Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные закономерности организационных систем




Классификация организационных систем

Рассмотрим наиболее распространенную классификацию организационных систем:

1. Естественные и искусственные системы. Искусственные системы создаются человеком для реализации заданных программ: конструкторское бюро, спутниковый комплекс и т.д. Естественные системы создаются природой, человеком для реализации целей мирового существования: циклическая система землепользования, муравейник и т.д.

2. Открытые и закрытые системы. Открытые системы характеризуются наличием разветвленных связей с внешней средой и зависимостью от нее, т.е. открытые системы – это системы, находящиеся в постоянном обмене информацией, ресурсами. Закрытые системы – это системы, которые характерны наличием тесных внутренних связей и отсутствием связей с внешней средой. Для эффективного существования организационной системы надо, с одно стороны, поддерживать, создавать необходимые связи с внешней средой, исследовать ее для обеспечения адаптивных свойств. Но с другой стороны, для исключения «размывания» организация во внешней среде требуется поддерживать стабильность в системе, укрепляя внутренние взаимосвязи. Одной из задач менеджмента является создание информационных систем, в которых определяется направленность информационных потоков внутренней и внешней средой. Открытые системы характеризуются открытым характером связей с внешней средой и сильной зависимостью от нее: коммерческие фирмы, СМИ. Закрытые системы характеризуются преимущественно внутренними связями и создаются для удовлетворения потребностей своего персонала и учредителей: спецслужбы, партии.

3. Детерминированные и вероятностные системы. Детерминация – определение причинно– следственных связей. Вероятностный подход означает, что одна и та же причина может приводить к разным последствиям или же разные причины могут давать одинаковые результаты. Организация представляет собой систему, которая в результате управления переходит из вероятностной в детерминированную систему связи. Наиболее эффективными организационными системами являются детерминированные системы с возможностью изменения функций и структуры системы в зависимости от условий внешних и внутренних факторов. Предсказуемые (детерминированные) системы работают по заданным правилам, с заранее определенным результатом: обучение в институте производство типовой продукции. Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми воздействиями внешней и внутренней среды и выходными результатами: исследовательские подразделения предпринимательских компаний.

4. Кибернетические и идеологические системы. Кибернетические системы – это системы, имеющие внешнюю цель развития, целенаправленное поведение; идеологические системы имеют внутреннюю цель развития.

Кроме того, в различных научных дисциплинах, в теории организации используется следующая классификация организационных систем:

А. Формальная система характеризует официальный статус элементов организации, их жесткое закрепление иерархии реализации управленческих решений и соответствует формальной структуре организации.

Б. Неформальные системы основываются на прямых информационных контактах, а также на интересах и желаниях членов организации. В любой организации можно выделить конечное число формальных систем и бесконечное, постоянно меняющееся число неформальных систем. Неформальные отношения могут как повышать эффективность системы, так и уменьшать.

Можно также подразделять системы на жесткие и мягкие, вертикальные и горизонтальные.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям и поэтому слабой устойчивостью: новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей. Жесткие системы – обычно авторитарные организации, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей: церковь, авторитарные государственные режимы.

 

По уровню иерархии системы классифицируется следующим образом:

1. Неживые – статические структуры, простые динамические системы с заданным движением, кибернетические системы с обратной связью.

2. Живые –открытые системы с самосохраняемой структурой (уровень клеток), живые организмы с низкой способностью воспринимать информацию (уровень растений), живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию (животное), самосознание, мышление, нетривиальное поведение (люди), социальные системы, социальные организации (общество), трансцендентные системы (лежащие в настоящее время вне нашего сознания).

Все организации являются системами. Таким образом, в основе любой классификации лежит характер и направленность организационных отношений, складывающийся в процессе производства, труда, социальной деятельности работников. Цель классификации – ограничить выбор подходов к отражению системы, сопоставить выделенным классам приемы и методы системного подхода, что должно привести к улучшению управляемости заданной системы.

Организационная система определяется как совокупность взаимосвязанных и действующих элементов. Основными признаками таких систем являются:

· множество составляющих элементов;

· единство главной цели для всех ее элементов;

· наличие устойчивых взаимосвязей между элементами;

· целостность и единство элементов;

· наличие структуры и иерархичности;

· относительная самостоятельность, автономность элементов;

· требования системы к необходимости управления.

Система может включать большой перечень элементов, которые являются подсистемами. Подсистема –это набор таких элементов, которая представляет собой автономную (подчиненную своим целям) деятельность.

Совокупность отношений и взаимосвязей между элементами определяют такие важнейшие свойства и закономерности системы, как:

А. Свойства связанности, т. е. элементы смогут действовать только вместе друг с другом. В противном случае их эффективность резко снижается.

Б. Организационная сложность –это признак того, что добавление новой единицы вводит не только новое отношения этой единицы ко всем другим, но и изменяет отношение между всеми составляющими.

В. Целостность. Свойство, при котором каждая часть системы соотносится с каждой другой частью, поскольку изменения в некоторой части вызывают изменения во всех других частях и в системе в целом. Целостность и обособленность (связанность и суммативность) – это полярные случаи одного и того же свойства.

Г. Главное свойство организационных систем эмерджентность– это проявление качественно новых свойств системы, отсутствующих у ее элементов и нехарактерных для них.

Выделяются три основные закономерности данного свойства:

1. Свойства систем (целого) не являются суммой их элементов (частей). Это свойств называется синергией.

2. Свойства целого зависят от свойств входящих в него элементов, частей.

3. Обедненной системе элементы могут терять свойства, присущее им вне системы, приобретать или получать новые.

Из этих свойств вытекает основной закон организации – закон синергии, заключающийся в том, что сумма свойств (потенциалов, энергии качества) организационного целого превышает арифметическую сумму свойств, имеющихся у каждого из вошедших в состав целого элементов. Эффект синергии возникает за счет взаимного участия, взаимодействия элементов эффективного управления.

Жизненный цикл организации непосредственно связан с жизненным циклом продукции – временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером, процессом изменения, объемом производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции и жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями. Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности организации после продажного обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

· система стремится сохранить свою структуру (закон сохранения);

· система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, общества);

· в системе формируется сложная зависимость от свойств, входящих в нее элементов и подсистем.

Системы классифицируют в трех подсистемах: технической, биологической и социальной. Техническая подсистема включает работоспособное оборудование. Набор решений в технической системе ограничен, и последствия решений предопределены. Решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования. Набор решений в биологической системе ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Последствия решений в биологических системах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решение врача, ветеринара о лечении; решение агронома о применении тех или иных химикатов. Решение в таких подсистемах предполагает разработку нескольких альтернативных вариантов решений для последующего выбора. Социальная общественная подсистема имеет в совокупности элементов человека.

Например: семья, производственный коллектив, неформальная организация, шофер с автомобилем и даже один человек. Набор решений в социальной подсистеме достаточно велик, поскольку сознание человека меняется быстро, и имеются нюансы в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации. Уровень неопределенности в результатах реализации решений трех систем представлен на диаграмме:

------------ техническая

-----------------------------------биологическая

-----------------------------------------------------------------------социальная

Техническая (человека нет).

Биологическая (человек – объект управления).

Социальная подсистема (человек – субъект и объект управления).

 

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них приводит организацию к ликвидации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-20; Просмотров: 1060; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.