Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенно это свойственно композиции — давать возмож­ность «выкадровывать» из нее самостоятельно организован­ные фрагменты — используется в театре




Глаз зрителя редко соотносит фигуру актера со всей сре­дой, которую образует пространственное оформление спек­такля. Поэтому любое оформление имеет внутри себя компо­зиционные рамы различного размера, позволяющие «привя­зывать» фигуру актера к пространству меньшего, чем вся среда спектакля, размера. Пересечение вертикальных и гори­зонтальных линий, членящих оформление на части, арки, проемы дверей и окон, торцы и повороты станков, лестницы, крупные складки сукон, — являются «оформлением в оформ­лении», позволяющими менять масштабные соотношения среды и актерской фигуры, не производя на сцене никаких перемен, а просто переводя актера в другие условия суще­ствования. Этим способом в театре достигается эффект крупного плана, считавшийся привилегией кино и телеви­дения.

Театральная сцена хранит еще много неоткрытых тайн и неиспользованных возможностей. Например, долгое время считалось, что для изображения больших просторов нужно как можно шире раздвинуть портальные кулисы. Оказалось, что это неверно. Размер окна, через которое мы смотрим на безбрежное море, не помогает понять и ощутить его раз­меры. Тут важен масштаб глубины: крупный передний план и сильно уменьшенный задний.

В театре бессмысленно изображать Исаакиевский собор, пытаясь максимально поднять арлекин и раздвинуть пор­тальные кулисы, чтобы втиснуть на сцену колонну портика в натуральную величину. Гораздо выразительнее получится, если на переднем плане (даже не очень большой сцены) будет помещена преувеличенная база передней колонны с небольшой частью ствола, а за ней, вдали, — сильно умень­шенная половина второй колонны.

Композиция живописной картины очень редко зависит от рамы, ее размеров и формата. Рама обычно появляется как следствие работы художника, когда картина уже напи­сана или по крайней мере автор нашел ее основные пропор­ции: ширину и высоту. Эти размеры определяются волей ху­дожника, его замыслом, характером изображения и т. д. Картина не обязана быть соразмерной человеку: она может быть огромной, как «Явление Христа народу» А. Иванова, и маленькой, как «Сватовство майора» П. Федотова.

Пространственные композиции почти всегда зависят от размеров человеческой фигуры. Даже маленькая, камерная скульптура связана своими размерами со столом, на котором она стоит. Скульптура, архитектура, монументальная живо­пись (как часть архитектуры)—все они зависят от масшта­бов человека.

Театр — не исключение. В театре композиция простран­ственного оформления спектакля зависит и от размеров зри­тельного зала, и от размеров сцены, и от размеров разделяю­щей сцену и зал портальной арки (если она в театре есть), и от наличия или отсутствия балкона или ярусов, и, конечно, от фигуры актера на первом, среднем и заднем планах сцены.

Есть еще один вид композиции. Это композиция ансамбля, когда с определенной целью соединяются не отдельные эле­менты и выразительные средства, а законченные художе­ственные произведения. Примеров тому множество, мы их встречаем на каждом шагу: ансамбль Дворцовой площади, ансамбль стрелки Васильевского острова, ансамбль Инже­нерного замка...

Композиции ансамблей строятся на основе различных принципов. На основе принципа соподчинения организован ансамбль площади Островского — Театр им. А. С. Пушкина, Публичная библиотека, ограда и павильоны сада Дворца пионеров, улица Зодчего Росси; на принципе контраста орга­низован ансамбль в московском Кремле—Кремлевский Дво­рец съездов, кремлевские башни и соборы.

На принципе контраста возводятся и за рубежом, и у нас огромные — стекло и бетон — многоэтажные здания, при­строенные к давно существующим памятникам архитектуры: церквам, павильонам, аркам с коваными решетками, укра­шающими новое здание как драгоценные произведения искус­ства.

Ансамблевое соотнесение архитектурных сооружений дает представление о размерах города, поселка, села. Раньше раз­меры Москвы определялись высотой колокольни Ивана Ве­ликого. Москва разрослась — потребовались вертикали вы­сотных домов. Москва раздвинулась еще шире — и ей уже не хватает Останкинской телевышки.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.