КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Текст 17Алексея Константиновича Толстого многие современники считали баловнем судьбы. Действительно, когда читаешь свидетельства современников, то возникает ощущение, что этот красавец, могучий силач, изящный собеседник был рождён под счастливой звездой. Любовью и нежной заботой близких он был окружён с самой первой минуты жизни. Еще ребёнком при содействии Жуковского Толстой был выбран в качестве товарища для будущего императора Александра II, и каждое воскресенье он приходил во дворец играть с цесаревичем. Детская дружба со временем не прервалась, и будущий поэт сохранил самые тёплые отношения с государем, который не упускал возможности продемонстрировать бывшему товарищу по играм своё расположение. И этом месте нашего рассказа приходится сделать короткое отступление, помогающее понять ту драму, которую переживал один из создателей Козьмы Пруткова всю свою жизнь. Задайте себе вопрос: от чего больше всего страдает человек? От зависти недругов? От малодушия трусов? От материальных лишений? От болезней, осаждающих нас в старости? От равнодушия? От всего этого — да, но, пожалуй, более всего люди страдают от самоуверенной тирании тех, кто желает вам блага, кто считает, что своими действиями служит вашим интересам. Таких доброжелателей вы никогда не сможете убедить в том, что не нуждаетесь в их благосклонности, что вам не нужны приносимые ими жертвы. Они не будут вас слушать, поскольку убеждены, что лучше вас знают, что вам следует делать, к чему вам следует стремиться. Им невозможно внушить простую мысль: они своей опекой лишают вас самого дорогого - свободы. Да, они многое делают для вас, не жалея сил ради вашего благополучия, но и цену за это они берут безмерную. Всё сказанное применительно к Алексею Толстому приобретает особое значение. Его осыпали милостями, он без помех продвигался по служебной лестнице... Но при этом никто не удосужился спросить Толстого: а нужно ли ему это? Он мечтает быть только поэтом, скромно служить музе, он хочет уберечь спою душу от ядовитой атмосферы канцелярии и департаментов. Его не слышат, считают, что все его желания - это чудачество, которому не следует придавать серьёзного значения. Когда Александр II назначил поэта на должность делопроизводителя «Секретного комитета о раскольниках», он даже не сомневался, что сделал это для пользы своего товарища. — Ваше величество, — умоляет Толстой, - я лес человек рассеянный, непрактичный. Я ничего не слышу, кроме стихов.Они гремят у меня в ушах, да и проза меня держит, как щупальцами... Ну скажите, могу ли я извлечь гармоничные звуки из тогобарабана, который вы мне вручаете? Император снисходительно улыбнулся и покровительственно похлопал его по плечу. - Послужи, Толстой, послужи, - только и сказал он.И бедному поэту пришлось взваливать на себя груз тяжких обязанностей, затыкая рот своему поэтическому вдохновению. В одной из поэм он изобразил героя, который обращается с мольбой к владыке: «О, отпусти меня, калиф, дозволь дышать и петь на воле». В этих словах мы слышим страстную мольбу ко всем, кто отбирает у человека право дышать там, где он хочет, и петь то, что желает его душа. (По В.А. Захарову*) *В.А.Захаров (родился в 1956г.) – известный писатель и публицист. ТЕКСТ18 В августе 1941 года Гитлер пригласил фашистского диктатора Муссолини в Брестскую крепость полюбоваться триумфом немецкого оружия. Два вождя гуляли по дымящимся развалинам в сопровождении ликующей свиты. Вдруг Муссолини увидел на избитой осколками бетонной стене выцарапанную штыком надпись и попросил, чтобы ему её перевели. Переводчик прочитал: «Умираем, но не сдаёмся. Прощай, любимая родина!» Дуче, услышав эти слова, был потрясён. Удушливый чад, окровавленные руины, развороченная земля, сгоревшие танки и бронемашины, почерневший камень, в который вплавились стреляные гильзы. Тут царили железо и огонь. Под их воздействием крошился