Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможности идентификации личности по голосу и речи




СУДЕБНАЯ ФОНОСКОПИЯ

Раскрытие и расследование опасных преступлений часто осложня­ется отсутствием доказательной базы. Случается, что при отсутствии свидетельских показаний магнитофонная фонограмма речи или видео­запись оказываются единственным доказательством по уголовному делу. Вместе с тем в быту получили широкое распространение различ­ные технические средства для передачи и хранения речевой информа­ции (диктофоны, видеосистемы, магнитофоны, телефоны, компьютер­ная техника). В этих условиях для правоохранительных органов при­обретает особое значение вопрос о возможности идентификации лич­ности по голосу и речи, являющихся важнейшими средствами общения людей.

Физиологами доказано, что деятельность речевого аппарата челове­ка подчинена центральной нервной системе, т. е. зависит от его психи­ки. Поэтому столь резко отличается речь людей, обладающих разными темпераментами, например речь холерика и флегматика. Индивиду­альные навыки изложения мыслей позволяют судить о степени логич­ности речи и ее стилистическом, лексическом, синтаксическом своеоб­разии.

Территория проживания, языковая среда, культурный, образова­тельный, профессиональный уровень, принадлежность к определенной социальной группе также оказывают влияние на формирование инди­видуальной совокупности речевых средств человека.

Фоноскопическая экспертиза - вид криминалистической экспер­тизы, связанной с исследованием фонограмм, средств звукозаписи и источников звука.

В настоящее время использование результатов фоноскопической экспертизы в мировой судебной практике стало обычным явлением.

Решение задач фоноскопической экспертизы требует привлечения специалистов, обладающих специальными знаниями о закономерно­стях формирования и отражения в речи свойств личности, их устойчи­вости и индивидуальности; о вероятности проявления этих свойств среди определенных групп населения; о возможностях применения соответствующих методик исследования. Эксперт должен обладать знаниями в области наук, на стыке которых и возникла данная экспер­тиза. Сюда относятся фонетика - учение о способах образования и свойствах звуков речи; грамматика, в предмет изучения которой вхо­дят способы формирования текста высказывания; лексикология - раз­дел языкознания, изучающий словарный состав языка; история разви­тия и диалектология языка; физиология речи - учение о речевой дея­тельности человека как рефлекторной функции его центральной нерв­ной системы; психология речи - наука о природе, функциях и психоло­гическом механизме речи; логопедия - наука о нарушениях в речи; акустика речи - учение о физических характеристиках устной речи. Кроме того, необходимы знания основ магнитной звукозаписи и авто­матической обработки речевых сигналов, основ теории вероятности и математической статистики, теории распознавания образов. Сложность идентификационной фонографической экспертизы предъявляет опре­деленные требования и к личности самого эксперта. Важнейшими из них являются отсутствие физиологических нарушений слуха и эмо­циональной неуравновешенности.

На территории бывшего Советского Союза (Россия, Грузия, Украи­на) исследования в области фоноскопии велись по пути обобщения накопленного опыта и создания автоматизированных мест для работы эксперта, что привело к разработке системы SIS Центра речевых тех­нологий в Санкт-Петербурге. Почти одновременно с ней в Москве раз­работана речевая автоматизированная система «Диалект», вобравшая в себя последние достижения в области идентификации по голосу и речи. Система включает в себя персональные ЭВМ на базе «Pentium-15 0», уст­ройство звуковоспроизведения, ввода, вывода речевого сигнала и про- граммно-математического обеспечения. С 1997 г. в дополненном виде «Диалект» с успехом используется в экспертной практике Государст­венного экспертно-криминалистического центра МВД Республики Бе­ларусь и Центра судебных экспертиз и криминалистики Министерства юстиции Республики Беларусь.

В практике экспертного исследования магнитных фонограмм выде­ляются два основных направления - инструментальное и лингвистиче­ское. Первое базируется на изучении количественных характеристик фонограмм, второе - качественных. Оба направления связаны межу собой и дополняют друг друга.

Инструментальное исследование предполагает привлечение к анализу фонограмм устной речи достижений точных наук и различного рода технических средств (ЭВМ, спектрографов, измерительной аппа­ратуры и т. д.). Их использование дает возможность выявлять, изме­рять, сравнивать и оценивать признаки, отражающие физические ха­рактеристика звуков, - частоту, время, интенсивность. Применение количественных методов позволяет сделать процесс изучения объек­тивным, наглядным, удобным для оценки результатов экспертизы в ходе судебного следствия. Инструментальное направление по сравне­нию с лингвистическим требует меньшего объема речевого материала и времени, затрачиваемого на экспертное исследование фонограмм.

Лингвистическое направление связано с анализом устной речи на слух. Идентификационными признаками здесь являются лингвистиче­ские особенности речи. Данные признаки имеют качественное отличие друг от друга. Поэтому важными задачами экспертизы являются выяв­ление совпадений и различий признаков, оценка частоты их встречае­мости. Решение этих задач осуществляется качественными методами. Это снижает наглядность исследования и усложняет оценку заключе­ния эксперта в ходе следствия. Однако для решения вопросов диагно­стического характера (определения профессии, места формирования устной речи, образования человека, чья речь зафиксирована на фоно­грамме и т. д.) лингвистический анализ незаменим. На современном этапе инструментальное исследование в том или ином объеме не обхо­дится без лингвистического анализа. Поэтому при производстве иден­тификационных исследований фонограмм устной речи наиболее опти­мальным вариантом является сочетание обоих направлений. Таким образом, методика исследования предполагает комплексное изучение фонограмм с применением методов и средств анализа как количест­венных (инструментальное направление), так и качественных (лин­гвистическое направление) признаков. Выводы же делаются на осно­вании результатов исследования в целом.

Криминалистическая идентификация заключается в выделении единичного объекта из совокупности ему подобных, т. е. в его индиви­дуализации. Индивидуальность устной речи обусловлена совокупно­стью ее свойств, формирование которых неразрывно связано с меха­низмом и закономерностями процесса речеобразования.

Применительно к судебной фоно- Объекты идентификационного скопической экспертизе задача

исследования идентификации сводится к уста-

фоноскопическои экспертизы ^ J

новлению тождества личности по

голосу и речи, зафиксированных на разных фонограммах. Идентифи­цируемым объектом является человек, отождествление которого дос­тигается с помощью данной экспертизы. Идентифицирующими объек­тами являются спорная и сравнительная фонограммы.

Спорная фонограмма отражает факты, существенные для рассле­дуемого дела (звукозапись речи человека на магнитной ленте или дру­гом носителе). Это вещественное доказательство может быть получено при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. Запись спорной фонограммы могла производиться в различ­ных акустических ситуациях с использованием средств различного класса. Она может быть выполнена через микрофон или телефонные каналы связи. Технический уровень спорной фонограммы часто крайне низок, что затрудняет процесс исследования.

Сравнительная фонограмма является образцом для сравнительного исследования и представляет собой звукозапись устной речи и голоса, бесспорно принадлежащих определенному лицу. Образцы могут быть свободными, условно свободными и экспериментальными.

Свободные образцы устной речи - фонограммы, полученные вне связи с назначением данной экспертизы. Устная речь на такой фоно­грамме свободная, тема может быть произвольной, эмоциональное со­стояние - привычное для говорящего.

Условно свободные образцы речи представляют собой преднаме­ренную запись голоса конкретного человека для использования ее с целью идентификации. В этом случае тема разговора, эмоциональное состояние собеседника определяются должностным лицом, произво­дившим отбор образцов. В качестве условно свободных образцов мо­жет быть использована фонограмма допроса, если допрашиваемый не знает, в каких целях будет использована звукозапись.

Экспериментальные образцы устной речи могут быть представлены в виде звукозаписи специально подобранного текста. Это могут быть отрывки из текста спорной фонограммы, повторение отдельных фраз, слов, звуков с различной интонацией, чтение незнакомого текста, циф­ровой счет. При этом лицо, чья речь записывается на фонограмму, ста­вится в известность о самом факте записи его речи и о предназначении полученной фонограммы.

Задачи фоноскопической эксперти- Вопросы, разрешаемые ^ зы не исчерпываются идентифика-

фоноскопическои экспертизой „ ^

циеи по голосу и речи. С ее помо­щью можно разрешить целый ряд других проблем.

Весь круг вопросов, разрешаемых данной экспертизой, можно раз­делить на две группы:

1) вопросы, связанные с фоноскопическим исследованием голоса и речи;

2) вопросы технического исследования фонограмм.

В обеих группах можно выделить вопросы идентификационного и диагностического характера.

К идентификационным могут быть отнесены следующие вопросы первой группы:

1. Имеется ли на представленной фонограмме звукозапись устной речи, если да, то пригодна ли она для идентификации личности?

2. Не зафиксирована ли на данных фонограммах устная речь граж­данина, образцы голоса и речи которого прилагаются?

3. Кто из граждан и в какой последовательности произносил репли­ки в разговоре, зафиксированном на данной фонограмме? (Образцы голоса и речи прилагаются).

Диагностические вопросы фоноскопического исследования голоса и речи могут быть сформулированы следующим образом:

1. Каков тип речи, зафиксированной на фонограмме, является она спонтанной или заранее подготовлена, является чтением письменного текста или воспроизведением заученного?

2. Каковы пол, возраст и другие личностные, психические, физиче­ские особенности человека, речь которого зафиксирована на данной фонограмме?

3. Каково дословное текстовое содержание речи на данной фоно­грамме?

4. Каково количество участников разговора, речь которых зафикси­рована на данной фонограмме?

С помощью исследования фонограмм можно идентифицировать кон­кретный экземпляр технического средства, использованного для звуко­записи или перезаписи фонограммы (для идентификации необходимо иметь аппаратуру, аналогичную той, на которой предположительно про­изводилась звукозапись), конкретные источники звука, зафиксирован­ные на фонограмме одновременно с записью голоса и речи (для иссле­дования необходимо представить сравнительные образцы записи звуков предполагаемых источников).

Идентификационные вопросы второй группы могут быть сформу­лированы следующим образом:

1. Не произведена ли запись (перезапись) фонограммы, изъятой у гражданина, на данном магнитофоне (видеомагнитофоне, видеокамере, диктофоне и т. д.)?

2. Не зафиксированы ли на представленной фонограмме звуки (вы­стрелов, работы мотора, торможения автомобиля), образцы звукозапи­си которых прилагаются?

3. Могла ли быть произведена звукозапись представленной фоно­граммы в данном месте?

Диагностические вопросы технического исследования фонограмм могут быть изложены в следующей редакции:

1. Каков тип аппаратуры, с помощью которой была произведена звукозапись данной фонограммы?

2. Каков источник звуков, зафиксированных на представленной фо­нограмме?

3. В какой акустической среде (в помещении, на открытой местно­сти ит. д.) производилась звукозапись, зафиксированная на представ­ленной фонограмме?

4. Является ли данная фонограмма результатом копирования, если да, то каковы обстоятельства перезаписи?

5. Является ли данная фонограмма результатом непрерывной звуко­записи?

6. Имеются ли на представленной фонограмме следы повреждения, изменения первоначальной звукозаписи, монтажа?

7. Какой номер телефона набирался в процессе звукозаписи пред­ставленной фонограммы?

8. Какими акустическими характеристиками обладает помещение (местность), в котором производилась звукозапись представленной фонограммы?

Указанный перечень не является исчерпывающим. Вместе с тем в целях экономии времени эксперта важно, чтобы в постановлении были четко определены границы звукозаписи, интересующей следствие. Ка­ждый из вопросов требует конкретизации по общей схеме, которую можно проследить на примере одного из идентификационных вопро­сов фонографического исследования голоса и речи. Так, вопрос № 2 следует конкретизировать в постановлении о назначении экспертизы следующим образом: «Не зафиксирована ли на магнитной фонограмме № 1, изъятой при обыске у гражданина А. (дорожка № 1, запись 1 на расстоянии 212 см от начала магнитной ленты, которая начинается словами «...» и заканчивается словами «...», на расстоянии 424 см от конца магнитной ленты), речь гражданина А., образцы голоса и речи которого прилагаются на магнитной фонограмме № 21».

Ясность поставленных вопросов, их лаконичность, правильное оп­ределение границ звукозаписи, которую необходимо исследовать, при­обретают еще большее значение, когда на экспертизу направляется не одна спорная фонограмма с образцами голоса и речи одного человека, а несколько спорных фонограмм. От того, как будет сформулирован вопрос в постановлении, во многом зависит успех решения задач фо- носкопической экспертизы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 2509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.