Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс и его стадии 3 страница




В различных вариантах названные правила приме­няются и при выборах в другие представительные органы.

Регистрация кандидатов производится в порядке поступления документов, после чего им выдаются соответствующие удостоверения. Если в округе в ус­тановленные сроки не зарегистрировано ни одного кандидата или число кандидатов равно числу мандатов, выборы в этом округе откладываются.

После регистрации кандидат в депутаты приобрета­ет определенный правовой статус, что позволяет ему беспрепятственно вести избирательную кампанию. В частности, он имеет право на оплачиваемый отпуск с момента регистрации до определения результатов голосования, может пользоваться любыми видами транспорта. Его нельзя привлечь к уголовной ответст­венности или мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия соответ­ствующего прокурора и призвать на военную службу до опубликования итогов выборов. Кандидат в депута­ты вправе иметь до 10 доверенных лиц и один раз выступить бесплатно по государственному телевиде­нию и государственному радио, беспрепятственно вы­пускать листовки, плакаты и иные агитационные материалы, создавать собственные избирательные формы для ведения избирательной кампании. В любое время он может снять свою кандидатуру[279].

Предвыборная агитация. Агитация – это пропагандистская деятельность с целью побуждения к политической активности отдель­ных групп или широких масс населения. Статья 2 федерального Закона об основных гарантиях избира­тельных прав граждан Российской Федерации предвы­борную агитацию определяет как «деятельность граж­дан Российской Федерации, общественных объедине­ний по подготовке и распространению информации, имеющей целью побудить избирателей принять уча­стие в голосовании за или против тех или иных кандидатов (списков кандидатов)».

Предвыборная агитация есть один из важнейших элементов подготовки и проведения избирательной кампании, оказывающий существенное воздействие на её ход и результаты. В это время избиратели знакомят­ся с личностями кандидатов в депутаты, избирательны­ми объединениями, избирательными блоками, их пред­выборными программами (платформами), а кандидаты формируют взаимные интересы, ведут поиск, развива­ют и укрепляют сходные установки, позиции. При этом (в случае положительного исхода) кандидат или избирательное объединение получает предварительное согласие электората на управление им, которое под­тверждается в ходе голосования, что вполне отвечает просветительской идее равенства всех людей по своей природе[280].

С точки зрения кандидатов в депутаты предвыбор­ная агитация представляет собой наиболее распростра­ненный и действенный инструмент политической борь­бы, в которой они приобретают или развивают свою силу, воздействуют на политическое поведение элек­тората, а значит, и на результаты выборов.

Изложенное позволяет утверждать, что предвыбор­ная агитация есть деятельностный процесс, системати­ческая, целенаправленная деятельность организаторов референдумов и выборов, кандидатов и избирательных объединений по формированию и развитию правовой и политической культуры граждан, по подготовке и рас­пространению при помощи средств массовой коммуни­кации информации, побуждающей избирателей реали­зовать свои избирательные права, проголосовать за того или иного кандидата (список кандидатов)[281].

Предвыборная агитация выполняет ряд функций, среди которых наиболее значимыми являются познава­тельная, мотивационно-оценочная, коммуникативная, воспитательная, управленческая. Их реализация во многом обусловлена выбором содержания предвыбор­ной агитации, при котором должны учитываться осо­бенности обстановки в государстве и обществе во время проведения референдума или выборов, специфика электоральной ситуации.

Безусловно, содержание агитационной работы, про­водимой различными субъектами избирательной кам­пании, не идентично. Но в большинстве случаев оно нацелено на формирование у избирателей вполне оп­ределенной линии политического поведения – при­нять личное участие в выборах. В предвыборной аги­тации кандидатов и избирательных объединений глав­ное место принадлежит освещению собственных пред­выборных программ (платформ).

Законодательно-правовой базой информационно-агитационного процесса служит Конституция Россий­ской Федерации (п. 2 ст. 24, пп. 4 и 5 ст. 29, пп. 1 и 5 ст. 43, пп. 1 и 2 ст. 44, п. 2 ст. 48), Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации от 12 июня 2002г., другие федеральные законы, законы субъ­ектов Российской Федерации о выборах и т. д.

Практика проведения предвыборной агитации сви­детельствует о том, что её эффективность во многом зависит от строгого соблюдения принципов, обусловли­вающих подходы к решению вопросов о выборе её содержания и методики, применении сил и средств руководства данным процессом. Наиболее важными среди этих принципов являются свобода и самостоя­тельность; равенство возможностей; невмешательство органов государственной власти, органов местного са­моуправления; ответственность и соблюдение законно­сти при выборе содержания, форм и методов; опера­тивность и гибкость; связь с жизнью страны, конкретного региона, представителями социальной базы; ин­тенсивное использование имеющихся государственных и иных средств массовой информации и др. Общий признак всех названных принципов – их конституци­онное закрепление и конкретизация в федеральном законодательстве.

Например, Положение об информационных гаран­тиях предвыборной агитации, утвержденное указом Президента Российской Федерации, устанавливает, что «свободные демократические выборы требуют обеспе­чить всем кандидатам и избирательным объединениям возможность свободно излагать свои точки зрения...». Закон об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации гласит, что «кандидат, избирательное объединение имеют право самостоя­тельно определять форму и характер предвыборной агитации...»[282].

Предвыборная агитация (устная, печатная, нагляд­ная) осуществляется через средства массовой инфор­мации, путем проведения собраний и встреч с избира­телями, публичных предвыборных дебатов и дискус­сий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и рас­пространения агитационных печатных материалов. Центральное место в данном процессе занимают ауди­овизуальные средства массовой информации – печать, радио, видео, телевидение, кинематограф, которые ока­зывают на избирателей очень мощное и всестороннее социально-психологическое воздействие. Именно поэ­тому названным 'средствам политики уделяют повы­шенное внимание. Правила использования аудиовизу­альных средств и печати в предвыборной агитации изложены в Положении об информационных гаранти­ях и в Законе о средствах массовой информации.

Названное Положение и Закон об основных гаран­тиях избирательных прав граждан Российской Федера­ции обеспечивают всем гражданам и избирательным объединениям равенство доступа к средствам массо­вой информации, бесплатное предоставление им эфир­ного времени по каналам государственных и муници­пальных телерадиокомпаний, равные условия оплаты тех мероприятий предвыборной агитации, которые ор­ганизуются сверх бесплатных. Обязанность обеспечить равные возможности для изложения предвыборных кандидатов, избирательных объединений, дающихся различных политических взглядов, т. к. нормативные акты возлагают на все средства массовой информации за исключением тех, что учреж­дены кандидатами либо избирательными объединения­ми без иных соучредителей.

Гарантия равных возможностей состоит в предо­ставлении равного по продолжительности и удобного для кандидатов и избирателей времени выхода в эфир, в своевременном опубликовании, обнародовании дру­гим путем графика предоставления эфирного времени, в оказании всем кандидатам необходимой профессио­нальной помощи (оформление студии, предэфирная подготовка, техническое обеспечение, выделение веду­щего).

Периодические печатные издания (ежедневные или еженедельные газеты, еженедельники, еженедельные журналы) также должны предоставить каждому кан­дидату, избирательному объединению равные возмож­ности для осуществления предвыборной агитации (равные размеры печатной площади, объем публикации, место расположения на полосе, срок публикации). Все это утверждается соответствующей избирательной ко­миссией по предложению главных редакторов перио­дических печатных изданий.

Контроль за соблюдением порядка проведения предвыборной агитации через средства массовой ин­формации осуществляют избирательные комиссии, ко­торым при нарушении этого порядка предоставлено право ставить вопрос об освобождении от должности руководителя редакции средств массовой информа­ции, а также право обратиться в суд с предложением об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). В соответствии с Законом «Об основных гаранти­ях избирательных прав граждан Российской Федера­ции» указанное предложение рассматривается судом в 3-дневный срок.

При организации наглядной агитации могут исполь­зоваться плакаты, листовки, обращения и т. д., которые в обязательном порядке должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Кроме того, может изготовляться и распространяться атрибутика, символика и другие мате­риальные носители образа кандидата, избирательного объединения[283].

В ходе предвыборной агитации широко используют­ся и формы непосредственного общения с избирателя­ми, публичные выступления. В этих мероприятиях могут участвовать и сами кандидаты, и их доверенные лица. Они вправе обратиться в соответствующую из­бирательную комиссию с просьбой предоставить для этого помещение, находящееся в государственной или муниципальной собственности.

