Ознакомить студентов с философским подходом к основополагающим феноменам человеческого бытия. Человек есть существо многомерное и многогранное. Его жизнь определяется через такие основные феномены как: свобода, страдание, смерть, счастье, любовь, творчество, труд, игра.
2.Цель обучения. 2.1Учебно-целевые задачи:
Сформировать представление о невозможности однозначного определения понятия свободы ввиду множественности аспектов и параметров ее измерения.
Прояснить смысл феномена страдания.
Ознакомить студентов с проблемой смерти в философской танатологии.
Рассмотреть смысл жизни как философскую проблему.
Показать различные точки зрения на вопрос по проблеме счастья.
Отрефлексировать тему любви в философии.
3.Программа самостоятельной подготовки.
№
Уч. задания
Конкретизация заданий
Феноменология страдания.
Статус страдания - проблема страдания в историко-культурном контексте: причина страдания в брахманизме и буддизме. Тайна страдания в христианстве. Стоики о проблеме страдания. Аристотель о позитивном значении страдания. Страдание как «несчастное сознание» (Г. Гегель). Антагонизм страдания и удовольствия (И. Кант). К. Маркс о страдании и отчуждении. Страдание и сострадание в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Экзистенциальная трактовка страдания С. Кьеркегором и Ф. Достоевским. Формы страдания.
Метафизика смерти.
Платон и его определение философии «как приготовления к смерти». Парадоксальность смерти в философии Эпикура. Невозмутимость перед лицом смерти (Стоики). Причина и сущность смерти в христианстве. Гегелевская трактовка смерти. Смерть и ее «связь» с философией
(А. Шопенгауэр). Философия экзистенциализма (М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю о смерти). Проблема отношения к смерти как составная часть проблемы ментальности, социально-психологических установок способа восприятия мира: смерть как один их эпифеноменов ментальности. Онтология смерти. Антиномичность смерти – «гомогенность» и «гетерогенность» М. Хайдеггера. Гносеология смерти. Платон о смерти. Отсутствие понятий в человеческом языке для описания смерти (смерть как сверхверифицируемый объект, описываемый на языке жизни. Аксиологический аспект смерти - (нравственная противоречивость: смерть как благо и зло, разрушение смысла и придания смысла жизни).
Проблема смысла человеческого существования.
Трудности, возникающие при определении смысла жизни. Обывательское и философское понимание смысла жизни. Различия между понятиями «смысл жизни», «цель жизни», «осмысленность жизни». Три альтернативных способа осмысления человеческой жизни.
Счастье как категория морального сознания.
Связь категории счастья с категорией смысла жизни. Обывательское представление о счастье как о благополучии. Эвдемонизм Демокрита: счастье как эвтимия. Счастье как автаркия (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский). Аристотель: «добро – это путь к счастью и одновременно его составная часть». А. Шопенгауэр о факторах, влияющих на счастье человека. Культура восприятия и переживания счастья. Возможен ли «рецепт счастья»? (И. Кант).
Философия любви.
Любовь как способ человеческого существования. Э.Фромм о формах псевдолюбви. Пять элементов любви по Э. Фромму. Виды любви по Э. Фромму. Различия между понятиями «любовь» и «влюбленность» по
Э. Фромму. Шесть «цветов» любви: «агапе», «эрос», «людус», «прагме», «мания», «сторге». Тема любви в философии В.Соловьева, Н.Бердяева, Н.Розанова.
4.Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Прояснить статус страдания.
Второй этап
Сравнить определения смерти с точки зрения науки и философии.
Третий этап
Сформировать представление о вопросе «смысл жизни» как «сквозном» для антропологической проблематики.
Четвертый этап
Указать на различия между обывательским и философским пониманием счастья.
Пятый этап
Уяснить философский смысл любви.
5.Источники информации. 5.1Основная литература:
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление