КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Структура психики по З. ФрейдуСвой психоаналитический метод Фрейд разработал, занимаясь лечением истеричных больных. Правда, в своих лекциях «О психоанализе» основателем психоанализа Фрейд называет другого венского врача Йозефа Брейера, с которым он сотрудничал после окончания учебы. Фрейд вспоминает историю болезни пациентки доктора Брейера и созданный им метод лечения. Пациентка страдала тяжелой формой истерии. Понять причину болезни, чем были вызваны эти душевные потрясения, было непросто. И Брейер применил гипноз, заставив девушку вспомнить обстоятельства, предшествовавшие болезни. Оказалось, что большинство симптомов являются последствиями «психических травм», связанных с дежурством пациентки у постели тяжело больного отца и пережитыми там аффективными переживаниями. И стоило Брейду заставить больную вспомнить и пережить эти аффективные состояния, как симптомы болезни исчезли. Этот метод лечения Брейер назвал «катарсисом» (от греч. – очищение). Эксперименты натолкнули Фрейда на мысль о том, что сфера психического не может быть сведена к сознательному. Довольно часто подлинные мотивы поведения находятся за пределами нашего сознания, не осознаются, заменяются другими мотивами. А из случая с пациенткой Брейера следует, что подлинные причины психического расстройства также находятся за пределами сознания Дальнейшее применение катартического метода Фрейдом, причем не в гипнотическом, а в нормальном состоянии больного, убеждают его в правильности гипотезы и приводят к выводу о сложной и разнородной структуре психики человека. В структуре психики З. Фрейд выделяет два слоя или два элемента – сознание и бессознательное. Сознание Фрейд связывает с отчетливыми и надежными восприятиями, нашедшими словесное выражение. В бессознательном Фрейд выделяет две группы явлений. Во-первых, представления, которые ранее были сознательными, но потом «ушли» из области сознания, но в любой момент снова могут стать сознательными. Этот вид бессознательного Фрейд называет скрытым бессознательным или предсознательным. Во-вторых, к бессознательному относятся те «весьма напряженные душевные процессы или представления», которые не становятся Находясь за пределами сознания, вытесненное бессознательное может быть представлено в нем, иначе мы о нем не могли бы ничего сказать. Оно проявляется в описках, оговорках, сновидениях, может быть обнаружено с помощью метода свободных ассоциаций. Но смысл этого представительства в сознании в большинстве случаев искажен, и степень искажения находится в прямой зависимости от силы сопротивления, которую встречает бессознательное на пути в сознание. Бессознательное Фрейд обозначает, словом ОНО. Сферу сознания, как связное единство «душевных процессов в одной личности», Фрейд обозначает, как Я. Я представляет собой поверхностный слой ОНО, отвечает за побуждения к движению, за связь с внешним миром, осуществляет контроль над требованиями ОНО. Именно Я обеспечивает вытеснение в область ОНО некоторых наших желаний и побуждений, выстраивает на их пути в сознание барьеры и баррикады. Если Оно в своей деятельности руководствуется принципом удовольствия, то Я – принципом реальности, его задача - соотносить наши желания и побуждения с реальной обстановкой, требованиями окружающей среды. В Я тоже далеко не всё принадлежит к области сознания Я, по замечанию Фрейда, тоже может быть бессознательным, но когда мы рассматриваем его в структуре психики в соотношении с её другими элементами, в соотношении с ОНО, то мы характеризуем его как сознательное в противоположность бессознательному. Взаимоотношения между Я и ОНО Фрейд образно сравнивает с взаимоотношениями всадника и лошади. Всадник управляет лошадью, её побуждениями, направляет её движение в нужное для себя направление. Но силы всадника и лошади несоизмеримы и потому нередко всаднику, когда лошадь «закусит удила», если он не хочет расстаться с лошадью, приходится подчиниться её побуждениям, вести туда, куда она хочет. Точно так же несоизмеримы силы Я и ОНО. Оно – это кипящий котёл страстей, где действуют силы, имеющие целью удовольствие и агрессию, занимает в структуре психики большее место и играет более значительную роль, чем Я. Я - тонкая оболочка ОНО, по мысли Фрейда, ответственно за нашу связь с реальными условиями внешнего мира, прежде всего стремящаяся сдержать стремление к немедленному получению удовольствия и обуздать силы агрессии. ОНО играет более важную роль в определении нашего поведения, чем Я, способно с целью обойти цензуру Я так маскировать свои подлинные цели, что Я, поддавшись на эти уловки, неадекватно осознает подлинные мотивы поведения или же нередко волю ОНО выдает за свою собственную волю. Но нельзя и недооценивать значение Я, ведь это - разум и рассудительность человека, позволяющие ему занимать особое место в структуре живой материи. Наряду с ОНО и Я в структуре психики Фрейд выделяет «некоторую инстанцию», которую он называет идеалом Я, или сверх Я, и которая является дифференцированной структурной единицей внутри Я. Сверх-Я является высшей инстанцией в структуре душевной жизни, нравственным высшим цензором, человеческой совестью, его религией. Процесс формирования сверх-Я Фрейд связывал с преодолением сексуальной фазы жизни ребенка, Эдипова комплекса. Именно на этой фазе в сложных взаимоотношениях с родителями, посредством отождествления себя с ними, инфантильное Я накапливает силы для преодоления Эдипова комплекса, его вытеснения, создавая идеальное Я или сверх Я. Но: в сверх Я запечатлен не только опыт индивидуального Я. Сверх Я менее тесно связан с сознанием, чем Я. «В то время, как Я является представителем внешнего мира, реальности, сверх-Я выступает навстречу ему как адвокат внутреннего мира или ОНО». Расчленение человеческой психики на ОНО, Я и сверх Я позволяет лучше представить душевный механизм, но не раскрывает еще полностью движущие силы душевной жизни, её динамику. Тем более что с точки зрения З. Фрейда душевный механизм, структура психики любого человека, а не только психически больного заключает в себе три этих элемента. Фрейд выделяет два вида влечений, определяющих психическую деятельность, а следовательно, и поведение человека: 1) сексуальные влечения или эрос, включающие не только подлинное половое влечение и производные от него подавленные влечения, но и инстинкт самосохранения, и 2) влечение к смерти, проявляющееся, прежде всего, в инстинкте разрушения. При этом решающее значение имеет сексуальное влечение и неразрывно связанная с ним энергия «либидо»- энергия сексуального влечения. Сексуальный инстинкт, с точки зрения Фрейда присущ нам с момента рождения и инфантильная сексуальность выступает как необходимый этап, ступень на пути к нормальной сексуальности взрослых. Фрейд здесь предстает перед нами как пансексуалист, видящий смысл сексуального инстинкта в получении ощущения удовольствия, а потому все ощущения удовольствия мы можем рассматривать как видоизменение сексуального наслаждения.
Дата добавления: 2014-01-11; Просмотров: 1022; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |