КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозные традиции доведического периода
Структура комплекса священных текстов индуизма. Религиозные и философские доктрины брахманизма. Религиозные представления ведического периода. Религиозные традиции доведического периода. Религии древней Индии до возникновения буддизма Лекция 13 План:
Большинство современных жителей Индии – примерно 83%, или более 800 млн. чел. – являются индуистами. Помимо Индии, индуизм распространен и в других странах: большинство населения королевства Непал также исповедуют индуизм, кроме того, индуизм популярен во многих странах юго-восточной Азии, и, наконец, индуизм исповедуется индусами, проживающими в других странах на всех континентах. Традиционно считается, что индуизм – национальная религия Индии, однако некоторые исследователи индуизма считают его религией, близкой по статусу к мировым религиям. Доводы их весьма убедительны: во-первых, диаспоры индусов рассеяны по всему миру, а основу религиозной жизни большинства этих диаспор составляют обряды и ритуалы индуизма; во-вторых, в ХХ веке во всем мире возрос интерес к культуре, философии и религии Востока. Вследствие этого появились так называемые “нетрадиционные религии”, основанные на тех или иных религиозных доктринах индуизма, например, “Общество Сознания Кришны” (кришнаиты); в-третьих, индуизм – это сложный комплекс религиозных доктрин, философских школ и ритуальных практик, сложившихся исторически в разное время, и, подчас, взаимно противоречивых и. Поэтому нельзя говорить об индуизме, как о единой, целостной религиозной системе – в этом его специфика как религии. Кроме того, религиозные традиции индуизма динамично развиваются и в наши дни, увеличивая количество сторонников индуизма во всем мире.
Указанная сложность и противоречивость индуизма не позволяет рассмотреть здесь историю его становления полностью. В этой лекции мы рассмотрим наиболее важные религиозные доктрины, оказавшие непосредственное влияние на становление первой из общепризнанных мировых религий – буддизма, родиной которого также является Индия.
В истории Индии выделяют несколько периодов. Самый древний из них предположительно охватывал около 40 тысячелетий и закончился примерно в середине II тысячелетия до нашей эры. Это был период культуры бронзового века. В ходе археологических раскопок в долинах рек Ганг и Инд были найдены руины древнейших городов, исследования которых показали, что в конце III – начале II тыс. до н.э. на территории Индии существовала высокоразвитая цивилизация. Ее чаще всего называют Хараппской по названию одного из мест раскопок – Хараппы, или Индской – по названию реки Инд. Эта цивилизация исторически предшествовала цивилизациям Древнего Египта и Месопотамии. Причины ее гибели до сих пор не вполне ясны, предположительно – природная катастрофа (землетрясение). Население индской цивилизации – дравиды – имели религиозные представления, типичные для всех раннеземледельческих культур. Они нашли свое отражение в дравидской мифологии. Характерная черта дравидской мифологии – отсутствие пантеона (от греч. pan – все + theos – бог – совокупность всех богов той или иной религии) и развитых образов богов. В центре ее – представление о жизненной энергии, силе, которая может быть благой – плодородие, процветание, продолжение рода, но может быть и опасной. В связи с человеком эта жизненная сила ярче всего проявляется как священная сила предводителя племени (царя), а также как сексуальная женская энергия. Мифологические образы дравидов носят зооморфный характер – сочетают в себе черты человека и животного. Один из главнейших персонажей дравидской мифологии – образ богини-матери, изображавшейся на глиняных печатях в виде богини-буйволицы. Богиню-мать, имеющую множество местных имен, считали верховной владычицей, покровительницей плодородия, леса и растительности, но иногда грозной богиней, насылающей болезни и смерть. Богиня-мать часто представлялась в образах местных богинь – покровительниц селений и домашних очагов.
Кроме богини-буйволицы на глиняных печатях встречается изображение многоликого рогатого бога, восседающего на троне, скрестив ноги, как йог. Он, по всей видимости, считался супругом богини-буйволицы. Современные исследователи связывают с этим рогатым и многоликим божеством происхождение одного из главных культовых богов современного индуизма – бога Шивы. На глиняных печатях, наконец, встречается изображение юного божества с копьем в руке. Считается, что это сын Богини-матери и ее многоликого и рогатого супруга-йога, бог охоты, войны и победы Муруган. К числу объектов поклонения, помимо перечисленных божеств, относились различные природные объекты: водоемы, растения, но, особенно, горы и камни. Камень, один из главных фетишей древнеиндийской религии, и по сей день остается объектом религиозного почитания в сельских районах Индии. Камень символизирует присутствие того или иного божества и, как правило, он помещается на специальных платформах под деревьями. Такой каменный фетиш украшается гирляндами цветов, вокруг него воскуриваются благовония, ему подносится жертвенная пища. В современном индуизме почитание воды и водных источников не менее велико. Вода считается одним из лучших средств омовения и очищения. У дравидов существовал и культ животных: змеи ассоциировались с дождем, плодородием и богатством, часто рассматривались в качестве хранителей домашнего очага; буйволы и коровы и по сей день считаются священными животными для индусов. Культовую практику религиозной жизни дравидов составляли жертвоприношения.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |