КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
XXIIi. Правовой режим экологически неблагополучных территорий 2 страница
• своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения; • обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ. Обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при их транспортировании.
I 536 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ обеспечивается эксплуатирующими организациями и специально уполномоченными на то государственными органами в области использования атомной энергии, а на действующих судах и плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками, космических и летательных аппаратах с ядерными установками — их экипажами. Для обеспечения охраны окружающей среды важное значение имеет профессиональный уровень лиц, допущенных к соответствующим работам. К работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям. Не допускаются к работе лица с предусмотренными перечнем медицинских противопоказаний ограничениями.
В меру экологической опасности ядерных материалов и радиоактивных веществ важное значение имеет правовое регулирование экспортно-импортных операций с ними. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется рядом подзаконных нормативных правовых актов, в том числе Положением о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. (с изм.); Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий, утвержденное постановлением Правительства РФ от 15 декабря 2000 г. Положение о порядке вывоза из РФ и ввоза в РФ радиоактивных веществ и изделий на их основе определяет конкретные виды радиоактивных веществ и изделий на их основе, экспорт и импорт которых регулируется. Важнейшими инструментами регулирования в этой сфере являются лицензирование и контроль. Вывоз и ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ, регулируемые Положением, осуществляются только по лицензиям. Лицензии выдаются Министерством экономического развития и торговли РФ на основании заявлений. Заявления должны предварительно согласовываться на радиоизотопную продукцию и другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) с Министерством РФ по атомной энергии; на ввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения — с Министерством здравоохранения РФ. 1. Правовое регулирование обращения с потенциально опасными веществами 537 В соответствии с Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием, осуществляется только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что полученные предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование:
• не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели; • будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ; • будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрис-f дикции страны-получателя в любую другую страну только на ука-j занных условиях. Экспорт в страны, обладающие ядерным оружием, установок и технологий для химической переработки облученного топлива, I. изотопного обогащения урана, производства тяжелой воды, их ос-Г новных компонентов, урана с обогащением 20% и выше, плутония и тяжелой воды может осуществляться только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что получаемые предметы экспорта и предметы, произведенные на их основе: • не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели; • будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ; • будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только при наличии предварительного письменного разрешения Министерства РФ по атомной энергии. Любые радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе их из РФ или ввозе в РФ подлежат таможенному контролю и оформлению. Нарушение требований по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами влечет применение дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности. 538 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами 2. Правовое регулирование обращения с генетически модифицированными организмами Под генетически модифицированным организмом (или генно-инженерно-модифицированным организмом) понимается организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов. Генная инженерия — совокупность методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы.
Внедрение результатов генно-инженерной деятельности сопряжено с потенциальными отрицательными последствиями для природы. В связи с этим возникает потребность в правовом регулировании экологических отношений, возникающих при осуществлении генно-инженерной деятельности. Этим целям служит Федеральный закон «О государственном регулировании генно-инженерной деятельности». К рассматриваемому вопросу прямое отношение имеет ст. 50 Закона об охране окружающей среды, устанавливающая запрет на производство, разведение и использование растений, животных и других организмов, не свойственных естественным экологическим системам, а также созданных искусственным путем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключения государственной экологической экспертизы, разрешения федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области охраны окружающей среды, иных федеральных органов исполнительной власти. Государственное регулирование в области генно-инженерной деятельности осуществляется в направлениях: • улучшения условий жизни человека и охраны его здоровья; • охраны и восстановления окружающей среды, сохранения биологического разнообразия; • повышения эффективности сельского хозяйства;
• повышения эффективности добывающей и перерабатывающей промышленности. 2. Правовое регул, обращения с генетически модифицированными организмами 539 Генно-инженерная деятельность основывается на принципах: • безопасности физических лиц и окружающей среды; • безопасности клинических испытаний методов генодиагностики и генной терапии (генотерапии) на уровне соматических клеток; • доступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности. Основными элементами правового механизма обращения с генетически модифицированными организмами являются лицензирование, сертификация, государственная регистрация генно-ин-женерно-модифицированных организмов, контроль, юридическая ответственность. Лишь на основе разрешений (лицензий) допускается осуществление работ в области генно-инженерной деятельности, соответствующих III или IV уровню риска1. Лицензированию подлежат, в частности, следующие виды генно-инженерной деятельности: • генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот для создания генно-инженерно-моди- В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека: I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами (непатогенные микроорганизмы — микроорганизмы, не вызывающие у человека, растений и животных болезней); II уровень риска соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами; III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции; IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций. Работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска. Генно-инженерная деятельность в условиях открытых систем приравнивается к III или IV уровню риска. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, подготовке и проведении генно-инженерной деятельности. Работы, соответствующие I и II уровням риска, регистрируются в организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность. 540 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами фицированных организмов (вирусов, микроорганизмов, трансгенных растений и трансгенных животных1, а также их клеток); • все виды испытаний генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе лабораторные, клинические, полевые, опытно-промышленные; • выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду; • хранение, захоронение, уничтожение генно-инженерно-мо-дифицированных организмов и (или) их продуктов; утилизация отходов генно-инженерной деятельности; • покупка, продажа, обмен, другие сделки и иная деятельность, связанная с генно-инженерными технологиями, генно-ин-женерно-модифицированными организмами и (или) их продуктами, которые не имеют сертификата качества или знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом, в том числе в сфере международной деятельности. Разрешения (лицензии) на работы, соответствующие III и IV уровням риска, выдаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ, Минздравом РФ. Важным экологически значимым является положение законодательства о допуске к занятию генно-инженерной деятельностью граждан, профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности. Продукция и услуги, соответственно полученные и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежащие в соответствии с федеральными законами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом. Генетически модифицированные организмы, предназначенные для первого на территории РФ выпуска в окружающую среду, промышленного использования или импорта, подлежат обязательной государственной регистрации. Регулируется эта процедура Положением о государственной регистрации генно-ин-женерно-модифицированных организмов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 120. Государственная регистрация осуществляется Министерством про- 1 Трансгенные организмы — животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии. 3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах мышленности, науки и технологий РФ. Одним из существенных условий регистрации является анализ представленных сведений о биобезопасности предлагаемого для государственной регистрации модифицированного организма. Биобезопасность означает отсутствие фактического или прогнозируемого нежелательного воздействия модифицированного организма (в сравнении с исходным немодифицированным организмом) на окружающую среду. Для определения биобезопасности проводится экспертиза. Для этих целей в Министерстве создан постоянно действующий экспертный совет по вопросам биобезопасности. Зарегистрированный модифицированный организм вносится в сводный государственный реестр зарегистрированных генно-инженерно-модифи-цированных организмов. Нарушение правил обращения с генетически модифицированными организмами влечет применение дисциплинарной, административной, уголовной и/или гражданско-правовой ответственности. 3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах Обращение с отходами - - одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется, с одной стороны, в причинении экологического вреда, с другой — для удаления твердых отходов требуется выделение земельных территорий. В контексте экологического права выделяются отходы производства и потребления; отходы газообразные, жидкие и твердые; опасные отходы, радиоактивные отходы. Наиболее общим, родовым понятием являются отходы производства и потребления. В нем определяются две основные сферы образования отходов -сфера производства и сфера потребления. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства. Включение в сферу правового регулирования пришедшей в негодность продукции, к примеру медикаментов, продовольствия, вполне обоснованно, так как в ней содержатся экологически опасные химические или биологические компоненты, что обосновывает необходимость их корректного удаления. Начиная с 90-х гг., в условиях развития рыночной экономики, актуальной стала проблема обращения с ломом цветных и черных 542 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами металлов1. Необходимость упорядочения такого обращения и защиты при этом общественных и государственных интересов потребовали внесения дополнений в Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об отходах производства и потребления»2. Содержание понятия отходов производства и потребления было расширено за счет включения в него понятия «лом и отходы цветных и (или) черных металлов». Лом и отходы цветных и (или) черных металлов — пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Основное внимание в экологическом законодательстве и праве уделяется опасным отходам, некорректное обращение с которыми имеет (или может иметь) наибольшие отрицательные последствия для природы. Опасные отходы — отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами. Обращение с такими отходами регулируется многими законодательными и иными нормативными правовыми актами, включая Федеральные законы «Об охране окружающей среды», 1 Активное внедрение рыночных отношений способствовало превращению в «отходы металлолома» вполне годной высоколиквидной продукции — линий связи, деталей машин и механизмов, памятников, декоративных изделий из черных и цветных и т.д. со сдачей их в разветвленные приемные пункты и последующим вывозом за границу. При этом собственно металлические и неметаллические отходы как таковые, ежегодное образование которых в стране исчисляется миллиардами тонн, остаются во многом невостребованными и продолжают захламлять (загрязнять) окружающую среду. Огромные размеры принял за последние годы вывоз из России отходов и лома черных и цветных металлов. Важно учитывать, что при выплавке стали из лома черных металлов издержки в среднем в 20 раз ниже, чем при ее получении из руды и чугуна. Близкое соотношение и по цветным металлам (см.: Кулагина Г Д., Думное АД. Природопользование современной России в зеркале статистики (опыт ретроспективного анализа) // Россия в окружающем мире: 2000. Аналитический ежегодник. М., 2000. С. 125—126. Далее — Закон об отходах производства и потребления. 3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах «Об охране атмосферного воздуха», «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», «Об отходах производства и потребления», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об использовании атомной энергии», Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Закон РФ «О недрах», многие законы субъектов Российской Федерации и иные нормативные правовые акты. Законы об отходах приняты, в частности, в Краснодарском крае, Калининградской и Московской областях, Республике Башкортостан. Положения, касающиеся обращения с газообразными и жидкими отходами, рассмотрены в учебнике применительно к характеристике особенностей правового режима охраны и использования вод и атмосферного воздуха и в других главах. Здесь будут рассмотрены вопросы правового регулирования обращения с твердыми и радиоактивными отходами с учетом их специфики. Правовое регулирование обращения с отходами в Российской Федерации применительно к радиоактивным отходам и иным отходам традиционно осуществляется раздельно. В учебнике мы тоже последуем этой традиции. 3.1. Правовое регулирования обращения с отходами производства и потребления В законодательстве предусмотрен всесторонний подход к регулированию обращения с отходами, включая деятельность, в процессе которой образуются отходы в сферах производства и потребления, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. Государственная политика в области обращения с отходами в Российской Федерации основывается на принципах: • охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия; • научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; • использования новейших научно-технических достижений в целях реализации малоотходных и безотходных технологий; • комплексной переработки материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов; • использования методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот; _ 544 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами • доступа в соответствии с законодательством РФ к информации в области обращения с отходами; • участия в международном сотрудничестве РФ в области обращения с отходами. Регулируется обращение с твердыми отходами производства и потребления многими законодательными и иными актами. Наиболее общие требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления установлены Законом об охране окружающей среды. Согласно ст. 51 Закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Одновременно в целях исключения экологического вреда Закон запрещает захоронение отходов на наиболее экологически и социально ценных территориях. В частности, запрещается: ' захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву, на территориях водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, в бальнеологических целях (т.е. использования минеральных источников, вод, грязей в лечебных целях), для извлечения ценных минеральных ресурсов; • размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека; • захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Закон запрещает также ввоз опасных отходов и радиоактивных отходов в Российскую Федерацию в целях их захоронения и обезвреживания. Цели предупреждения или минимизации экологического и экогенного вреда, создаваемого отходами производства и потреб- 3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах ления, достигаются посредством установления в законодательстве различных мер и требований, образующих правовой механизм обращения с такими отходами. Механизм обращения с ними предусмотрен Законом об отходах производства и потребления. Положения этого Закона получили развитие в ряде подзаконных актов: Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 июня 2000 г.; Порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов, утвержденном постановлением Правительства РФ от 26 октября 2000 г.; постановлении Правительства РФ от 1 июля 1996 г. «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов» и др., а также в законах субъектов РФ, где соответствующие законы приняты. Важную роль в охране природы играют требования: к предприятиям и иным объектам, на которых образуются отходы; к обращению с отходами на территориях городских и других поселений; к объектам размещения отходов; к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами; к транспортированию опасных отходов. В частности, при проектировании, строительстве, реконструкции, консервации и ликвидации предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также иметь техническую и технологическую документацию об использовании, обезвреживании образующихся отходов. При проектировании жилых зданий, предприятий и иных объектов, в процессе эксплуатации которых образуются отходы, должны предусматриваться места (площадки) для сбора таких отходов. Закон устанавливает требование о необходимости регулярной очистки на территориях городских и других поселений. Организация деятельности в области обращения с отходами на территориях городских и других поселений возложена на органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ. Органами же местного самоуправления определяется порядок сбора отходов на территориях городских и других поселений, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, цветные и черные металлы, текстиль, бумага и др.). 546 XXII. Правовые основы обращения с веществами, материалами и отходами При определении порядка сбора отходов должно обеспечиваться соответствие экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека. Одним из наиболее распространенных способов удаления отходов в мире и в России является их размещение на специально оборудованных объектах (полигонах, свалках). Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Для обладания информацией о местах размещения отходов объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр указанных объектов. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду должен проводиться мониторинг состояния окружающей природной среды. Обязанность его проведения возложена на собственников объектов размещения отходов, а также на лиц, во владении или в пользовании которых находятся указанные объекты. После окончания эксплуатации данных объектов эти же субъекты обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую природную среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель. К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации. Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определенных требований, включая: • наличие паспорта опасных отходов; • наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; • соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; • наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования. Особые требования российское законодательство предъявляет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на терри- 3. Понятие и виды отходов, законодательство об отходах торию Российской Федерации в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке, установленном вышеупоминавшимся постановлением Правительства РФ «О государственном регулировании и контроле трансграничных перевозок опасных отходов». Законом об отходах производства и потребления установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и (или) черных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 131). Понятие «обращения с ломом и отходами» включает их прием, учет, хранение, транспортирование. Так, физические лица могут осуществлять отчуждение лома и отходов цветных металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов. При этом порядок отчуждения такого лома и отходов цветных металлов устанавливается законодательством РФ. Перечень разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов утверждается органами государственной власти субъектов Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения установлены постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 370, Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения — постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 г. № 369. Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами (ст. 14). В зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством природных ресурсов РФ. На опасные отходы должен быть составлен паспорт на основании данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации определяет Правительство РФ.
Дата добавления: 2014-11-25; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |