Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О. И. Жигалина




 

Социально-политические сдвиги, происшедшие внутри стра­ны после свержения шахского режима в феврале 1979 г., а также внешние факторы оказали существенное влияние на поли­тику иранских властей в сфере национальных отношений. Ни на йоту не отступая от принятого еще при жизни имама Хомейни курса на формирование унитарного исламского государства, ре­форматорское крыло нынешнего иранского руководства отдает предпочтение пути политического компромисса для устранения межнациональных и конфессиональных конфликтов. Ввиду по-лиэтничности и конфессиональной неоднородности населения Ирана эта проблема все еще не потеряла своей актуальности осо­бенно в западной части страны, граничащей с Ираком и Турцией.

Этнические и конфессиональные особенности Ирана

 

Иранские и западные источники предлагают различные данные процентного соотношения национальных меньшинств. Но в сред­нем оно представляет примерно следующее: 51% — персы, 24% — азербайджанцы, 8% — гиляки и мазандеранцы, 7%-курды, по 2% -луры, белуджи и туркмены, 1% — арабы и пр. Бахтиары, каш-кайцы, ассирийцы, армяне, евреи и др. составляют менее 1%.

Одной из важных особенностей этнонациональной системы Ирана является то, что некоторые национальные меньшинства (арабы, азербайджанцы, белуджи, курды, туркмены) принадлежат к числу разделенных государственными границами народов. При этом туркмены являются частью туркменской нации, боль­шая часть которой проживает в Туркменистане. Азербайджанцы также имеют свое национальное государство и представляют не­большую часть азербайджанской нации. Арабы принадлежат к обширному арабскому миру. Белуджи и курды не имеют соб­ственных национальных государств. Этническое разнообразие населения страны иногда осложняет решение социально-поли­тических вопросов. Разделенные нации испытывают политичес­кое, социальное, культурное, языковое и пр. влияние сопредель­ных частей этноса. Это обстоятельство в Иране влияет на разви­тие одновременно двух параллельных процессов — националь­ной консолидации меньшинств, противодействующих централи-заторским действиям властей, и процессов общеиранской интег­рации.

По мнению некоторых зарубежных политологов, в сложные «этнические конфликты в Иране могут быть вовлечены нацио­нальные меньшинства, которые имеют расположенные по со­седству родственные государства, как азербайджанцы, или со­седние курды, борющиеся за национальное признание». Они видят опасность не в том, что эти народы могут присоединиться к род­ственному этносу или государству, а в том, что на территории иранской части подобных этносов может произойти политичес­кая или военная интервенция родственного государства или на­рода «с целью «защиты» интересов «своего» народа».

Процессам интеграции традиционно благоприятствовала срав­нительно высокая степень общности духовной культуры народов Ирана, важным компонентом которой является ислам. Так, ши­иты представляют 90% населения страны, к которым в основном принадлежат персы и азербайджанцы; сунниты — приблизитель­но 8% иранского населения. Это — часть курдов, большинство арабов, все белуджи и туркмены, а также некоторые персидские общины южного Ирана и Хорасана.

Несмотря на различия религиозных доктрин между шиитами и суннитами, в Иране почти не наблюдалось серьезных шиито-суннитских столкновений вследствие того, что суннитское население преимущественно обитает в приграничных районах стра­ны, а персоязычные шииты в основном занимают ее централь­ную часть. Тем не менее накануне и после иранской революции 1978-1979 гг. в отдельных местностях Западного Азербайджана, Персидского залива и Систана-Белуджистана возникала напря­женность, а иногда и вооруженные столкновения на религиоз­ной основе. Причиной протестов национальных меньшинств было признание официальной религией шиизма джафаритского тол­ка; другие мусульманские верования признавались как действу­ющие и уважаемые. Однако иранские сунниты (белуджи, курды, арабы и др.) настаивали на официальном признании других му­сульманских верований в тех районах, где они преобладали. Права меньшинств признавались только по конфессиональному при­знаку за христианами, иудеями и прочими немусульманскими общинами, включая секту бехаитов, к которой шииты традици­онно относились нетерпимо.

Ущемление прав национальных меньшинств было чревато рас­падом иранской общности, спаянной прежде всего древнейшим институтом монархии. Новое иранское руководство стало призы­вать к национальному единству народов страны, придав шахской концепции «единая нация-государство» конфессиональный смысл. При этом средние слои, являвшиеся носителями секуляристских модернистских идей и требований во время правления династии Пехлеви (1925-1979), выражали свою неудовлетворенность пора­жением светской идеологии, нередко поддерживая конфликты, имевшие этно-конфессиональную подоплеку. В результате зна­чительная часть светской оппозиции покинула пределы страны, а место секулярной идеологии заняла фундаменталистская ши­итская доктрина.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 456; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.