гранит, горел камень, жидким становился металл... В этой космогонической пляске смерти, в этом водовороте первородного ужаса, в этом безумном вихре стихий, казалось бы, нельзя даже представить себеприсутствие человека! Что такое его воля, решимость, отвага в сравнении с этими вулканическими силами, которые вырвались из мерной бездны разрушения? Но вот смотрите: «Умираем, но не сдаёмся. Прощай, любимая родина!» Слепой власти железа и огня советский солдат противопоставил несгибаемую силу духа. Развороченные остовы каменных зданий, зияющие провалы цитаделей, чёрные пустоты окон - всё это казалось материализацией человеческой души, развороченной, сломанной, разбитой, но не исчезнувшей, живущей главной солдатской отрадой: мы за родину пали, но она спасена... Удивительно, но порою огромную, чуть ли не вселенскую значимость обретают какие-то детали, частности, мелочи, факты, размер которых в масштабе всемирной истории меньше атома. Дело тут не в том, что писатель или историк навёл увеличительное стекло на какое-то интересное для него событие и произвольно придал ему особенный смысл. Нет, эти мелкие факты отражают могучие тектонические движения, происходящие в неведомых глубинах исторических процессов, скрывающих в себе первопричину всех событий. Так, например, один из немецких генералов в своих мемуарах вспоминал о том, что всех его офицеров глубоко потряс один случай: в плен был захвачен советский солдат, который тащил за собой пушку с единственным снарядом. Это героическое безумие не поддавалось объяснению! Какой нужно обладать титанической волей, чтобы не бросить тяжеленное орудие и с неслыханным упорством пробиваться к своим? Не тогда ли в головах немецких вояк, опьянённых первыми победами, забрезжил смутный призрак позорного краха? Надпись на стене... Пленный солдат, не бросивший пушку... Всё это кажется мелким, крошечным, микроскопическим в сравнении с армадами ревущих самолётов, танковыми колоннами, войсковыми корпусами! Но в этом «мелком» проявляется самое главное, самое великое — нравственная сила, та таинственная сила, которая в пыль разрушает точные расчёты полководцев, перед которой в страхе пятятся даже законы природы. Пока эта сила живёт в душе народа, пока его сердце хранит драгоценную любовь к отчизне, пока через его память струится живое тепло предков, победа будет за нами. (По В. А. Захарову*) *В.А.Захаров (родился в 1956г.) – известный писатель и публицист. ТЕКСТ 19 — Вижу я, что не всё вы понимаете, - услышал я однажды, как на берегу реки старый бакенщик Семён распекал деревенских мальчишек. Улыбнувшись, я подошёл ближе, чтобы понять, о чём толковал старик. — И должен я, старый, вам объяснить. А у меня своих дел хватает: бакены проверять, на столбах метки вешать. У меня тоже дело тонкое, государственное дело. Потому как я при этой реке как охранитель... Вот ты говоришь: «Города, заводы, школы, люди». А разве за это мы родную землю любим? —А за что же ещё? — спросил веснушчатый мальчик. — А ты слушай. Вот ты шёл сюда из Ласковского леса по битой дороге на озеро Тишь, а оттуда лугами на Остров и сюда ко мне, к перевозу. А под ноги себе глядел? — Глядел. -А видать-то ничего и не видел. А надо бы поглядывать, примечать, останавливаться почаще. Остановишься, осмотришься, сорвёшь какой-нибудь цветок или траву - иди дальше. Природу слушать, понимать надо. В каждой травинке и в цветке большая прелесть заключается. Вот, например, клевер (кашкой вы его называете) пчелой пахнет. От этого запаха и злой человек улыбнётся. А медуница? Или купена. Да вы её, видно, и не знаете. Лист широкий, твёрдый, а под ним цветы, как белые колокола. Вот-вот заденешь - и зазвонят. То-то! Это растение приточное. Оно болезнь исцеляет. - Что значит приточное? — спросил мальчик в кепке. — Ну, лечебное, что ли. От купены боль тишает, спишь лучше и работа становится легче. Или аир. Я им полы в сторожке посыпаю. Ты ко мне зайди — воздух у меня крымский. Да! Вот иди, гляди, примечай. Вон облак стоит над рекой. Тебе это невдомёк, а я слышу - дождиком от него тянет. Грибным дождём — спорым, не очень шумливым... От него река теплеет, рыба играет, он всё наше богатство растит. Я часто сижу у сторожки, корзины плету, потом оглянусь и про всякие корзины позабуду — ведь это что такое! Облак в небе стоит из жаркого золота, солнце уже нас покинуло, а там, над землёй, ещё пышет теплом и светом. А погаснет, и начнут в травах коростели скрипеть, и дергачи дёргать, и перепела свистеть, а то, глядишь, как ударят соловьи будто громом — по лозе, по кустам! И звезда взойдёт, остановится над рекой и до утра стоит — загляделась в чистую воду. Вот на это всё поглядишь и подумаешь: жизни нам отведено мало, нам надо двести лет жить - и то не хватит. Наша страна - прелесть какая! И эту красоту мы должны уберечь... Правильно я говорю? Всё шумят: «Родина, родина!» А вот она, родина, за стогами! Мальчики молчали, задумались. Медленно пролетела цапля. -- Так-то, ребята, - сказал Семён. — Опять небось будете на деда жаловаться - всё ему мало. Непонятный какой-то дед. Мальчики засмеялись: - Нет, понятный, совсем понятный. — Спасибо тебе, дед. Мальчишки побежали к песчаной косе — купаться. Семён поглядел им вслед и вздохнул. - Учить их стараюсь, — сказал он. - Уважению учить к родной земле. Без этого человек - не человек, а труха! (По К.Г. Паустовскому*) * Константин Георгиевич Паустовский (1892-1968) – известный русский писатель, мастер лирической прозы, публицист. ТЕКСТ 20 А что это вообще такое — милосердие? «Толковый словарь живого великорусского языка», составленный ещё в позапрошлом веке Владимиром Ивановичем Далем, поясняет: «сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому; жалостливость, мягкосердость». Тут важно, что имеются в виду не просто вздохи и восклицания — «Ой, как мне его жалко!», а «любовь на деле», готовность к помощи страдающим. Недаром в России до Октябрьской революции 1917 года были не медсестры, а сестры милосердия. А раненые солдаты чаще обращались к ним - сестричка. Ведь без милосердия в душе нечего и браться ухаживать за больными. Милосердие - умение почувствовать боль другого человека, физическую или душевную, как свою. Вообще-то такое свойство — дар, то есть, - не всякому дано. То есть на самом-то деле милосердие дано любому, только у некоторых может всю жизнь находиться в спячке, где-то в самом далёком чулане сознания. И человек так и живёт себе, вообще не замечая других людей, их чувств, горестей. Или думая: «Мне-то какое дело, что ему плохо! Мне от этого ни жарко ни холодно!» Пока однажды не прохватит такого бесчувственного жаром или холодом до самых костей - и тогда он вдруг поймет, что к чему... Буквально любой человек может не чувствовать, не чувствовать — и вдруг в один прекрасный момент очень даже почувствовать! Ему вдруг станет кого-то очень жалко и захочется помочь. Ну и слова милость, миловать - того же корня и смысла. Недаром Пушкин, размышляя над тем, чем же он долго будет любезен своему народу, закончил свой небольшой перечень строкой: ...И милость к падшим призывал. То есть надо уметь миловать порою и тех, кто виновен, — падших... При этом любовь, милосердие и сострадание, как и в прежние века, как и всегда в человеческом обществе, выполняют в нашей жизни какую-то совершенно особенную функцию. Какую? Вероятно, функцию сохранения человечества как вида. Мы можем уничтожить друг друга, искореняя в других мнимые «несовершенства», но, пока есть милосердие и сострадание, всеобщая гибель нам не грозит. (По М. Чудаковой*) *Мариэтта Омаровна Чудакова – российский литературовед, критик. Писательница, мемуарист, общественный деятель. Автор более 200 научных работ и статей в области истории литературы ХХ века, истории филологической науки и литературной критики.
Дата добавления: 2015-03-31; Просмотров: 4755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |