (ст. 7.10); -нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (ст. 8.12); -нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); -нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); -самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); -нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27); -незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); -уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); -уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); -нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); -нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32). Лесным кодексом РФ подтверждается обязанность возмещения вреда, причиненного нарушением лесного законодательства (ст.100). В этом проявляются системность российского законодательства, взаимодействие и экологизация различных отраслей права. Для определения размера ущерба, причиненного лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, необходимо руководствоваться таксами для исчисления размера взысканий за ущерб. Расчет ущерба вместе с протоколом о лесонарушении и другими необходимыми документами должен быть приложен к исковому заявлению.
Доцент кафедры ГрПД
Дата добавления: 2015-05-31; Просмотров: 8163; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |