КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенно это свойственно композиции — давать возможность «выкадровывать» из нее самостоятельно организованные фрагменты — используется в театре
Глаз зрителя редко соотносит фигуру актера со всей средой, которую образует пространственное оформление спектакля. Поэтому любое оформление имеет внутри себя композиционные рамы различного размера, позволяющие «привязывать» фигуру актера к пространству меньшего, чем вся среда спектакля, размера. Пересечение вертикальных и горизонтальных линий, членящих оформление на части, арки, проемы дверей и окон, торцы и повороты станков, лестницы, крупные складки сукон, — являются «оформлением в оформлении», позволяющими менять масштабные соотношения среды и актерской фигуры, не производя на сцене никаких перемен, а просто переводя актера в другие условия существования. Этим способом в театре достигается эффект крупного плана, считавшийся привилегией кино и телевидения. Театральная сцена хранит еще много неоткрытых тайн и неиспользованных возможностей. Например, долгое время считалось, что для изображения больших просторов нужно как можно шире раздвинуть портальные кулисы. Оказалось, что это неверно. Размер окна, через которое мы смотрим на безбрежное море, не помогает понять и ощутить его размеры. Тут важен масштаб глубины: крупный передний план и сильно уменьшенный задний. В театре бессмысленно изображать Исаакиевский собор, пытаясь максимально поднять арлекин и раздвинуть портальные кулисы, чтобы втиснуть на сцену колонну портика в натуральную величину. Гораздо выразительнее получится, если на переднем плане (даже не очень большой сцены) будет помещена преувеличенная база передней колонны с небольшой частью ствола, а за ней, вдали, — сильно уменьшенная половина второй колонны. Композиция живописной картины очень редко зависит от рамы, ее размеров и формата. Рама обычно появляется как следствие работы художника, когда картина уже написана или по крайней мере автор нашел ее основные пропорции: ширину и высоту. Эти размеры определяются волей художника, его замыслом, характером изображения и т. д. Картина не обязана быть соразмерной человеку: она может быть огромной, как «Явление Христа народу» А. Иванова, и маленькой, как «Сватовство майора» П. Федотова.
Пространственные композиции почти всегда зависят от размеров человеческой фигуры. Даже маленькая, камерная скульптура связана своими размерами со столом, на котором она стоит. Скульптура, архитектура, монументальная живопись (как часть архитектуры)—все они зависят от масштабов человека. Театр — не исключение. В театре композиция пространственного оформления спектакля зависит и от размеров зрительного зала, и от размеров сцены, и от размеров разделяющей сцену и зал портальной арки (если она в театре есть), и от наличия или отсутствия балкона или ярусов, и, конечно, от фигуры актера на первом, среднем и заднем планах сцены. Есть еще один вид композиции. Это композиция ансамбля, когда с определенной целью соединяются не отдельные элементы и выразительные средства, а законченные художественные произведения. Примеров тому множество, мы их встречаем на каждом шагу: ансамбль Дворцовой площади, ансамбль стрелки Васильевского острова, ансамбль Инженерного замка... Композиции ансамблей строятся на основе различных принципов. На основе принципа соподчинения организован ансамбль площади Островского — Театр им. А. С. Пушкина, Публичная библиотека, ограда и павильоны сада Дворца пионеров, улица Зодчего Росси; на принципе контраста организован ансамбль в московском Кремле—Кремлевский Дворец съездов, кремлевские башни и соборы. На принципе контраста возводятся и за рубежом, и у нас огромные — стекло и бетон — многоэтажные здания, пристроенные к давно существующим памятникам архитектуры: церквам, павильонам, аркам с коваными решетками, украшающими новое здание как драгоценные произведения искусства.
Ансамблевое соотнесение архитектурных сооружений дает представление о размерах города, поселка, села. Раньше размеры Москвы определялись высотой колокольни Ивана Великого. Москва разрослась — потребовались вертикали высотных домов. Москва раздвинулась еще шире — и ей уже не хватает Останкинской телевышки.
Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 643; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |