КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Изменение объема спроса и спроса
Факторы, влияющие на изменение спроса При исследовании спроса необходимо различать две ситуации: изменение спроса и изменение объема спроса. Изменение объема спроса происходит при изменении цены на товар при прочих неизменных условиях. При этом сам спрос остается прежним. Графически это представимо в виде движение вдоль кривой спроса (например, движение из точки А в точку В, лежащих на кривой), как показано на рис. 8 (а). Изменение спроса означает, что происходит изменение объема спроса при каждом значении цены. При этом меняется любой другой фактор, за исключением цены данного товара, что ведет за собой изменение функции спроса в целом (он увеличивается или уменьшается). То есть меняются либо цена на товар-субститут, на комплементарный товар, доходы потребителей и др. Графически линия спроса сдвигается вправо, если спрос растет (D1), влево – если спрос падает (D2) (рис. 8 (б)).
Рис. 8. Изменение (а) объема спроса, (б) функции спроса
Рассмотрим подробно влияние каждого фактора на изменение спроса. При этом при изменении одного фактора другие факторы являются постоянной величиной. 1. Цена на товар-субститут Py. Товарами-субститутами (или товарами-заменителями) считаются те товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность человека и заменяют друг друга в процессе потребления. Рассмотрим на конкретном примере влияние этого фактора на изменение функции спроса. Возьмем два товара – сок (товар х) и лимонад (товар у). Увеличение цены на лимонад (Py) повлечет за собой сокращение его потребления, а следовательно увеличится спрос на сок, так как потребитель переключится на неподоражавший товар с похожими покупными характеристиками.
Таким образом, увеличение цены на товар-субститут влечет за собой рост спроса на другой товар при прочих неизменных условиях, и наоборот уменьшение цены на товар-субститут приведет к сокращению спроса на другой товар. Схематично эту зависимость можно отобразить как:
2. Цена на комплементарный товар Pz. Комплементарные (взаимодополняющие) товары – это товары, которые дополняют друг друга в процессе потребления. В качестве примера комплементарных товаров возьмем кетчуп (товар x) и мясо (товар y). Допустим, произошло увеличение цен на мясо, соответственно его потребление сократилось, а, следовательно, уменьшился и спрос на кетчуп, так как его покупали в качестве приправы для мяса. Таким образом, увеличение цены на один из комплементарных товаров может привести к падению спроса на другой товар при прочих неизменных условиях и наоборот.
3. Доход потребителей I. При рассмотрении фактора потребительского дохода необходимо различать две категории товаров – нормальные и низшие. Нормальными товарами (товарами высокого качества) считаются те товары, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода, а низшие товары (товары низшего качества) – это товары, спрос на которые сокращается по мере роста дохода. При этом необходимо отметить, что классификация товаров на нормальные и низшие носит субъективный характер и определяются каждым потребителем отдельно. К примеру, сотовый телефон известной фирмы стоимостью 6 тыс. руб. для одного потребителя покажется очень дорогим, к которому надо стремится по мере увеличения заработной платы, а для другого – достаточно дешевым, который он бы себе купил только при наличии малого количества денег.
Схематично эту зависимость можно отобразить следующим образом:
4. Вкусы и предпочтения потребителей Т. К этому фактору относят возраст и пол потребителя, семейное и социальное положение, а также другие моменты, которые формируют вкусы и предпочтения покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (к примеру, в таких областях как одежда, популярная музыка). В этом случае кривая спроса совершает сдвиги очень быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону. В других случаях изменение вкусов происходит медленно, но постоянно. 5. Инфляционные ожидания F (future). Некоторые экономисты принимают увеличение спроса на товар по причине ожидания скорого и быстрого роста цен на него за нарушение закона спроса, хотя в данном случае речь идет об изменении функции спроса. Предположим, что в следующем месяце цены на сахар возрастут (по прогнозам экономистов), поэтому некоторые слои населения будут покупать гораздо больше сахара впрок, пока цены на него не выросли.
Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 3380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |