Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мир — стоящее божество 4 страница




488 Грысык Н. Е. Указ. соч. С. 70.

489 Березкин Ю. Е. Южноамериканский миф о свержении власти женщин // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 192.

490 Мелетинский Е. М. Палеоазиатский мифологический эпос. С. 116.

491 Токарев С. А. Указ. соч. С. 523.

492 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 86-87.

493 Белова О. В., Виноградова Л.Н., Топорков А. Л. Земля. С. 315.

494 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 39, 44.

495 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 104-107, 138, 143 и др.; Евсюков В. В. Восточно-азиатский неолитический миф... С. 96.

496 Беовульф. Старшая Эдда. Песнь о Нибелунгах. М., 1975. С. 206, 213-214; Кондратов А. М. Указ. соч. С. 53; Мелетинский Е. М. Имир // МС. С. 244; Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 638, 644, 473.

497 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 100, 130, 138 и др.

498 Неклюдов С. Ю. Алтан гадас // МС. С. 33-34.

499 Напольских В. В. Указ. соч. С. 139, 147, 27.

500 Кербелите П. Б. Древо жизни: К вопросу о реконструкции фольклорных образов// Секс и эротика в русской традиционной культуре. М., 1996. С. 344-346.

501 Емельянов В. В. Указ. соч. С. 240.

502 Напольских В. В. Указ. соч. С. 136,140-141,146,152.

503 Алексеенко Е. А. Указ. соч. С. 72.

504 Познанский Н. Указ. соч. С. 220-223.

505 Хелимский Е. А. Самодийская мифология // МНМ. Т. 2. С. 399-401.

506 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 119.

507 Березкин Ю. Е. Мочика. С. 55.

508 Рубинштейн Р. И. Древний Восток. М., 1974. С. 154.

509 Тайлор Э. Б. Указ. соч. С. 135, 154, 155.

510 Топоров В. Н. Еще раз о фракийском всаднике в балканской и индоевропейской перспективе // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения. I. М., 1992. С. 28, примеч. 35.

511 Тахо-Годи А. А. Гамадриады // МС. С. 140.

512 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 83, 91, 98, 100, 104, 109, 129, 134.

513 Алексеенко Е. А. Указ. раб. С. 69-70; Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 118, 132 и др.

514 Потебня А. А. Объяснение малорусских и сродных народных песен. Т. 2. Варшава, 1887. С. 235-236.

515 Там же. С. 237-238.

516 Народные песни Вологодской области / Сост. А. Межнецов. Л., 1981. № 46. С. 70. Интерпретацию этого мотива нами в связи с образом девичьей души — «девьей красоты» — см.: Денисова И. М. Семантика «девьей красоты» в свете культа дерева // Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 69-71.

517 ПМА. 1994. Тетр. 2. С. 26-27. Запись в д. Великово Совегского с/с.

518 Даниленко В. Н. Указ. соч. С. 33

519 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 84, 96, 99, 102, 104, 108, 114, 116, 118-121, 136, 142.

520 Там же. С. 99, 140.

521 Грачева Г. Н. Человек, смерть и земля мертвых у нганасан // Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. Л., 1976. С. 62.

522 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 99.

523 Элиаде М. Религии Австралии. С. 62, 64; Тайлор Э. Б. Указ. соч. С. 133.

524 См. об этом: Денисова И. М. К вопросу об истоках троицко-семицкой обрядности // Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 149. Тексты с этим сюжетом см.: Морозов И. А., Слепцова И. С. Праздничная культура Вологодского края. М., 1993. С. 81-85.

525 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 646, 648.

526 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 55, 56.

527 Киуру Э. С. Мишин А. И. Указ. соч. С. 32.

528 Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 739, примеч. 1.

529 Кербелите Б. П. Указ. соч. С. 347-348. Однако с трактовкой этим автором образа дерева исключительно как символа фаллоса в приведенном контексте позволим себе не согласиться, хотя на каком-то этапе эта семантика, несомненно, могла стать определяющей для данного образа. См. по этому поводу: Пруссак М. С. Древо жизни. (К истории культа фаллоса). М. Б. г.

530 Элиаде М. Аспекты мифа. С. 63.

531 См., напр., у кетов: Алексеенко Е. А. Указ. соч. С. 69.

532 Серов С. Я. Динамика этногенетического мифа инков // Этническая история и фольклор. М., 1977. С. 56-60.

533 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 646.

534 Калевала. С. 15; Напольских В. В. Указ. соч. С. 29.

535 Турилов А. А., Чернецов А. В. Указ. соч. С. 104.

536 Шишло Б. П. Указ. соч. С. 200.

537 Эти примеры см.: Пропп В. Я. Указ. соч. С. 144-147; Потебня А. А. Мифическое значение... С. 249.

538 Никулин Н. И. Указ. соч. С. 129-130.

539 Древнерусская литература. С. 185.

540 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 650.

541 Мильков В. В. Указ. соч. С. 489-490.

542 Потебня А. А. Объяснение малорусских... Т. 2. С. 234.

543 Лелеков Л. А. Симург // МС. С. 500.

544 Напольских В. В. Указ. соч. С. 29, 32, 157.

545 Членов М. А. Махатала // МС. С. 354.

546 Ямаева Е. Священное дерево и его атрибуты (На материале алтайского героическо­го эпоса) // Национальное наследие и современность. Горно-Алтайск, 1984. С. 170, 171.

547 Чагдуров С. Ш. Происхождение Гэсэриады. Новосибирск, 1980. С. 133.

548 Емельянов В. В. Указ. соч. С. 244.

549 Ригведа. Избранные гимны. С. 113, 118; Ригведа. Мандалы V-VIII / Отв. ред. П. А. Гринцер. М., 1995. С. 173.

550 Ригведа Избранные гимны. С. 111, 112.

551 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 68.

562 Ригведа. Избранные гимны. С. 114.

553 Эрман ВТ. Указ. соч. С. 68-69; Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 176, примеч. 88, 90.

554 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 30.

555 Элиаде М. Религии Австралии. С. 191-200, 206-212; Котляр Е. С. Миф и сказка Африки. М., 1975. С. 198-201; Березкин Ю. Е. Южноамериканский миф о свержении власти женщин.

556 Толстой И. И. Черноморская легенда о Геракле и змееногой деве // Толстой И. И. Статьи о фольклоре. М.; Л., 1966. С. 240-246; Мадлевская Е. Л. Указ. соч.

557 Никулин Н. И. Указ. соч. С. 129-130, 137-139.

558 Фрэзер Дж. Дж. Указ. соч. С. 103.

559 Стратанович Г. Г. Этногенетические мифы об исходе из яйца или из тыквы у народов Юго-Восточной Азии // Этническая история и фольклор. М., 1977. С.62-73.

560 Котляр Е. С. Йо // МС. С. 265.

561 Киуру Э. С., Мишин А. И. Указ. соч. С. 14, 163, 172; Калевала. С. 14-21, 164; 93, 95.

562 Садовников Д. Указ. соч. № 1326, 1322. С. 136, 137.

563 Быт великорусских крестьян-землепашцев. Описание материалов этнографического бюро кн. В. Н. Тенишева / Авт.-сост. Б. М.Фирсов, И. Г.Киселева. СПб., 1993. С. 158.

564 Поэзия крестьянских праздников / Сост. И. И. Земцовский. Л., 1970. С. 54‑55.

565 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 297, примеч. 5.

566 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 22.

567 Элиаде М. Религии Австралии. С. 179, 180, 207.

568 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 194.

569 Луркер М. Указ. соч. С. 62, 63.

570 Беовульф. Старшая Эдда... С. 188-190.

571 Афанасьев А. И. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 298.

572 Ригведа. Избранные гимны. С. 119 (III.31.13).

573 Иванов В. В., Топоров В. Н. К реконструкции Мокоши... С. 175-197, особенно 196-197; Оболенская С. Н., Топорков А. Л. Указ. соч. С. 155-156.

574 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 418.

575 Мелетинский Е. М. Мифы Древнего мира... С. 105.

576 Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 29; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 117-120.

577 Топоров В. Н. О некоторых предпосылках формирования категории посессив­ности // Славянское и балканское языкознание. М., 1986. С. 156.

578 Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 22-24.

579 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 202.

580 Дашиева Н. Б. Указ. соч. С. 181; Элиаде М. Священные тексты... С. 86, 87, 93.

581 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 427-429.

582 Там же. С. 468, 142-144; Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции... С. 91.

583 Ригведа. Избранные гимны. С. 98; 102; 107; Огибенин Б. Л. Структура мифологических текстов Ригведы. М., 1968. С. 34. См. также: Норман Браун У. Указ. соч. С. 288-289; Эрман В. Г. Указ. соч. С. 69-70.

584 Евзлин М. Космогония и ритуал, М., 1993. С. 152; Чанышев А. Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. С. 43-44; Шахнович М. И. Указ. соч. С. 202.

585 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 127, 163-168, 203-205.

586 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 101; Штаерман Е. М. Вирадж; Мелетинский Е. М. Имир; Топоров В. Н. Пуруша // МС. С. 124, 243-244, 455.

587 Чагдуров С. Ш. Указ. соч. С. 120.

588 Шахнович М. И. Указ. соч. С. 127, 203-204.

589 Судник М., Цивьян Т. В. Указ. соч. С. 144, 145; Евсюков В. В. Восточно- азиатский неолитический миф... С. 96, 97.

590 Огнева Е. Д. Синмо // МС. С. 501.

591 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 39; Кейпер Ф. Б. Я. Указ. соч. С. 124.

592 Лавров Л. И. Указ. соч. С. 205, 212, 213.

593 Василевич Г. М. Указ. соч. С. 182, 186.

594 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 1. С. 688.

595 Онежские былины, записанные А. Ф. Гильфердингом... С. 291-296.

596 Киуру Э. С., Мишин А. И. Указ. соч. С. 50; Калевала. С. 218-220.

597 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 746, 747.

598 Романов Е. Р. Указ. соч. Вып. 3. С. 289, 292.

599 Чеснов Я. В. Литлонг. Пу Лансенг // МС. С. 319, 454.

600 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 2. С. 499, прим. 2.

601 Топоров В. Н. Голубиная книга [«К плоти»]: состав мира и его распад // Этнолингвистика текста. Семиотика малых форм фольклора. Тезисы и предварительные материалы к симпозиуму. Ч. 1. М., 1988. С. 174.

602 Обзор подобных воззрений см.: Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 78‑108.

603 Топоров В. Н. Об индоевропейской заговорной традиции... С. 51, прим. 18.

604 Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Музей народного искусства. Альбом / Сост. Г. П. Дурасов и Г. А. Яковлева. М., 1990. Илл. на с. 58, 59; см. также на с. 41.

605 Норман Браун У. Указ. соч. С. 320-321; Терентьев А. А. Урдхвалока // МС. С. 564; Евсюков В. В. Мифы о вселенной. С. 80-81.

606 Архангельские былины... Т. 1. № 174. С. 607; см. также: Т. 1. № 171; Т. 3. № 21.

607 Семашко И. М. Указ. соч. С. 111.

608 Эрман В. Г. Указ. соч. С. 82, 88; Древнеиндийская философия. С. 198 (Каушитаки-уп. I.2).

609 Норман Браун У. Указ. соч. С. 321; Гусева Н. Р. Индия... С. 80, 81.

610 Монгайт А. Л. Археология Западной Европы. М., 1974. С. 84. Рис. на с. 85.

611 Садовников Д. Указ. соч. № 1842з, и, 1833и, 1824. С. 195-197.

612 Некрасова М. А. Указ. соч. Илл. на с. 26, 27, 31; Богуславская И. Я. Фигурки из глины // Добрых рук мастерство. Л., 1981. Илл. на с. 30; Дурасов Г. П. Каргопольская глиняная игрушка. Илл. на с. 74, 162, 201, 206, 208, 217, 225; Народное искусство Российской Федерации. Илл. 23-25; Семенова Т. С. Указ. соч. Илл. на с. 76, 88-89, 138; Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. Илл. на с. 59, 75, 151.

