КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религиозные представления ведического периода
Приблизительно с середины II тыс. до н.э. через горные перевалы на северо-западе Индостана стали вторгаться воинственные кочевые племена ариев (в пер. – благородные), родиной которых считается юго-восток Восточной Европы. Неизбежным следствием миграции ариев в Индию и продвижения в глубь нее было взаимодействие культур. Оно происходило в разных сферах жизни и с разной степенью интенсивности. Главными следствиями контакта ариев и аборигенов – дравидов, имеющих важнейшее значение для изучения религии древней Индии, называют, во-первых, специфическую социальную структуру нового индийского общества; во-вторых – новый комплекс религиозных представлений, который возник на основе арийских и дравидских религиозных традиций. В чем же проявилась специфика структуры индийского общества после нашествия ариев? Арийские племена были кочевниками-скотоводами. Расселившись в долинах рек Ганг и Инд, арии постепенно перешли к земледелию. Как известно из истории, в подобной ситуации арии, как меньший в численном отношении этнос, должны были ассимилироваться превосходившими их по числу аборигенами – дравидами. Однако этого не произошло. Арии с самого начала провели резкую черту между собой и коренными дравидскими племенами, поэтому смешения и ассимиляции этносов не произошло. С течением времени все население древней Индии уместилось в особую социальную структуру, а именно – разделилось на четыре замкнутых сословия. Эти сословия называются варнами. Слово “варна” дословно можно перевести на русский язык словами “вид”, “род”, “цвет”. I варна – брахманы. Это жрецы, ученые и учителя. В древней Индии положение брахманов было самым привилегированным. Брахманы осуществляли ритуальную практику, глубоко знали священные тексты. С течением времени они фактически монополизировали культовую практику религиозной жизни всех индусов. В социальном плане, брахманы выделились их племенных служителей культа ариев. Свое привелигированное положение они легитимировали священным преданием о своем происхождении из уст первочеловека – Пуруши, принесенного в жертву богами с целью создания материального мира и людей. Знаковым цветом варны брахманов был белый цвет.
II варна – кшатрии. Это правители, знать. В круг их жизненных задач входили обязанности справедливого правления подданными, забота об их благе, участие и предводительство в войнах, беспрекословное следование советам брахманов. Последнее не особенно нравилось кшатриям, поэтому часто шла борьба между кшатриями и брахманами за верховенство в социальной иерархии. Однако брахманы не потеряли своего привилегированного положения, что говорит об огромной социальной роли религии и культа в Древней Индии. В социальном плане варна кшатриев сложилась из племенных вождей ариев, а также ее пополняли правящие слои местных этносов и удачливые завоеватели, пришедшие извне. По священному преданию, кшатрии произошли из рук первочеловека – Пуруши. Знаковый цвет кшатриев – красный. III варна – вайшьи. Это простой народ – земледельцы, скотоводы и торговцы. В эту варну входило, большинство населения Индии. В социальном плане вайшьи – потомки скотоводов или земледельцев – ариев. По священному преданию, вайшьи произошли из бедер Пуруши. Их знаковый цвет – желтый. Эти три варны считались привилегированными, их члены могли изучать священные тексты, участвовать в отправлении религиозного культа. Все они – потомки ариев, поэтому членов этих трех высших каст отличал более светлый, нежели у дравидов – аборигенов, цвет кожи. Между этими тремя и последней – четвертой варнами проходила резкая социальная граница.
IV варна – шудры. Это зависимые категории населения древней Индии – слуги, долговые рабы и т.п. Согласно установлением брахманов, обязанностью шудр являлось услужение трем высшим варнам. В социальном плане шудры – это представители местного дравидского населения, попавшие в зависимость к завоевателям – ариям. По священному преданию, шудры произошли из ступней Пуруши. Знаковый цвет шудр – черный. В дальнейшем из четырех варн появилось великое множество более мелких и замкнутых социальных групп – каст, которые сохраняются и поныне. Обратимся теперь к религиозным представлениям этого периода. С ариями в Индию вторгся совсем иной мир религиозных верований, идей и мифических персонажей. Ариям принадлежат самые ранние из дошедших до нас памятников древнеиндийской словесности (еще более ранние протоиндийские тексты представляют собой лишь краткие надписи на печатях, сосудах и иных археологических объектах). Эти памятники принято объединять под общим названием Веды. Язык ариев принадлежал к индоевропейской языковой семье, поэтому он родственен, в частности, славянским языкам. Слово “ Веда ” созвучно словам “ведать”, “весть”, “вещий”, поэтому часто переводят как “ Знание ”. Поэтому рассматриваемый нами период в истории индийских религий называется ведическим или ведийским. Тексты Вед многослойны и создавались в разные исторические эпохи. Тем не менее они представляют собой единое целое, так как в индуизме всегда выполняли и выполняют роль авторитетного священного текста. В структуре Вед выделяют четыре больших группы текстов: Ригведа – самая древняя и самая авторитетная из всех 4-х вед. Содержание Ригведы представляет собой торжественные поэтические гимны, посвященные главным богам арийских племен. Поэтому Ригведа – ценнейший источник изучения арийской мифологии, которой родственны мифологические системы древних германцев и славян. Ригведа содержит 1028 гимнов различным богам. Ученые считают, что Ригведа была создана ариями в конце II тысячелетия до н.э. Самаведа – книга, в которой почти весь текст Ригведы располагается в строгой последовательности исполнения гимнов во время богослужения. К текстам гимнов прилагается нотная запись для их музыкального исполнения. Поэтому Самаведу часто называют “Книгой песнопений”. Самаведа является древнейшим памятником индийской музыкальной культуры.
Яджурведа – собрание яджусов – изречений и молитв, которыми сопровождается жертвоприношение. Яджусам приписывалась магическая сила. Яджурведа представляет собой некое практическое руководство для жрецов по отправлению культа. В ней отражается чрезвычайно сложная система обрядов, разработанная до мельчайших подробностей, каждой из которых, однако, придается величайшая важность. Атхарваведа – так называемая “Книга заклинаний”. Она занимает особое место среди Вед. По времени появления это самая поздняя веда. Поэтому в ней отразились архаические религиозные представления дравидов – населения Индии доарийской эпохи. Атхарваведа состоит из 20 книг. Более ранние по времени написания книги содержат в себе заговоры и заклинания, связанные с домашними обрядами. Более поздние книги содержат начала философского осмысления мира, гимны о творении мира и природе богов. Заклинания и заговоры против болезней, а также перечисляющиеся лечебные и магические свойства растений, дают повод рассматривать Атхарваведу и как древнейший памятник медицинских знаний. Веды написаны на особом языке, считающимся в Индии и поныне языком учености и мудрости – санскрите, родственном другим языкам индоевропейской семьи. Мифология и религиозные представления древних Вед. В Ригведе отражен пантеон арийских богов. Ведическая религия Индии являет собой, по внешним признакам, типичную политеистическую религию: в Ригведе упоминается множество богов; все они имеют определенные полномочия; божества расположены в иерархическом порядке. Главным богом ведического пантеона является бог Индра. Ему посвящено 250 гимнов Ригведы – больше, чем кому бы то ни было. Индра воспевается в Ригведе как бог громовержец, грозный борец с демонами, всегда одерживающий победы. Его называют властелином небесного царства, куда попадают после смерти павшие в битве герои. Индра был покровителем воинского сословия кшатриев. В поздневедической литературе Индра утрачивает положение главы пантеона богов, однако сохраняет за собой почетный, хотя во многом чисто номинальный титул царя богов.
Вторым по числу упоминаний в Ригведе является бог огня – Агни. В гимнах он воспевается как Пожиратель жертвы, возносящий ее к богам. Он же считается посредником в отношениях между богами и людьми. Агни – также и бог домашнего очага. Варуна – еще одно из верховных божеств ведийского пантеона. Считается, что он установил весь миропорядок, а также он является блюстителем космического и нравственного закона. Он же наказывает грешников – нарушителей этого закона, насылая на них болезни. Варуна ассоциировался с ночью и темным цветом. В поздневедийской литературе Варуна предстает как бог вод, его обитель помещается в глубинах океана. Под власть Варуны попадают погибшие в боях с богами демоны. Митра – бог выступающий в паре с Варуной, являющийся его братом. В противоположность грозному аспекту Варуны, Митра представляет благую сторону владычества. Он прославляется как бог мира и согласия. Он ассоциируется с белым цветом и днем. В поздневедийском пантеоне существенной роли не играет. В ведийской мифологии присутствуют и образы бога-отца и богини-матери. Бог-отец – это бог неба Дьяус. Он выступает в паре богиней-матерью – богиней земли Притхиви. Она почитается в Ведах как мать всех богов и всех живых существ. Иногда она выступает в зооморфном облике коровы. В ведические времена храмов не строили — религиозные обряды совершали прямо под открытым небом. Считалось, что жертва будет защищать человека всю его жизнь. Для богов устраивали веселый пир. Культ в ведическую эпоху был близок к колдовству и магии. Основу культовых ритуалов ведического периода составляли жертвоприношения. Примечательно, что кровавые жертвоприношения животных постепенно сменяются вегетарианскими жертвами: лепешками, молоком и т.п. В современном индуизме в жертву приносятся также вегетарианские продукты. В честь богов обильно воскуряли (и поныне воскуряют) благовония. Таким образом, перед нами вроде бы типичная картина языческой религии, одним из главных признаков которой является политеизм. Но вот интересный факт – в одном из гимнов Ригведы сказано следующее: “Истина одна; мудрецы называют ее разными именами, такими, как Индра, Митра, Варуна, Агни…” (Ригведа: I. 164. 46) Идея Единственной Истины, обозначенная таким образом в Ригведе, будет расширяться и разрабатываться в последующие периоды истории религии Индии.