Предвыборная агитация начинается со дня регист­рации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов, при этом печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне зданий и помещений избира­тельных комиссий, могут сохраняться на прежних мес­тах. За 3 дня (включая день голосования) прекращается опубликование результатов опросов общественного мне­ния, прогнозов результатов выборов и иных исследова­ний. Не допускаются также злоупотребление свобод­ной информацией, агитация, возбуждающая социаль­ную, расовую, национальную или религиозную нена­висть и вражду, призывы к захвату власти, насильствен­ному изменению конституционного строя и нарушению целостности государства, пропаганда войны, распростра­нение заведомо ложных сведений о кандидатах. Лица, нарушающие названные правила, несут ответственность в соответствии с федеральными законами.

Финансирование выборов. Финансируются подготовка и проведение выборов за счет средств соответствующего бюджета – феде­рального, субъекта Российской Федерации, местного (ст. 2 Конституции РФ, ст. 29 Закона об основных га­рантиях избирательных прав граждан РФ). Это финан­сирование включает в себя два вида расходов: обеспе­чение деятельности избирательных комиссий по про­ведению основных, дополнительных или новых выбо­ров и формирование избирательных фондов кандидатов в депутаты, избирательных объединений на проведе­ние предвыборной агитации.

Основные принципы финансирования выборов изложены в федеральных законах и законах субъектов РФ. К ним относятся: финансирование выборов из средств соответствующего бюджета; безусловная обязатель­ность для участников избирательных кампаний правил и норм финансирования, порядка расходования денежных средств, их учета и отчетности, разработанных Цент­ральной избирательной комиссией; отчетность о расхо­довании выделенных денежных средств нижестоящих избирательных комиссий перед вышестоящими; откры­тость и гласность формирования избирательных фон­дов, расходования их денежных средств; установление пределов размеров избирательных фондов и добро­вольных пожертвований в них физических и юридиче­ских лиц; льготное налогообложение; самостоятель­ность избирательных фондов в расходовании денеж­ных средств; ответственность за нарушение правил финансирования.

Методологию финансирования выборов вырабатывает Центральная избирательная комиссия, она же осуще­ствляет контроль за ним[284].

Голосование и определение результатов выборов. Вся работа, проделанная избирательными комиссиями, избирательными объединениями, кандидатами в депу­таты до голосования, носит характер подготовительной, это подготовка к выборам. Непосредственно же выбо­ры проводятся путем голосования в установленный для этого день. Голосование – пик избирательной кам­пании, путем голосования избиратели осуществляют свой выбор.

Голосование проводится по избирательным участ­кам в специальных помещениях. Такие помещения выделяются главами администрации на безвозмездной основе в зданиях государственной или муниципальной собственности и на условиях аренды снимаются у ча­стных собственников. Основное требование, предъяв­ляемое к выделяемым помещениям, заключается в том, чтобы они могли обеспечить свободное и тайное воле­изъявление избирателей.

В помещениях для голосования устанавливаются кабины для работы избирателей сбюллетенями. Причем они располагаются таким образом, чтобы избиратель получив бюллетень, прежде чем опустить его в ящик для голосования, обязательно прошел через кабину. В помещении кроме кабин и ящиков для голосования обустраивается место для выдачи бюллетеней.

В 8 часов утра (или в иное время, установленное зако­ном для начала голосования) в день выборов председа­тель участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования, предъявляет для обозрения чле­нам комиссии, присутствующим избирателям и наблю­дателям пустые избирательные ящики и опечатывает их, затем вскрывает конверты с заполненными бюлле­тенями тех избирателей, которые проголосовали до­срочно, и опускает бюллетени в ящик. После этого он приглашает избирателей получить избирательные бюл­летени.

При получении избирательных бюллетеней избира­тель сам (или по его просьбе член комиссии) простав­ляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта (удостоверения личности) и расписывается.

Бюллетени заполняются в кабине, где кроме голосу­ющего никого быть не должно. Избиратель, не имею­щий возможности заполнить бюллетень самостоятель­но, вправе пригласить для этого в кабину любое лицо, кроме члена комиссии или наблюдателя. Заполнив бюллетень, избиратель опускает его в ящик.

Для граждан, не могущих прибыть на участок по состоянию здоровья или другим уважительным причи­нам, комиссия организует голосование по месту их нахождения, использовав для этого переносные изби­рательные ящики. Подобное голосование устраивается и по письменному заявлению избирателя.

По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голо­сование оконченным. После этого в присутствии все­го состава комиссии пересчитываются неиспользован­ные бюллетени, их число оглашается и заносится в протокол. Закончив названную процедуру, председа­тель комиссии проверяет целостность пломб на изби­рательных ящиках, вскрывает их и организует подсчет голосов.

Прежде всего, определяются недействительные бюллетени, т. е.бюллетени, не изготовленные офици­ально, не снабженные печатью участковой избиратель­ной комиссии или подписями двух её членов, а также те из которых нельзя установить волеизъявление избирателя. По итогам голосования участковая избира­тельная комиссия составляет протокол в двух экземп­лярах, подписываемый всем её составом. Член комис­сии, не согласный с его содержанием, вправе выска­зать и зафиксировать свое особое мнение. Один экзем­пляр протокола направляется в вышестоящую избира­тельную комиссию, а с результатами голосования по общефедеральному (субъекта Федерации) округу – в Центральную (субъекта Федерации) избирательную комиссию.

При подсчете голосов по общефедеральному (субъ­екта Федерации) округу Центральная (субъекта Феде­рации) избирательная комиссия суммирует все данные участковых комиссий и после исключения избиратель­ных объединений, набравших менее 7% голосов, рас­пределяет депутатские мандаты пропорционально на­бранным избирательными объединениями голосам из­бирателей. При одно- или многомандатным округам результаты голосования определяют окружные комис­сии. При этом избранными считаются кандидаты, на­бравшие наибольшее число голосов.

Выборы признаются недействительными, если при их проведении были допущены нарушения закона, не позволяющие достоверно определить волеизъявление избирателей. Выборы признаются несостоявшимися, когда в них приняло участие менее установленного законом числа зарегистрированных избирателей. При признании выборов недействительными или несостояв­шимися Центральная избирательная комиссия назнача­ет новые выборы (в субъектах Федерации этот вопрос решает соответствующая комиссия субъекта Федера­ции).

После подведения итогов Центральная (субъекта Федерации) и окружные избирательные комиссии ре­гистрируют избранных депутатов, выдают им удосто­верения об избрании и доводят эти данные до сведе­ния общественности.

 

Правовое положение Президента Российской Феде­рации определено в гл. 4 Конституции. С этой главы начинается регламентация вопроса о государственных органах, что свидетельствует о том, какое место в си­стеме высших органов власти отведено Президенту Кон­ституцией. Президент – единоличный постоянно дей­ствующий глава государства. В условиях закрепленно­го в Конституции принципа разделения властей он: во-первых, является гарантом этой Конституции, прав и свобод человека и гражданина; во-вторых, принима­ет меры по охране суверенитета, независимости и го­сударственной целостности Российской Федерации; в-третьих, обеспечивает согласованное функциониро­вание и взаимодействие органов государственной власти; в-четвертых, определяет основные направления внут­ренней и внешней политики Российского государства; в-пятых, представляет Российскую Федерацию как внутри страны, так и в международных отношениях (ст. 80).

В системе высших органов государственной власти и государственного управления Президент играет ре­шающую роль. В Российской Федерации пост главы го­сударства не совмещен с постом главы Правительства. Поэтому, учитывая его чрезвычайно широкие консти­туционные полномочия, можно утверждать, что по сво­ему правовому и, пожалуй, фактическому положению Президент РФ близок главе государства в президент­ской или полупрезидентской республике[285].

Порядок избрания и отрешения от должности Президента РФ. Одним из основных факторов, определяющих положение Прези­дента в системе разделения властей, является способ его избрания. При прямых выборах можно говорить о том, что Президент выступает представителем всего народа, наделяющего его обширными полномо­чиями по управлению делами государства. Важно то, что реальные вла­стные полномочия президента нуждаются в самой широкой легити­мации.

Президент РФ в соответствии с Конституцией 1978 г. был избран сроком на пять лет 12 июня 1991 г., т. е. до 12 июня 1996 г., до дня прекра­щения исполнения своих полномочий. Внеочередные выборы Прези­дента состоялись в июне-июле 1996 г.

Вместе с Президентом одновременно избирался и вице-президент. На этих выборах выставили свои кандидатуры следующие пары пре­тендентов на высшие государственные посты: Б. Ельцин и А. Руцкой, получившие 57,30% голосов избирателей; Н. Рыжков и Б. Громов – 16,85%; В. Жириновский и А. Завидия – 7,81%; А. Тулеев и В. Бочаров – 6,81%; А. Макашов и А. Сергеев – 3,74%; В. Бакатин и Р. Абдулатипов – 3,42%[286].

Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г., изменила срок пол­номочий Президента РФ, сократив его на один год. В связи с этим по­требовалось в законодательном порядке урегулировать вопрос о введе­нии в действие нормы Конституции о новом сроке президентства и полномочиях Президента, действующей на момент принятия Консти­туции.

Согласно п. 3 раздела второго Конституции РФ «Заключительные и переходные положения» Президент РФ, избранный в соответствии с Конституцией (Основным законом) РФ – России, со дня вступления в силу Конституции осуществляет установленные ею полномочия до ис­течения срока, на который был избран.

Это положение закрепило правовые основания продолжения дея­тельности действующего Президента РФ до истечения пятилетнего срока, на который он был избран. При этом имеет принципиальное значение то, что Президент получил право со дня вступления Консти­туции в силу осуществлять установленные ею президентские полномо­чия. Тем самым обеспечивалась непрерывность функционирования института президентской власти.

Срок полномочий Президента РФ в соответствии со ст. 81 Консти­туции РФ – четыре года.

Исчисление четырехлетнего конституционного срока начинается со Дня избрания Президента. Днем выборов является первое воскресенье после окончания данного конституционного срока. Действующий Пре­зидент РФ исполняет свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента, которое происходит на тридцатый день со дня официального объявления Центральнрй избирательной комиссией РФ результатов выборов Президента РФ. Президент РФ избирается гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по абсолютной мажоритарной системе.

Участие гражданина РФ в выборах Президента РФ является добро­вольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Принципы участия граждан РФ в выборах были закреплены в Феде­ральном законе от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации». В соответствии с этим законом были проведены выборы Президента РФ 6 июня 1996 г. Выборы проводились в два тура, так как в первом туре никто из кандидатов не набрал более 50% голосов избирате­лей. В качестве кандидатов были зарегистрированы действующий Пре­зидент РФ Б. Ельцин, который набрал в первом туре 35,20% голосов, ли­дер коммунистов Г. Зюганов, набравший 32,03% голосов, А. Лебедь – 14,52%, Г. Явлинский – 7,34%, В. Жириновский – 5,70%, С Федоров – 0,95%, М. Шаккум – 0,37%, Ю. Власов – 0,20%, В. Брынцалов – 0,16%.

Во втором туре, в который вышли два кандидата, набравшие боль­ше голосов относительно других кандидатов, победу одержал Б. Ель­цин. Он набрал 53,82% голосов избирателей против 40,31 % проголосо­вавших за Г. Зюганова[287].

Конституцией РФ (ч. 2 ст. 81) установлены дополнительные усло­вия приобретения гражданами пассивного избирательного права: Пре­зидентом РФ может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. При этом Конституция не содержит требования о том, чтобы кандидат в Президенты был гражданином РФ по рождению.

Анализ показывает, что данная норма не дает возможности стать Президентом РФ лицу без гражданства или иностранцу. Однако ино­странному гражданину, который имеет одновременно гражданство Российской Федерации (т. е. при наличии у него двойного гражданст­ва), Конституция не препятствует стать Президентом России.

Следует отметить, что Конституция РСФСР 1978 г. (в редакции от 24 мая 1991 г.) устанавливала требование о максимальном возрасте для избрания гражданина Президентом РФ. Этот возраст составлял 65 лет. Действующая Конституция 1993 г. эту норму не воспроизводит.

Кроме того, Президентом может быть избран не всякий гражданин РФ, а только постоянно проживающий на территории Российской Фе­дерации не менее десяти лет (ч. 2. ст. 81 Конституции РФ).

Понятие «постоянно проживающий» означает: во-первых, то, что кандидат в Президенты должен постоянно жить в России не менее ука­занного срока; во-вторых, этот срок должен быть непрерывным, т. е. отрезки времени не могут суммироваться в 10 лет; в-третьих, он должен проживать этот срок непосредственно перед выборами. Это обусловливается тем, что человек, желающий возглавить российское государ­ство, должен обладать информацией о жизни в стране, знать проблемы, с которыми придется столкнуться на этом посту. Требование по­стоянного проживания, разумеется, не исключает командировок и краткосрочных выездов в зарубежные государства.

Одно и то же лицо не может занимать пост Президента РФ более двух сроков подряд (ч. 3 ст. 81 Конституции РФ). Анализ этой нормы показывает, что конкретный гражданин гипотетически может стать Президентом РФ и более двух сроков при наличии интервала между периодами президентства (перерыв является обязательным, если пре­зидентство осуществлялось два срока подряд).

В связи с досрочным сложением своих полномочий Президентом РФ Б. Н. Ельциным 31 декабря 1999 г. в нашей стране впервые были проведены досрочные выборы Президента. Прошли они в сокращен­ные сроки, предусмотренные законом о выборах, 26 марта 2000 г. Уча­ствовать в выборах пожелали 11 зарегистрированных кандидатов, од­нако, в связи с явным преимуществом одного из кандидатов, выборы прошли в один тур. Победил в первом туре, набрав 52,52% голосов из­бирателей, исполняющий обязанности Президента, Председатель Правительства РФ В. В. Путин. Среди других кандидатов голоса рас­пределились следующим образом: Г. Зюганов – 29,44%, Г. Явлин­ский – 5,85%, А. Тулеев – 3,04%, В. Жириновский – 2,72%, Э. Памфило­ва - 1,02%, К. Титов – 0,50%, С. Говорухин – 0,45%, Ю. Скуратов – 0,43%, А. Подберезкин – 0,14%, У. Джабраилов – 0,08%.

В настоящее время процедура избрания Президента РФ осуществ­ляется на основе Конституции, Федерального закона от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» в соответствии с базовым избирательным законом от 12 июня 2002 г. «Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Выборы Президента назначаются Советом Федерации не позднее, чем за 100 – 90 дней до дня голосования или через 14 дней после досроч­ного прекращения полномочий Президентом РФ. Если выборы не бу­дут назначены Советом Федерации, то их назначает Центральная из­бирательная комиссия РФ. День голосования должен приходиться на второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на Предыдущих общих выборах Президента РФ.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному из­бирательному округу, включающему в себя всю территорию Россий­ской Федерации.

Правом выдвижения кандидата на пост Президента России обладают политическая партия, избирательное объединение или блок, зарегистрированные в установленном порядке не менее чем загод до голосования, а также сам кандидат. Согласие баллотироваться кандидат дает только одной политической партии или одному избирательному блоку.

Каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, после официального опубликования решения о назначении выборов Президента РФ вправе выдвинуть свою кандидатуру на эту должность. Для поддержки самовыдвижения кандидата ему необходи­мо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Рос­сийской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть толь­ко одного кандидата, причем он необязательно должен быть членом данной политической партии, а также партий, входящих в избиратель­ный блок.

Для регистрации кандидат представляет в Центральную избира­тельную комиссию РФ:

1) свое заявление о согласии баллотироваться, в котором указыва­ются сведения биографического характера: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность либо род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, – сведения об этом; срок проживания на терри­тории Российской Федерации, гражданство (в случае наличия помимо гражданства РФ гражданства иностранного государства – гражданство иностранного государства с указанием наименования этого государст­ва, даты и оснований приобретения гражданства). Кандидат вправе указать в заявлении о согласии баллотироваться свою принадлежность не более чем к одной политической партии, зарегистрированной в ус­тановленном федеральным законом порядке, либо к иному общест­венному объединению, зарегистрированному не позднее, чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке. В случае на­личия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения о судимости кандидата;

2) нотариально удостоверенную доверенность на уполномоченного представителя (нотариально удостоверенные доверенности на уполно­моченных представителей) по финансовым вопросам кандидата;

3) сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его суп­руга, об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (в том числе совместной собственности), об обязательствах имущественного характера кандидата, и его супруга. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налого­вой декларации гражданина, являющегося кандидатом, и его супруга за четыре года, предшествующих году назначения выборов Президента РФ (с отметкой налогового органа по месту представления деклара­ции). Если кандидат и (или) его супруг в течение четырех лет, предше­ствующих году назначения выборов Президента РФ, не получали (не получал) доходов, это указывается в заявлении кандидата о согласии баллотироваться;

4) если кандидат одновременно выдвинут на других выборах – письменное уведомление о его выдвижении на других выборах.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан собрать в свою поддержку, а политическая партия, избирательный блок в под­держку выдвижения соответственно политической партией, избира­тельным блоком кандидата не менее двух миллионов подписей избира­телей. При этом на один субъект РФ должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.