613 Рыбаков Б. А. Макрокосм в микрокосме русского народного искусства // ДИ. 1975. № 1. С. 31.

614 Gimbutas М. Ор. cit. Р. 187. III. 149.

615 Столяр А. Д. Указ. соч. Илл. 233(11) (разворот фигурки); Даниленко В. Н. Указ. соч. Рис. 17-Б.

616 Gimbutas M. Op. cit. P. 112-114.

617 Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. Т. 1. № 173.

618 Народное искусство Российской Федерации. Илл. 45.

619 Массон В. М., Сарианиди В. И. Указ. соч. С. 94; Миллер А. А. Элементы неба на вещественных памятниках //Из истории докапиталистических формаций. М.; Л., 1933. Рис. 19 (1-3), 20; Даниленко В. Н. Указ. соч. Табл. XIX, XX.

620 Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения... Т. 3. С. 128.

621 Антонова Е. В. Указ. соч. С. 18.

622 Некрасова М. А. Указ. соч. Илл. 70, 71.

623 Огибенин Б. Л. Указ. соч. С. 86; Эрман В. Г. Указ. соч. С. 100, 205, примеч. 109.

624 Алексеев Н. А. Указ. соч. С. 61.

625 Иорданский В. Б. Указ. соч. С. 107-108.

626 Канев И. Т. Спряжение шумерского глагола // Переднеазиатский сб. II: Дешифровка и интерпретация письменностей Древнего Востока. М., 1966. С. 51. Цит. по: Иванов В. В. Проблемы этносемиотики. С. 45.

627 Померанцева Н. А. Указ. соч. С. 67-68.

628 Йеттмар К. Указ. соч. С. 98-99, 102.

629 Альбедиль М. Ф. Забытая цивилизация в долине Инда. СПб., 1991. С. 150.

630 Денисова И. М. Вопросы изучения культа священного дерева у русских. М., 1995. С. 5, 6.

631 Афанасьева В. К. Мардук // МС. С. 344.

632 Perrot Nell. Op. cit. Р. 25.

633 Митрофанова В. В. Указ. соч. № 1374, 1369. Что же касается вообще восприятия дерева как живого существа, то оно проявляется, например, у русских в названиях леса «сердцевой» или «рудовый» (от «руда» — кровь), в магических действиях, когда надо «вынуть сердце» у рябины, растущей на муравейнике (от зубной боли), а в польской сказке — в образе дерева с золотым слитком-сердцем в стволе, в которое превратился некий князь и др. (см.: Криничная Н. А. Дом: его облик и душа. Петрозаводск, 1992. С. 24; Срезневский В. И. Указ. соч. С. 493; Волозова О. Б. Сон и сказка // Образ мира в слове и ритуале. Балканские чтения. I. М., 1992. С. 153-154). Соотнесенность образов дерева и коровы просматривается в восточнославянских поверьях о надаивании молока ведьмами с березы (Виноградова Л. Н., Усачева В. В. Береза // СД. Т. 1. М., 1995. С. 157). Отождествление этих столь непохожих образов можно встретить в загадках: «Влезу на горушку, одеру телушку; сало — в рот. а кожу прочь» (березовица; подобные — о сосновой мезге); «Летом — сосенка, зимой — коровка» (конопля); «Вырастет сосна — коровам сестра» (то же) и т. п. Тот же параллелизм проглядывает в заговоре: «Как белая березонька стоит веки по веки, не тронется, не ворохнется, так бы и теляте жило веки по веки, не дрогнулось, не ворохнулось» (Садовников Д. Указ. соч. № 1309—1311 а-г, 1347, 1353а, б. С. 135, 140; Забылин М. Указ. соч. С. 388).

634 Путилов Б. Н. Указ. соч. С. 195.

 

 


Работа выполнена при поддержке РГНФ. Грант № 01-01-00006а.

* Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства. (Примечание Редакции).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-06; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.