Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Композиция — целеустремленное располо­жение структурных элементов. Л. Ротбаум




Тема 3.5. КОМПОЗИЦИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Восприятие композиции человеком — сложный и неодно­значный процесс. Он зависит как от самой композиции, как от личности зрителя, так и от ряда факторов, казалось бы, совершенно посторонних.

Оформление спектакля в театре также всегда существует или в соподчинении, или в контрасте с архитектурой зритель­ного зала, порталом сцены, архитектурой примыкающих к театру домов, характером города, в котором находится театр.

И слова «московская школа», «ленинградская школа», «рижская школа» — по отношению к стилю пространствен­ного оформления спектакля — «не пустой для сердца звук» (А. Блок).

Многие явления в жизни и в искусстве человек восприни­мает не непосредственно, а через врожденные и благопри­обретенные навыки, традиции, привычки. Наше восприятие движения в произведениях искусства во многом определяется привычкой воспринимать активные формы движения — дви­жение Солнца, движение часовой стрелки. Часто при вос­приятии произведений искусства эти привычки вызывают у нас ощущение движения или торможения. Нередко ощуще­ние активного движения и его направления связано у чело­века с навыком чтения. При чтении наш глаз медленно дви­жется по строке слева направо и быстро перескакивает к на­чалу следующей строки — справа налево. Поэтому движение, изображенное в картине справа налево, нам кажется более активным (достаточно вспомнить композицию В. Сурикова «Боярыня Морозова» и ее зеркальное отражение, где сани отказываются ехать).

От навыка письменности зависит изображение движения в иранской миниатюре, в китайском искусстве.

Но изображение движения и его восприятие определяется не только навыками и традициями. Существенны также не­изменные для человека понятия-ощущения: верх—низ, впра­во— влево, ко мне — от меня. Эти особенности проявляются в специфических, «театральных» формах, благодаря присут­ствию в театральном пространстве и актера, являющегося центром композиции, и большого количества зрителей, вос­принимающих спектакль со множества очень разных точек зрения.

Поэтому нам приходится рассматривать как особый вид — композицию театрального пространства.

 

 

 

Композиция произведения изобразительного искусства (живописи, графики) основана и полностью зависит от опре­деленного количественного и качественного соотношения отдельных ее частей в совершенно точной географической их связи. Сценическая композиция, существующая в теа­тральном пространстве и уникальная для каждого зрителя в отдельности, этим условиям не отвечает и строится на основе иных законов, на совершенно иных пластике и архи­тектонике.

1. Главной особенностью композиции сценического про­странства является множественность точек зрения на нее. Зрители, размещенные в зрительской зоне театрального про­странства, поставлены в неодинаковые условия по отноше­нию к предлагаемому им зрелищу: одни зрительские места выгодны, другие—менее выгодны, бывают просто неудобные, что отмечается специальной пометкой на билете. Все эти гра­дации зрителю заранее известны и узаконены театральной «табелью о рангах» — висящей рядом с кассой таблицей рас­ценки мест. Зритель прекрасно понимает, что кресло в центре пятого ряда партера гарантирует ему зрелище гораздо более высокого качества, чем боковое место в пятом ряду пятого яруса.

Но поскольку обязательное качество сценической компози­ции— единство восприятия из всех точек зрительской зоны, обязанностью художника-постановщика является организа­ция этой композиции таким образом, чтобы не существовало мест, с которых зрелище представало бы перед зрителем по смыслу противоположным авторскому замыслу.

Невозможно, например, оформление, состоящее из зад­ника, одна половина которого — черная, другая — белая, и продолжением каждой половины служат ряды кулис: черных, примыкающих к черной стороне задника, и белых, примы­кающих к белой стороне. В этом случае зрители, сидящие на боковых местах одной стороны зала, увидят сцену черной и мрачной, а с противоположной стороны — светлой и ра­достной.

Влияет на восприятие сценической композиции и соотно­шение ширины зала и ширины портальной арки. Для того чтобы все видели главную часть композиции, связанную с актерским действием, определяется так называемая актив­ная зона сцены. Границы этой зоны образуются лучами, про­веденными из крайних мест первого ряда через края порталь­ной рамы до пересечения друг с другом. Образовавшийся треугольник и будет активной зоной сцены, на которую ху­дожник и должен ориентироваться как на главное поле своей деятельности.

Эти условия имеют прямое отношение не к самой компо­зиции, ее художественно-выразительным качествам, а к ути­литарно-организованной стороне театрального зрелища: чтобы всем зрителям было как можно лучше видно и едино­образно всеми воспринималось то, что находится на сцене.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-24; Просмотров: 788; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.