КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы национальной политики исламского правительства
Национальная политика нового иранского руководства, связанная с различными приемами реализации выдвинутой имамом Хомейни концепции унитарного теократического государства, прошла несколько этапов. Согласно представлениям этого разработчика унитарного государства, жители страны являются единой мусульманской общиной. Он рассчитывал на то, что ислам в форме шиизма станет выполнять консолидационные идеологические функции в масштабе страны, как это уже имело место в средневековый период. В Иране, отколовшемся с начала XVI в. от остального, преимущественно суннитского мусульманского мира, шиизм был особой формой раннего, религиозного национализма, противопоставлявшего себя сопредельным суннитским странам. Консоли-дационное воздействие шиизма на широкие массы облегчалось и особой ролью шиитского духовенства, которое, в отличие от духовенства суннитского, чаще выступало в оппозиции к шахской власти и подчас возглавляло народные движения. Однако религия существенно тормозила формирование национального самосознания отдельных этносов, подменяя его сознанием принадлежности к этнически неоднородной мусульманской общине. Кроме того, приоритет шиизма внес шиито-суннитский раскол в некогда единые этносы курдов, белуджей, тюрок, что, помимо прочего, и поныне мешает установлению единства этих народностей. Между тем, за время правления династии Пехлеви (1925-1979) произошли существенные сдвиги в социально-политической структуре периферийных (нешиитских) этносов, в постмонархический период выдвинувших альтернативную унитарной федеративную концепцию формирования нового иранского государства, в котором национальные меньшинства смогли бы осуществлять свое федеративное право на национальную автономию. Наиболее последовательно это право отстаивали иранские курды, располагавшие своими политическими партиями, и рассматривавшие федерализм как путь стабилизации иранского общества.
Некоторые иранские (преимущественно персидские) политические течения считали непродуктивными попытки подавления национализма национальных меньшинств. По их мнению, децентрализация административных структур могла предложить разнообразные формы унификации, поскольку рационально избранная политическая теория способна объяснить, почему система децентрализации более соответствует чаяниям народа в государственном устройстве, содержащем «гетерогенные индивидуальные предпочтения». Они полагали, что федерализм способен стабилизировать такое многонациональное государство, как Иран. После установления теократической формы правления и провозглашения Исламской Республики Иран (ИРИ) были сужены возможности развития национальных культур полиэтничного населения страны. Национальная история исчислялась лишь с даты принятия ислама. Этот курс жесткой исламизации, направленный на подавление национального волеизъявления национальных меньшинств, безусловно, приводил к конфликтам на многонациональной периферии, подавляемым властями силой. Эти методы, как оказалось, были малоэффективными, поскольку в многонациональном и поликонфессиональном Иране они, напротив, способствовали подъему массовых автономистских движений национальных меньшинств, рассчитывавших на благоприятный исход революции, который разрешит насущные национальные проблемы в условиях демократической республики. Отсутствие явных признаков сепаратизма этих движений является косвенным отражением далеко зашедших с начала XX века глубинных процессов общеиранской интеграции.
Однако уже в период ирано-иракской войны фундаменталисты были вынуждены пойти на компромисс в отношении национальных меньшинств. Иран характеризует сложная языковая картина: 58% населения составляет персоязычное население, 26% — говорят по-тюркси, 9% — по-курдски, по 1% — на белуджском и арабском языках и т.д. Негативная роль лингвистических различий проявилась во время ирано-иракской войны (1980-1989), когда обнаружились сложности в военной подготовке и коммуникации, с одной стороны, а с другой, когда требовалось обуздать центробежные тенденции. Действия властей внесли определенные изменения в культурную жизнь национальных меньшинств: местные языки стали внедряться в школьное обучение, печать и радиовещание. Иранские власти пошли на расширение радио и телепередач на национальных языках. Стали издаваться периодические и научные издания на местных языках, хотя персидский язык был закреплен в качестве официального языка Исламской республики. Исламская Республика Иран (ИРИ), таким образом, была вынуждена встать на путь признания национально-культурной автономии, позволяющей национальным меньшинствам (проживающим компактно или дисперстно) организовывать свои общинные школы на родном языке, учреждать газеты, другие средства массовой информации. После смерти имама Хомейни, последовавшей в 1989 г., исламский национализм в Иране стал принимать более либеральные формы. Это было вызвано тем, что национальные и лингвистические особенности населения страны не только осложняли реализацию стратегии национальной безопасности, но и обостряли отношения ИРИ с Западом. Начался новый этап национальной политики исламского руководства. Знаками ослабления жесткого курса исламизации иранского общества в идеологии и культуре стали публикации сборника стихов имама Хомейни «Вино любви», возвращение в литературную жизнь страны классической поэмы Фирдоуси «Шахнаме», а также проведение международного конгресса по изучению этой поэмы в 1990 г. Последний был не случаен: в этом эпическом произведении на широком фоне событий и лиц, с привлечением мифологических сюжетов защищается идея веры в силу иранского народа, его государственной независимости. Сказочный иранский богатырь Рустам, как неприступная крепость, стоял на страже родины, объединяя вокруг себя всех богатырей, готовых на смерть ради спасения родины. Это демонстрировало не только всему иранскому народу, но и мировой общественности, что Иран проводит курс на консолидацию иранского общества на основе общности культурного наследия всех национальностей страны.
Иранское руководство перенесло акцент общности культурного наследия иранского народа в сферу межнациональных отношений. При этом важную функцию должен был выполнять персидский язык как язык общенационального общения. Очевидно, что такая компромиссная политика способствовала снижению социально-политической напряженности в иранском обществе. Она позволила национальным меньшинствам в определенной степени удовлетворить свои требования на культурную автономию. Регулированием отношений центральных властей с племенами занимался Комитет по делам племен, деятельность которого сводилась к обеспечению социально-экономического благоустройства районов их компактного проживания. Бесконфликтные отношения поддерживались с представителями других этноконфессиональных общин (христианской, зо-роастрийской, иудейской). Они функционировали легально и их права гарантировались иранским законодательством, в котором оговаривались условия, что их деятельность не будет противоречить внешнеполитической и внутренней концепции исламско-республиканского государства. Новая тактика была рассчитана также на то, что исламскому руководству удастся примирить носителей секуляристских идей — представителей некоторых национальных меньшинств, а также студенчества и интеллигенции — примирить с идеологией модернизированного («демократического») ислама. Это актуализировалось увеличением численности населения в постреволюционный период. Демографы и социологи прогнозировали, что молодежь в возрасте 14-19 лет с 3,6 млн. в 1995 г. возрастет до 4,2 млн. к 2000 г., а к 2005 г. будет насчитывать уже 5,1 млн. И эта тенденция в дальнейшем будет усиливаться. При этом отмечалась тенденция уравнивания женского и мужского населения в возрасте от 18 до 20 лет (соответственно 3,2 млн. к 3 млн.). В группе студентов в возрасте от 13 до 17 лет это соотношение рассчитывалось как 3,8 млн. студентов и 3,7 млн. студенток. Этим в определенной степени объясняется внимание государства к нуждам групп населения, относящимся к «наиболее радикальному крылу иранского общества».
Кроме того, иранские руководители ожидали, что этот подход изменит представления Запада о том, что Иран является своеобразным котлом для переплавки в «единую мусульманскую нацию», что он не способен уважать самобытность своего поликонфессионального населения. Это также являлось намеком на to, что Иран желает смягчения экономических санкций США, несмотря на враждебные в адрес американской администрации высказывания консервативных иранских политических кругов. «Именно с начала 90-х годов,— справедливо замечает В.Б.Кляш-торина,— культурная компонента становится активной частью иранской внешней политики в регионе». Действительно, президент М.Хатами, как представитель иранских реформаторов, заявил о стремлении ИРИ расширить многосторонние контакты с различными странами, выдвинув лозунг «диалога культур». Несмотря на незначительное ослабление эко-номических санкций США в отношении Ирана, ИРИ была внесена Дж.Бушем-старшим в число стран, входящих в «ось зла», как страна, поддерживающая международный терроризм. Следует подчеркнуть, что со времени свержения иранской монархии в республиканском Иране обнаруживаются два подхода к решению этнокультурных конфликтов. Консерваторы придерживаются жесткой исламизации межнациональных отношений, а реформаторы склонны к компромиссу во имя реализации идеи общеиранской интеграции в более конструктивной форме. В начале нового века обе эти тенденции сосуществовуют во внутренней политике исламского руководства, поскольку направлены на достижение общей цели — сохранению унитарного государства, основанного на принципах шиитского ислама.
Дата добавления: 2015-06-26; Просмотров: 661; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |