Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательный процесс и его стадии 4 страница




Все зарегистрированные кандидаты имеют равные права и обязан­ности. Специфический статус кандидата на пост Президента РФ опре­деляется Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Кандидат по его заявлению освобождается от работы с момента его регистрации. Зарегистрированный кандидат, получивший по результа­там голосования не менее 3% голосов избирателей от общего числа из­бирателей, принявших участие в голосовании, имеет право на возме­щение транспортных расходов за проезд на любых видах транспорта общего пользования в пределах территории Российской Федерации, за исключением такси и заказных рейсов. При этом зарегистрированно­му кандидату возмещается стоимость проездных билетов на пригород­ном (не более 30 поездок), междугородном (не более 89 поездок от мес­та жительства, указанного им в заявлении о согласии баллотироваться, До населенного пункта – центра субъекта Российской Федерации и об­ратно) и городском транспорте.

Кандидат обладает неприкосновенностью, т. е. не может без согла­сия Генерального прокурора РФ быть привлечен к уголовной ответст­венности, арестован или подвергнут мерам административного взы­скания, налагаемым в судебном порядке.

После регистрации кандидат в Президенты РФ может начать свою предвыборную кампанию, в этом ему помогут 600 доверенных лиц. Политическая партия, избирательный блок, выдвинувшие кандидата, вправе назначить до 100 доверенных лиц. Для проведения предвыбор­ной агитации кандидат обязан создать избирательный фонд, образуе­мый за счет своих личных средств, средств выдвинувшего его избира­тельного блока, добровольных пожертвований физических и юридиче­ских лиц. Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его из­бирательного фонда не может превышать 250 млн руб.

За день до выборов предвыборная агитация запрещается. Опреде­ление результатов выборов производится по абсолютной мажоритар­ной системе: избранным считается тот кандидат на пост Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, приняв­ших участие в голосовании. Причем прийти к избирательным урнам должны не менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.

В случае, если в избирательный бюллетень было внесено более двух кандидатов на должность Президента РФ и ни один из них не был из­бран, Центральная избирательная комиссия РФ назначает через 21 день повторное голосование по выборам Президента РФ по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Здесь уже победит тот кандидат, который набрал большее число голо­сов, чем другой кандидат. Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре, если другой кандидат по какой-либо причине выбывает из второго тура голосования. Избранным в данном случае бу­дет признан кандидат, если он получил не менее 50% голосов избирате­лей, принявших участие в голосовании.

14 марта 2004 г. состоялись очередные выборы Президента РФ. Го­лоса между кандидатами распределились следующим образом: Путин В. В. – 71,31 %; Харитонов Н. М. – 13,69%; Глазьев С. Ю. – 4,10%; Ха­камада И. М. – 3,84%; Малышкин О. А. – 2,02%; Миронов С. М. – 0,75%; против всех кандидатов – 3,45%. Безоговорочную победу одержал В. В. Путин[288].

Анализируя результаты выборов Президента РФ, можно сделать вы­вод, что мажоритарная (двухтуровая) система абсолютного большинства на президентских выборах в республиках со смешанной формой правле­ния представляется наиболее справедливой избирательной системой. Необходимость набрать 50% + 1 голос придает искомую легитимность будущему Президенту, а два тура голосования позволяют избирателю, в случае необходимости, скорректировать свое волеизъявление.

На тридцатый день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов Президента РФ он вступает в свою должность. Момент вступления в должность Прези­дента РФ связан с принесением Президентом присяги народу.

Акт принесения присяги Президентом РФ имеет важное юридиче­ское значение: с одной стороны, это обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, с другой – правовой указатель, с ко­торого начинается отсчет времени президентства конкретного лица.

С момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет свои обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом.

Присяга приносится вновь избранным Президентом в большинст­ве стран мира (глава государства – монарх присягу не приносит, её в какой-то мере заменяет акт коронации),

В России впервые присягу принес избранный Президент Б. Н. Ель­цин. Текст присяги обычно содержится в Конституции (США, Рос­сия), но иногда такого текста в Основном законе нет (Франция, Ин­дия). Если во время нахождения Президента на своей должности при­нимается новая Конституция, содержащая иной текст присяги, по­вторно присяга по общему правилу не приносится.

Так было и при вступлении в силу Конституции РФ, содержащей текст присяги, отличающийся от того текста, который произносил Президент РФ Б. Н. Ельцин в 1991 г. в соответствии с Конституцией 1978 г.

Если одно и то же лицо избирается Президентом на новый срок, то обычно требуется повторное принесение присяги. В некоторых стра­нах присяга Президентом не приносится (например в Швейцарии, где Президент избирается на один год Федеральным Советом из числа его членов). Если на пост Президента при открывшейся вакансии заступа­ет временно другое лицо (председатель парламента, верховного суда, правительства), обычно присяга необходима.

Принесение Президентом РФ при вступлении в должность присяги народу – важный момент обретения им своей должности. Конститу­ция РФ (ч. 1 ст. 82) устанавливает следующий текст присяги: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федераций уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать сувере­нитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Обычно присяга Президента имеет особые формулировки, отра­жающие содержание полномочий Президента как главы государства. Из текста присяги Президента РФ вытекает, что клятва Президента со­держит следующие обязывающие в юридическом и моральном плане элементы:

признание высшей ценностью человека, его прав и свобод и в связи с этим принятие обязанности уважать и охранять их;

обязательство соблюдать Конституцию РФ как основу конституци­онного строя страны, документ высшей юридической силы;

провозглашение готовности и решимости защищать само сущест­вование государства его суверенитет, независимость, безопасность и целостность;

торжественное обещание верой и правдой служить народу России.

После того как Президент РФ принес присягу, исполняется Госу­дарственный гимн. Часть 2 ст. 82 Конституции РФ предусматривает, что присяга приносится Президентом РФ в торжественной обстанов­ке, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государствен­ной Думы и судей Конституционного Суда РФ, а также других высших лиц государства. Церемония происходит в Кремле, и акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации.

В России присяга Президента РФ, как и присяга судей Конституци­онного Суда РФ, носит светский характер и приносится на Конститу­ции РФ, приводит к присяге нового Президента Председатель Консти­туционного Суда РФ.

Конституция регулирует порядок отрешения Президента от должности и прежде всего устанавливает 4 исчерпывающий перечень преступлений, за совершение которых возможно такое отрешение: это государ­ственная измена или тяжкое преступление.

Далее Конституция фиксирует особую процедуру привлечения Президента к ответственности. Инициати­ва выдвижения обвинения Президенту должна исхо­дить от не менее чем одной трети депутатов Государ­ственной Думы и при наличии заключения образован­ной ею специальной комиссии. Решение Государствен­ной Думы о выдвижении обвинения должно быть принято квалифицированным большинством, т. е. дву­мя третями голосов от общего числа депутатов. Выдви­нутое обвинение должно быть подтверждено заключе­нием Верховного Суда о наличии в действиях Прези­дента признаков состава преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установлен­ного порядка выдвижения обвинения. Решение об отрешении Президента от должности принимает Совет Федерации на основании рассмотрения всех перечис­ленных материалов и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Оно считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей членов Совета. Если трехмесячный срок не соблюден, обвинение считается отклоненным. Впрочем, и сам Совет может в течение трехмесячного срока отклонить выдвинутое обвинение и таким образом снять вопрос об ответственности Президента. После принятия Советом Федерации решения об отрешении Президента от должности он может быть привлечен к уголовной ответственности.

Конституция устанавливает основания прекраще­ния Президентом своих полномочий и порядок времен­ного замещения этого поста (ст. 92). Здесь необходимо различать прекращение Президентом исполнения пол­номочий в связи с истечением срока, на который он был избран, и ранее данного срока. В первом случае Президент прекращает исполнять обязанности главы государства с момента принятия присяги вновь избран­ным президентом. Досрочное прекращение исполнения президентом обязанностей возможно в случае его от­ставки, т. е. по личной инициативе, по решению Феде­рального Собрания (инициатива депутатов Думы) об отрешении его от должности; по не зависящим от воли Президента причинам – в случае стойкой неспособно­сти по состоянию здоровья осуществлять принадлежа­щие ему полномочия. В течение трех месяцев после досрочного прекращения исполнения полномочий дол­жны быть проведены выборы нового Президента.

Отметим, что Конституция урегулировала юридиче­скую процедуру досрочного прекращения полномочий Президентом только по одному основанию – отреше­нию его от должности. Согласно ч. 3 ст. 92 Конститу­ции во всех случаях, когда Президент не в состоянии выполнять свои обязанности, «их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации». В числе таких случаев могут быть длительная болезнь, не признанная основанием для досрочного прекраще­ния им своих полномочий, и смерть. Однако временно исполняющий обязанности Президента лишен ряда полномочий последнего: он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а так­же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ.

Компетенция и акты Президента. Конституция РФ наделяет Президента страны важ­ными и разнообразными полномочиями. Одни из таких полномочий (обязанностей) он выполняет единолично, другие – с различной степенью участия палат Феде­рального Собрания, Правительства, Конституционного Суда, других высших судебных органов[289].

Полномочия Президента по отношению к Прави­тельству значительны. Именно он назначает Предсе­дателя Правительства и определяет состав последнего (с согласия Государственной Думы), представляет Госу­дарственной Думе кандидатуру на должность Председа­теля Центрального банка Российской Федерации, ста­вит перед ней вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка; по предложению Председателя Правительства назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председа­теля Правительства и федеральных министров; прини­мает решение об отставке Правительства. Президент вправе председательствовать на заседаниях Правитель­ства, что позволяет ему не только вести эти заседания, но и высказывать на них свое мнение, рекомендовать к принятию акты по основным вопросам внутренней и внешней политики государства.

Осуществляя полномочия, связанные с функциони­рованием законодательной власти, взаимодействуя с ней, Президент назначает выборы в Государствен­ную Думу, реализуя таким образом принцип непри­косновенности государственной власти, а также вправе распустить ее. В соответствии с п. 2 ст. 109 Конститу­ции выборы должны быть назначены на такую дату, чтобы вновь избранная Государственная Дума собра­лась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска её предыдущего состава.

Конституция дает исчерпывающий перечень основа­ний, при наличии которых Президент вправе распустить Государственную Думу, издав соответствующий акт: после трехкратного отклонения представленных им кандидатур на пост Председателя Правительства (ч. 4 ст. 111); в случае выражения Государственной Думой недоверия Правительству дважды в течение трех ме­сяцев (ч. 3 ст. 117); в связи с отказом в доверии Пра­вительству, когда вопрос о доверии перед Государ­ственной Думой вносит Председатель Правительства (ч. 4 ст. 117).

Одновременно Конституция фиксирует случаи, ког­да Президент не может распустить Государственную Думу: по основаниям, предусмотренным в ст. 117 Кон­ституции, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109); с момента выдвижения ею обвинения против Прези­дента до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109); в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного поло­жения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 5 ст. 109).

Таким образом, право роспуска Президентом Госу­дарственной Думы не является абсолютным, так как он может реализовать его в строго ограниченных случаях. Что касается Совета Федерации, то Президент вообще лишен права его роспуска, ибо Конституция не пре­дусматривает возможности прекращения его функци­онирования досрочно.

Конституция делегирует Президенту и определен­ные права в сфере законодательствования. Так, обла­дая правом законодательной инициативы, он вносит законопроекты в Государственную Думу (п. «г» ст. 84), подписывает и обнародует федеральные законы (п. «д» ст. 84), располагая при этом, как и главы других зарубежных государств, правом вето, т. е. правом от­клонения федерального закона, если он не согласен с ним полностью или частично.

Проекты законов, вносимые Президентом на рас­смотрение Федерального Собрания, разрабатывают по его поручению его Администрация (аппарат) или Пра­вительство. Иначе говоря, в этих законопроектах реа­лизуется политика не только Президента, но и Прави­тельства. Это своего рода двуединые законопроекты, на которые формально распространяются положения ч. 3 ст. 104 Конституции.

Важными полномочиями обладает Президент и на завершающей стадии законотворческого процесса. Так, федеральный закон, принятый обеими палатами Феде­рального Собрания, в течение пяти дней должен быть направлен Президенту, которому Конституция отводит четырнадцать дней для его подписания и об­народования. Если Президент не согласен с законом в целом или отдельными его частями, он может воз­вратить его в Федеральное Собрание на повторное рассмотрение с обоснованными возражениями. Если при повторном рассмотрении закон будет снова принят в прежней редакции квалифицированным большин­ством голосов обеих палат, Президент, несмотря на свое несогласие, обязан его подписать в течение семи Дней и обнародовать. Следовательно, право вето Пре­зидента не абсолютно. Это право относительного (отла­гательного) вето, причем он может использовать дан­ное право в отношении лишь обыкновенных федераль­ных законов. Федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ч. 2 ст. 108 Конститу­ции специальным квалифицированным большинством в обеих палатах Федерального Собрания, подлежат под­писанию Президентом и обнародованию в четырнадцатидневный срок, т. е. право вето на них не распрост­раняется.

Наконец, к числу важнейших полномочий Прези­дента в сфере законодательной инициативы относится право назначения референдума (п. «в», ст. 84). Ре­ферендум назначается им в порядке, установленном федеральным конституционным законом, и предпо­лагает голосование избирателей по одному или не­скольким предложенным вопросам, касающимся са­мых важных сторон государственной жизни (о проекте новой Конституции, изменении отдельных её положе­ний и т. д.).

В сферу полномочий Президента в отношениях с Фе­деральным Собранием входит его право обращаться к обеим палатам с ежегодными посланиями (п. «е» ст. 84), в которых дается анализ положения в стране, излагаются 'Основные направления внутренней и внеш­ней политике государства. Эти послания являются прежде всего политическими документами. Вместе с тем в них может содержаться программа законода­тельной деятельности Президента и Правительства, что вполне способно повлиять на законотворческий про­цесс палат.

Значительны полномочия Президента в области международных (межгосударственных) отношений.

Конституционные положения, представляющие Пре­зиденту право определять основные направления внеш­ней политики государства (ч. 3 ст. 80), а также право ру­ководства внешней политикой Российской Федерации – (п. «а» ст. 86) позволяют ему единолично принимать основные решения по важнейшим вопросам внешней политики России, опираясь при этом в первую очередь на Министерство иностранных дел (включая его руко­водителя), которое фактически и подчинено не главе Правительства, а Президенту.

Формы реализации президентской линии в между­народных отношениях – это обычно личные встречи Президента с главами иностранных государств и пра­вительств, участие в региональных и международных конференциях, двусторонних и многосторонних пере­говорах, пресс-конференциях и т. д. Ведя переговоры и подписывая различного рода договоры и соглашения с иностранными государствами (в этом случае главе государства не требуются специальные полномочия, он действует «по праву», т. е. в силу собственного права), Президент как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина должен содействовать укреп­лению позиций России на международной арене, со­хранению её суверенитета, независимости и государ­ственной целостности, защищать права и интересы российских граждан.

Конституция Российской Федерации в отличие от конституций ряда зарубежных стран не содержит норм, ограничивающих деятельность Президента в сфе­ре международных отношений, перечня вопросов, по которым он может или не может вести переговоры и подписывать договоры и соглашения. Конституция ничего не говорит и о том, должны ли договоры, заключенные Президентом, ратифицироваться Феде­ральным Собранием. Вместе с тем ст. 106 Конституции гласит, что «обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Ду­мой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров». Значит, заключаемый Президентом договор должен сначала рас­сматриваться в Государственной Думе и получить одобрение у абсолютного большинства Совета Федера­ции. Утвержденный федеральным Собранием договор сопровождается ратификационной грамотой, которая подписывается Президентом.

Как глава государства Президент представляет Рос­сию в международных отношениях, назначает и отзы­вает после консультаций с соответствующими комите­тами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федера­ции в иностранных государствах и международных организациях. Прием Президентом верительных и от­зывных грамот от аккредитуемых при нем дипломати­ческих представителей означает, что с этого момента начинается соответственно исполнение или прекраще­ние выполнения ими своих обязанностей на террито­рии Российской Федерации.

Полномочия Президента распространяются и на сферу судебной и правоохранительной деятельности. Так, он представляет Совету Федерации кандидатуры на дол­жности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного судов, Генерального прокурора Рос­сийской Федерации, вносит в Совет Федерации пред­ложение об освобождении от должности Генерального прокурора, назначает судей других федеральных судов. Президент осуществляет ряд полномочий, связанных с деятельностью Вооруженных Сил, Верховным Главно­командующим которых он является по Конституции (ч. 1 ст. 87), с обеспечением безопасности России, охра­ной её суверенитета, независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80). Полномочия Президента в этих столь важных сферах определяются Конституцией в самом общем виде и конкретизируются в действую­щем федеральном законодательстве. Так, в соответст­вии со ст. 5 Закона об обороне от 24 сентября 1992 г (с последующими изменениями) Президент представ­ляет Федеральному Собранию проект основных положений военной доктрины России; утверждает концеп­цию и планы строительства, применения Вооруженных Сил, мобилизационный план Вооруженных Сил, моби­лизационные планы экономики и другие планы и про­граммы государственной важности в интересах оборо­ны страны (дислокации Вооруженных Сил и других войск, размещения военных объектов и т. д.); утверж­дает Положение о Министерстве обороны, план граж­данской обороны Российской Федерации и Положение о территориальной обороне; назначает и освобождает в установленном порядке высшее командование Во­оруженных Сил (от министра обороны до командира соединения включительно); присваивает воинские зва­ния генералов и адмиралов; издает указы о призыве граждан Российской Федерации на военную службу (с указанием численности призывников); ведет перего­воры и подписывает международные Договоры о со­вместной обороне и военном сотрудничестве, по воп­росам коллективной безопасности и разоружения, а также осуществляет другие полномочия, связанные' в частности, с объявлением состояния войны, военного положения на всей территории России или на её отдель­ных частях, ведением военных действий и т. п.

Предоставляя Президенту право введения на терри­тории Российской Федерации или в отдельных её мест­ностях военного положения, Конституция (ч. 2 ст. 87) фиксирует основания указанного решения (в случае агрессии против Российской Федерации или непосред­ственной угрозы агрессии), т. е. дает их исчерпываю­щий перечень. Решение о введении военного положе­ния должно быть незамедлительно (именно так записа­но в Конституции) доведено до сведения членов обеих палат Федерального Собрания. А значит (и это логиче­ски вытекает из содержания п. «е» ст. 106), соответст­вующий указ Президента, чтобы обрести юридическую силу, подлежит утверждению Советом Федерации.

С этим полномочием Президента тесно связано его право вводить на территории Российской Федерации или в отдельных её местностях чрезвычайное положение. Реализация его оговаривается определенными услови­ями: это наличие веских обстоятельств (причин), пре­дусмотренных федеральным конституционным зако­ном, и незамедлительное сообщение об этом палатам Федерального Собрания (ст. 88). В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 102 Конституции подобный указ Президента также подлежит утверждению Советом Федерации, иначе потеряет юридическую силу. Указ о введении чрезвы­чайного положения в период работы сессии парламента передается на его утверждение немедленно и рассмат­ривается в срок, не превышающий 24 часов.

Согласно ч. 1 ст. 56 Конституции введение чрезвы­чайного положения предполагает обеспечение безопас­ности граждан и защиту конституционного строя, для чего могут устанавливаться (и устанавливаются) от­дельные ограничения прав и свобод граждан. Одновре­менно в ч. 3 ст. 56 дается перечень тех прав и свобод, которые в это время ограничению не подлежат.

Порядок введения чрезвычайного положения дол­жен регламентироваться федеральным конституцион­ным законом.

Конституция делегирует Президенту отдельные полномочия в отношении органов государственной вла­сти и актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Названные полномочия направ­лены на обеспечение нормального функционирования органов государственной власти, урегулирование раз­ногласий между ними. Согласно ч. 1 ст. 85 Конституции аля разрешения разногласий между органами государст­венной власти Российской Федерации (например, Пра­вительством) и органами власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъек­тов Федерации Президент вправе использовать согла­сительные процедуры. Инициатива обращения к такой процедуре может исходить и от самого Президента, и от законодательного или исполнительного органа государственной власти, при этом Президент может быть непосредственным участником согласительного процесса. Примером использования Президентом со­гласительных процедур при очень широком круге участников служит обсуждение и подписание 28 ап­реля 1994 г. Договора об общественном согласии, пре­дусматривающего стабилизацию политических отноше­ний (политической обстановки) в стране. Если согласи­тельное решение не достигнуто, Президент вправе пе­редать разрешение спора на рассмотрение соответству­ющего суда, в частности Конституционного (ч. 3 ст. 125 Конституции).

Норма ч. 2 ст. 85 Конституции наделяет Президента некоторыми полномочиями в отношении актов, издава­емых органами исполнительной власти субъектов Фе­дерации, В случае противоречия этих актов Конститу­ции и федеральным законам, международным договорам или нарушения ими прав и свобод человека и гражда­нина Президент имеет право приостановить действие таких актов до решения вопроса соответствующим судом. Следовательно, окончательно юридическую судьбу акта Президента или акта органов исполни­тельной власти, правомерность их издания определяет суд.

Ряд полномочий Президента как гаранта прав и свобод человека и гражданина затрагивают интересы личности. На основании ст. 89 Конституции он решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища; награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания; осуществляет помилование. Эти полномочия (которые во всех зарубежных странах относятся к компетенции гла­вы государства) вытекают из ст. 71 Конституции, где закреплен перечень вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации. Право Президента предостав­лять политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства основывается на ч. 1 ст. 63 Конституции Российской Федерации и соответствует общепризнанным нормам международного права.

Награждение государственными наградами и при­своение почетных званий (в том числе иностранным гражданам и лицам без гражданства) производится Президентом согласно Положению о государственных наградах Российской Федерации, утвержденному его указом от 2 марта 1994 г., и на основе заключений Ко­миссии по государственным наградам при Президенте. Кроме того, в целях проведения единой политики в об­ласти государственных наград указом Президента от 7 декабря 1994 г. образована Служба государственных наград Президента Российской Федерации.

Присвоение Президентом высших воинских и спе­циальных званий высшему составу Вооруженных Сил регламентируется, кроме Конституции, иными норма­тивными актами. Так, по Закону об обороне он при­сваивает воинские звания маршалов, генералов и адми­ралов, по Положению о классных чинах работников органов Прокуратуры – классные чины действитель­ного государственного советника юстиции и государ­ственного советника юстиции 1, 2 и 3-го классов, по Положению о прохождении службы в органах налого­вой полиции – специальные звания лицам высшего начальствующего состава: генерал-майор, генерал-лей­тенант, генерал-полковник (последнего звания удоста­ивается директор Департамента налоговой полиции, назначаемый также Президентом).

Президент Российской Федерации, реализуя свои конституционные полномочия, обладает правом изда­вать акты – указы и распоряжения, которые обяза­тельны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ст. 90).

Представляется, что указы Президента следует под­разделять на нормативные и ненормативные (индиви­дуальные). Первые рассчитаны на многократное при­менение, содержат общеобязательные правила поведе­ния и нормы, нередко регулирующие общественные отношения. Вторые представляют собой правопримени­тельные акты, которые регулируют организационные вопросы, конкретные отношения или касаются конк­ретных физических лиц (об освобождении от должно­сти, награждении государственной наградой, присвоении почетного звания и т. д.). Однако и те и другие носят подзаконный характер.

Указы Президента (прежде всего нормативные) как подзаконные акты обладают меньшей юридической силой по сравнению с законами, которым, кстати, как и Конституции, они не должны противоречить. Соглас­но ч. 1 ст. 115 Конституции на основании и во исполне­ние нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Распоряжения же Президента, на наш взгляд, не являются актами нормативного характера со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции), в том числе и прежде всего при осуще­ствлении своих конституционных полномочий. Но ука­занная статья не раскрывает содержания понятия «неприкосновенность Президента», а потому здесь, ду­мается, надо обратиться к ч. 1 ст. 98, в которой речь идет о неприкосновенности членов Федерального Со­брания. Объем гарантий у Президента не может быть меньше, чем у членов палат парламента, а значит, эти гарантии распространяются на него полностью.

Аппарат Президента Российской Федерации. В реализации конституционных полномочий, прове­дении курса Президенту способствует его Админист­рация, рабочий аппарат. Она действует на основе Конституции и законов, указов и распоряжений самого Президента, а также Положения об Администрации Президента Российской Федерации[290].

Администрация Президента – это разветвленная структура, состоящая из должностных лиц и подраз­делений. К основным её задачам относятся: организа­ция деятельности, информационного и правового обес­печения Президента, Правительства, Совета Безопасно­сти, консультативных, совещательных и иных органов при Президенте, всех структурных подразделений, которые входят в состав Администрации, обеспечение их взаимодействия с органами законодательной и ис­полнительной власти, подготовка предложений и прогнозно-аналитических материалов по стратегии общей политики Российской Федерации и реализации Прези­дентом стратегии законопроектной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.