Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль эстетического воспитания в развитии личности




Красота – это не абстрактное понятие, она является могучей силой, которая облагораживающим, возвышающим и миротворящим образом воздействует на всё живое... «Красота даже в самом грубом человеке вызывает возвышенные и светлые эмоции. Приобщение к прекрасному поднимает человека в высшие сферы и приближает его к истине. (Н.К.Рерих)

С древних времен люди понимали значимость Красоты и радости для души человеческой и для мира. Древнегреческий философ Аристотель говорил об очистительной силе искусства, о катарсисе, о том, что красота облагораживает человека, вызывает в нем наиболее идеальные, сокровенные чувства, что она пробуждает в человеке религиозные и моральные импульсы и велит сердцу человеческому преобразиться.

Красота не только смягчает дух человека, но мы знаем, что, например, пение, музыка и живопись исцеляют человека не только психически, но и физически. Так, древнегреческий философ Пифагор (1У в. до н.э.) при помощи определенных музыкальных ритмов мог смирять самые неукротимые человеческие страсти и просветлять дух человека. Пифагор и его ученики знали мотивы, которые успокаивающе влияли на меланхолию и скорбь, на раздражение и ненависть, на боязнь и беспокойство, на вожделение и похоть. Это знание он использовал также в воспитании. Пифагор обращал особое внимание на то, чтобы отличать хорошую музыку от плохой. Отмечалось, что хорошая музыка может улучшить душу, а плохая – испортить.

Действительно, наряду с высоким искусством, несущим Свет и Красоту, извращенный человеческий разум порождает разрушительные формы так называемого искусства, которые вызывают проявление самых низких инстинктов человека, несут хаос и способствуют разрушению человеческого достоинства и стремления к красоте. В связи с этим, необходимым условием развития самого человека является формирование умения различать произведения истинного искусства, несущие гармонию и красоту, от произведений несущих хаос и разрушение. Такому различению можно научиться в процессе приобщения человека к красоте, к истинному искусству с самого раннего возраста. По этому поводу Е.И.Рерих писала: «Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука... Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение... Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы... Песня водопада, или реки, или океана будет лишь ревом. Ветер не принесет мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадут для уха не открытого».

То же можно сказать применительно к живописи, к любому из видов искусства. Для того, чтобы чувствовать, воспринимать и понимать Красоту искусства, Красоту природы, Красоту человеческих отношений мало просто иметь человеческие органы чувств, необходимо развивать способность видеть, слышать, чувствовать прекрасное, необходимо утончать наши органы чувств, развивать способность восприятия Красоты. Ведь красота и искусство только в том случае имеют воспитательное и развивающее значение, когда воспринимаются осознанно. Поэтому известное изречение «Красота спасет мир» уточняется Н.К.Рерихом. Он отмечал, что не сама по себе красота спасет мир, а осознание красоты спасет мир. В связи с этим, существенным моментом в нравственно-эстетическом воспитании личности ребенка является формирование и развитие умения не просто видеть, слышать, воспринимать красоту мира и искусства, но осознавать и анализировать те чувства и переживания, которые возникают в душе ребенка при приобщении (прикосновении) его к миру красоты, к миру искусства. В данном случае чувственное (эстетическое) освоение мира будет происходить осознанно.

Кроме того, наиболее глубокие чувства и переживания в душе ребенка вызывает сам процесс непосредственного творения Красоты. Поэтому наиболее действенное значение на развитие личности оказывает приобщение детей к художественному творчеству, которое выражается в различных сферах деятельности (художественное чтение, рисование, театральные постановки, изготовление поделок, проведение концертов, викторин, слайдкомпозиций и др.).

Способность воспринимать красоту и радоваться ей проявляется у ребенка с самого раннего возраста. И это не является случайным. Известно, что в детском возрасте у человека преобладает чувственно-эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. Именно такое восприятие является основанием эстетического чувства, которое в своем развитии способствует формированию духовно-эстетического сознания человека. Однако в процессе взросления человек часто утрачивает эту способность. Чувственно-эмоциональное, образное мышление постепенно притупляется и вытесняется словесно-знаковым, вербальным. В данном случае человек с трудом может воспринимать Красоту, а тем более понимать ее и осознавать.

Как и кто может изменить и направить сознание человечества на путь духовного продвижения, продвижения к Свету, Добру и Красоте? На этот вопрос отвечает Н.К.Рерих. «Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель не может поднять мировые дела выше идей и способностей поколения взрослых, с которыми он имеет дело, - писал Н.К.Рерих, - Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватель и государственные главы. Они, учителя, могут создавать новое воображение и освобождать скрытые силы человека». Именно учитель в процессе планомерного духовного воспитания может способствовать расширению сознания человека. Но не любой учитель, а лишь тот, который способен под воспитанием усмотреть «питание всем возвышенным и утонченным», как понимала его Е.И.Рерих. Тот учитель, который на практике способен проводить «питание духовной оси ребенка», как отмечает наш современник, основатель гуманной педагогики, Ш.Амонашвили.

Задачу учителя в этом направлении можно определить следующим образом: способствовать утончению и развитию чувственно-эмоциональной восприимчивости ребенком красоты природы, красоты искусства и красоты человеческих отношений, через погружение его сознания в мир Красоты. Воспитывать способность понимать и анализировать чувства и переживания, которые возникают в душе ребенка в момент прикосновения его к миру Красоты. И главное, в воспитательно-образовательном процессе перейти от вербального наполнения к духовно-эстетическому развитию. Самое большое, чему можно научить ученика – это самостоятельно учиться, познавать, самосовершенствоваться в духовном направлении, а также в процессе приобщения к прекрасному самому творить красоту.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 80; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.