3. Религиозные и философские доктрины брахманизма. Брахманизмом называют ступень в развитии религиозного мышления древней Индии, следующую за ведической религией и предшествующую собственно индуизму. Этот период охватывает примерно Х – II вв. до н.э. В этот период окончательно складывается система варн, укрепляется общественный статус жрецов – брахманов, которые подчиняют себе не только сакральную ритуальную сторону религиозной жизни индусов, но и обретают некоторую политическую власть, подчиняя себе все остальные сословия. К Х веку до н.э. сложился особый язык, на котором разговаривало население древней Индии. Поэтому язык древних Вед становился все менее понятным непосвященным людям – особенно кшатриям и вайшьям. А ведь в Древней Индии знание Вед было таким же обязательным, как и кормление животных и птиц, принятие гостей, подаяние глотка воды жаждущим, принесение жертв богам. С одной стороны, это и укрепило позиции брахманов – так как они больше и лучше других знали ведийский канон; с другой же стороны, постоянно усложнялся комплекс ритуальных действий. Это вынудило жрецов-брахманов написать комментарии к древним Ведам, в которых бы содержались разъяснения и толкования смыслов жертвоприношений, ритуальные и мифологические комментарии. Эти тексты были написаны и вошли в состав ведийского канона под названием брахманов. В эпоху брахманизма появляется новый бог, творец Вселенной — Брахма. Вместе с этим активно разрабатывается идея существования Единой Истины, Единого Мирового Закона. Так появляется религиозная доктрина о существовании Мировой души – Брахмана, а также индивидуальной человеческой души – Атмана. Брахман считается безличной абсолютной реальностью, он является основой всего сущего. Атман представляет собой сокровенную сущность человека, которая остается, если отвлечься от всего внешнего, включая органы чувств. Атман тождествен Брахману, точнее – является его частицей. Таким образом, появляется глубокое учение о человеческой душе, существующей отдельно от тела и родственной Мировой душе. Эти учения брахманизма повлияли на формирование учения о человеческой жизни, как цепочке рождений и смертей. Окончательно эта религиозная доктрина будет сформирована в период зарождения буддизма и сыграет огромную роль в формировании особенностей буддизма как религии. Поэтому необходимо уделить ей особое внимание. Итак, вся жизнь человека – цикл постоянных рождений и смертей. Этот цикл, этот круговорот получил название сансара. Сансара в индуизме понимается как мир перевоплощений индивидуального Атмана в разных телах и предметах, а также в различных сферах бытия. Проще говоря, в своем последующем рождении человек может появиться на свет в иной ипостаси, причем – далеко не всегда снова человеком. Какой же закон определяет последующее рождение человека? Это закон кармы. Карма – дословно – “поступок”, “деяние”. Любой поступок, более того, любой помысел человека в течение его жизни, оставляет некий кармический след и на самом человеке. Таким образом, человек покидает мир во время смерти, унося с собой некую программу своего будущего рождения. Если его поступки и помыслы были чисты и праведны – человек родится вновь более высоким существом, чем был в предыдущей жизни (например, праведный вайшья может родиться брахманом), и, наоборот, - при скверной карме его не ожидает ничего хорошего. В зависимости от тяжести человеческих грехов и, как следствие, гнусности кармы, человек может возродиться животным, насекомым, или даже камнем. Карму нельзя рассматривать как следствие одной жизнедеятельности: карма аккумулирует в себе следы нескольких жизней. Эти следы определяют человеческие склонности. Поэтому, например, активно интересующийся разнообразием проявлений жизни человек может родиться в следующий раз со склонностью к познаниям, с жаждой знаний. Эта склонность, оставив свой кармический след, может привести человека к рождению в следующей жизни ученым и т.д. Карма – всегда сверхъестественная причинность. Развитие тех или иных качеств личности, особенно человеческих способностей, можно рассматривать как проявление последствий кармы. Однако, например, у пьяницы цирроз печени является естественным следствием алкоголизма, и не должен считаться последствием кармического наказания за грехи прошлых жизней. И индуисты, и буддисты признают круговорот сансары неприятным обстоятельством, ибо новая жизнь несет человеку новые страдания и заботы. Вследствие этого, и в индуизме, и, особенно, в буддизме разрабатываются учения о прекращении сансарического бытия души человека и достижении вечного покоя. Учение о способах выхода из круговорота сансары в индуизме называется мокшей. Под освобождением в индуизме, как правило, понимается достижение единства или даже тождество Атмана и Брахмана, индивидуального и мирового духа. Способы достижения такого освобождения крайне разнообразны и многочисленны; описания конечных состояний покоя также множественны. Можно сказать, что вопрос о способах избавления от сансары и конечной форме бытия человеческой души после этого освобождения – главный вопрос индийской религиозной философии с древности до наших дней. Для понимания в будущем специфики буддистского толкования пути избавления от сансары мы рассмотрим два наиболее распространенных, а для индуизма – знаковых, пути избавления от круговорота сансары, популярных в Индии накануне возникновения буддизма. Первый – путь крайнего аскетизма, называемый тапас. Цель его – уничтожить все имеющиеся кармические следы, чтобы больше не рождаться. Достигается это путем отшельнической жизни, систематических голоданий и истязания плоти. Само слово “тапас” можно перевести как “жар”, “пыл”. Еще с глубокой древности известен обычай “иссушения” тела: аскет стоял между четырех костров, в центр образуемого кострами квадрата. Над ним в это время в зените находилось палящее солнце. Такое “стояние между пяти огней” практикуется аскетами и сейчас. Считается, что страдания плоти преобразуются в мощную духовную энергию, в некий “внутренний пыл”, который способен воздействовать на высшие миры, и, в частности, уничтожать, “выжигать” карму, прекращая следующие рождения. Интересно, что еще в древней ведийской мифологии присутствуют сюжеты, в которых описываются страхи богов перед такими аскетами. Считалось, что в результате таких строгих аскез отшельник мог достичь настолько высокого духовного уровня, что был способен поколебать троны богов или даже подчинить богов своей воле, чего им, естественно, не хотелось. Поэтому боги посылали на землю прекрасных девушек – апсар – из своего окружения, чтобы они соблазняли отшельников-аскетов. А согрешивший аскет не представлял для богов никакой угрозы. Второй путь – строжайшее следование каждым человеком своему сословному или индивидуальному моральному закону – дхарме. Сословная дхарма – это предписываемые священным преданием и традицией обязанности. Для брахманов – учить и учиться, принимать и давать дары; для кшатриев – править, воевать и защищать подданных, для вайшьев – честно трудиться и почитать вышестоящих, для шудр – обслуживать все привилегированные сословия, мириться со своим положением. Реализация индивидуальной дхармы связана с представлением о жизни человека, как последовательности ряд периодов – ашрамов – каждому из которых соответствуют особые главные ценности и главные виды деятельности. Закон периодов человеческой жизни получил название варна–ашрама–дхарма. Согласно этому учению, человек, принадлежащий к трем высшим сословиям, в первую очередь - брахман, и, прежде всего, – мужчина, должен был сначала пройти путь ученика (изучать с наставником тексты Вед), в этот период жизни – от детства до совершеннолетия – главным делом считалась учеба. Затем – путь домохозяина, когда, закончив обучение, мужчина вступал в брак, заводил семью. Главной его обязанностью в этот период была забота о благосостоянии и безопасности своей семьи. Кроме того, это был единственный период, когда мужчина и женщина могли наслаждаться чувственной любовью. После наступал период отшельничества: когда дети вырастали и обзаводились собственными семьями, мужчина покидал семью и дом, уединялся в лесном отшельничестве и предавался философским размышлениям о жизни. В последнем – четвертом – периоде жизни мужчина должен был стать странствующим аскетом – санньясином, не имеющим ни дома, ни имущество, кормящегося подаяниями. Благочестивое и точное следование варна – ашрама – дхарме должно было способствовать отличной карме, которая, теоретически, могла бы привести душу человека к благостному растворению в Мировой душе, что означало бы прекращение сансарического бытия и страданий. Эта система была сакрализована, но на практике осуществлялась далеко не всегда. Таким образом, реализация избавления от сансары была связана, главным образом, со строгой аскезой или строгим следованием своей дхарме. Однако в целом учение о конце сансарического бытия в индуизме развито довольно слабо, ибо главный акцент индуизм делает на повседневной жизни: систематическом соблюдении обрядов и ритуалов, изучении священных текстов, следовании обычаям и законам своей касты, т.е. совершение всего того, что обеспечит хорошую карму и, как следствие, хорошее рождение в последующем.
Дата добавления: 2014-12-16; Просмотров: 559; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |