Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Финансовый анализ деятельности предприятия




Процесс ФА

Основной целью ФА является поиск недооцененных рынком компаний. Основным методом проведения фундаментального анализа является метод сверху-вниз. Поэтому на первом этапе анализа инвестор должен определить и понять общее направление и движение рынка, оценить макроэкономическую ситуацию, привлекательность отраслей и динамику инвестиционной активности. Долгое время аналитики пытались найти так называемые опережающие индикаторы фондового рынка, то есть показатели, которые с большей или меньшей достоверностью могли сказать о перспективах развития рынка. Ученые пришли к выводу, что таких показателей нет. Более того, сам фондовый рынок является опережающим по отношению к основным экономическим показателям.

ФА базируется на следующих допущениях:

1. рынок обладает некоторой инерцией, а следовательно, благоприятные макроэкономические фундаментальные показатели свидетельствуют скорее о потенциале роста, чем наоборот

2. отдельные отрасли в зависимости от стадии развития могут находиться на этапе развития или старения, поэтому их инвестиционная привлекательность будет разной

3. благоприятный новостной фон влияет на психологию инвесторов и они склонны скорее покупать, чем продавать и наоборот.

На первом этапе ФА оценивается общая макроэкономическая ситуация.

На втором этапе аналитик ищет наиболее сильные отрасли роста. Для оценки отрасли используются следующие основные параметры:

1. стадия жизненного цикла отрасли:

· стадия эмбрионального развития – как правило, акции этих компаний не доступны для инвесторов, но иногда новый продукт может быть одним из множества товаров, которые производят диверсифицированные фирмы

· стадия роста – характеризуется постоянным опережением объема продаж и прибыли; рост цены на акцию не является достаточным основанием для отнесения всей компании или отрасли к стадии роста; необходимым условием является высокий или выше среднего темп роста компании за несколько лет

· стадия зрелости – продажи и доходность относительно стабильны даже в период рецессии; такие компании имеют значительные резервы на время кризиса

· стадия старения – увядающая отрасль – акции компании, связанные с производством устаревшей продукции или устаревшими технологиями.

Проранжировав отрасли по стадиям жизненного цикла, оценивается их инвестиционная привлекательность по показателям рентабельности капитала. Сделать инвестиционную привлекательность довольно сложно, но не обладая большим массивом финансовой информации, можно рассчитать индикаторы: чистую прибыль на единицу собственных средств и чистую прибыль на выручку от реализации. Эти показатели рассчитываются либо усредненными, либо на основе репрезентативной выборки.

Далее оценивается степень конъюнктурного риска инвестирования в данную отрасль. Для любой отрасли основным критичным параметром ее деятельности является состояние рынка готовой продукции и рынка ресурсов.

Состояние любого рынка можно оценить по уровню цен, по емкости рынка, по показателям эластичности спроса, а также по неценовым факторам, влияющим на спрос и предложение.

Конъюнктурные параметры отрасли оцениваются по следующим показателям:

1. темпы роста или снижения цены в среднем по отрасли

2. темпы развития основных компаний-лидеров отрасли

3. тепы роста или падения спроса на выпускаемую продукцию

4. неценовые факторы, влияющие на данную отрасль

Далее оценивается степень монополизации и характер конкуренции в отрасли.

Уровень монополизации можно рассчитать на основе классических инструментов теории микроэкономики и маркетинга: доля крупнейших 5-10 компаний в отрасли. Кроме того, необходимо оценить основные препятствия для вхождения в отрасль: высокий минимум необходимых затрат, наличие у лидера рынка неоспоримых конкурентных преимуществ, существование административных ограничений.

Как правило, высокая степень монополизации снижает инвестиционную привлекательность.

В результате анализа отраслей аналитика вычисляет отрасли-лидеры и отрасли-аутсайдеры. Иногда среди аутсайдеров можно найти недооцененные компании, особенно среди отраслей в стадии эмбрионального развития.

На третьем этапе проводится оценка компаний-эмитентов в выбранных отраслях.

Основная цель – определение перспектив развития той или иной компании и оценка ее инвестиционной привлекательности.

Основными показатели оценки компании являются:

1. P/E – цена дохода на акцию

2. EPS – доход на акцию

3. доходность или рентабельность активов и капитала

4. оборачиваемость активов

5. ликвидность

6. доля дебиторской и кредиторской задолженности

Кроме финансовых показателей необходимо обратить внимание на схему управления компанией, наличие аффилированных структур, факт вхождения в одну из финансово-промышленных групп и прочую информацию.

После проведения фундаментального анализа инвесторы формируют портфель цб, при этом, необходимо учитывать риск-коэффициенты, например коэффициент корреляции портфельных цб.

 

3. Показатели ФА: статистические, финансовые, рыночные. Рыночный анализ активов (α и β коэффициенты)

ФА опирается на объектно-ориентированный подход, который базируется на попытке определения количественных показателей будущего развития компании или базисных активов.

На основании прогноза этих компаний инвестор принимает решение о вложении капитала. ФА требует наличия определенной доступной информации. Все базисные показатели, используемые в ФА можно разделить на 3 группы:

1. прогнозирование рыночных показателей с помощью эконометрических и статистических методов

2. рыночный анализ активов - анализ критериев, по которым оценивается доходность и риск вложения в активы ФР, их поведение относительно друг друга, ликвидность и реакция на изменение рынка в целом

3. финансовый анализ основан на рассмотрении финансовых показателей и их сопоставление с рыночной оценкой этих активов. Это показатели работы эмитентов этих активов.

Показатели первой группы – абсолютны и не нуждаются в доработке.

Показатели 2 и 3 группы имеют нулевую ценность без их сравнения с группой схожих показателей.

К оценке любого вида инвестиций используется 2 основных критерия: доход и риск.

Понятие дохода по отношению к цб состоит из 2 моментов:

1. выплачиваемый доход

2. курсовой доход

Однако, помимо анализа абсолютного прироста цен, необходимо проводить сравнительный анализ доходности или роста цен на цб по отношению к динамике курсов других бумаг, отрасли или рынка в целом.

Это возможно сделать с помощью альфа-коэффициента. По своей сути он отражает прирост курсовой стоимости актива по сравнению с приростом значений выбранного для анализа рынка, то есть коэффициент характеризует не рыночный компонент курсового роста. Альфа-коэффициент показывает величину переоценки или недооценки актива рынком.

£=разница между действительной ожидаемой доходностью и равновесной ожидаемой доходностью.

Если £ положительна, то актив недооценен и темп роста выше, чем в среднем по рынку.

Если £ отрицательна, то актив переоценен рынком.

Доходность портфеля – это средне взвешенная величина доходности входящих в него активов, поэтому коэффициент альфа портфеля тоже является средневзвешенной величиной.

£p=∑£ii

Риск на РЦБ делится на 2 типа: системный и несистемный.

Системный риск – это минимальный уровень риска, который может быть достигнут при формировании рыночного портфеля. Он связан с экономическими, политическими проблемами. Несистематический риск зависит от особенности поведения конкретной цб и компании эмитента. Измеряется не систематический риск с помощью бета-коэффициента.

Бета-коэффициент представляет собой отношение изменения доходности данного актива по отношению к изменению доходности рынка в целом.

Если β=1, то акции данной компании имеют среднюю степень риска, сложившуюся на рынке в целом, то есть цен на эти акции совершают колебания.

Если β>1, то ценные бумаги данной компании более рискованы, не устойчивы, чем в среднем по рынку

Если β<1, то цб менее рискованы, цены стабильнее, чем в среднем на рынке

Если β<0, то направление движения цен по данной ЦБ не совпадает с динамикой рынка в целом.

Бета-портфели – это средневзвешенные значения величин бета-активов, входящих в портфель, где весами выступает их удельный вес.

 

βp=∑βii

Дополнительно к альфа и бета коэффициентам при рыночном анализе активов рассчитывают коэффициент детерминации r2.

Чем ближе r2 к 0, тем более независимым является поведении акции по отношению к рынку.

Еще одной мерой риска является риск ликвидности. Ликвидность в данном случае – это возможность в любой момент купить или продать достаточно большое количество бумаг без существенных потерь в цене. Чем ближе цены покупки и продажи, тем выше ликвидность. При их совпадении ликвидность абсолютная.

На ликвидность влияет объем рынка, брокерские комиссионные, а также издержки, связанные с временным лагом между принятием решения о сделки и ее исполнением, в течение которого цена может существенно измениться.

Общепризнанного коэффициента ликвидности не существует, но часто используются отношение дневного объема сделок к дневному объему эмиссии, соотношение цен покупки и продажи, соотношение объемов спроса и предложения.

 

 

1. Оценка деятельности компании-эмитента:

· показатели оценки стоимости компании

· показатели рентабельности деятельности компаний

· показатели ликвидности, платежеспособности

· показатели темпов роста

· показатели финансовой устойчивости м финансовой независимости компании.

2. Анализ финансовой отчетности компании: ББ, ОПУ, ОДДС

 

1.1. С помощью показателей оценки стоимости определяют, является ли стоимость оценки компании высокой или низкой в ее абсолютном выражении. Основными показателями стоимости компании являются цена акции на доход на акцию: P/E – данный показатель выражается в виде числа лет и часто называется мультипликатором компании. Он отражает количество лет, которое потребуется компании, чтобы при действительном положении дел заработать сумму равную ее рыночной стоимости. Динамически уменьшающийся показатель свидетельствует о быстром росте компании. Соответственно инвесторы будут стремиться приобретать акции компании с меньшим значением показателя P/E.

Отношение цены акции к балансовой стоимости активов на акцию. Если данный показатель меньше, чем соответствующий усредненный показатель по области, то это также является признаком недооценки.

Отношение цены акции к объему продаж на одну акцию обычно используется при анализе компании, которые не имеют прибыли и не выплачивают дивиденды. Для таких компаний высокие объемы продаж и темпы роста указывают на оптимистические ожидания инвесторов в отношении к будущей прибыли.

Доход на акцию – EPS – рассчитывается как прибыль компании за период в расчете на одну акцию, находящуюся в обращении. Большее значение данного показателя привлекательно для инвесторов.

Важным при анализе компании является показатель денежного потока.

В инвестиционном анализе денежный поток оценивается как сумма чистой прибыли после уплаты налогов, отчислений в амортизационный, резервный и другие фонды.

Аналогично показателю EPS можно рассчитать денежный поток на акцию CFPS. Потенциальному инвестору следует определить во сколько ему обойдется каждый рубль чистого денежного потока.

Иногда вместо Р/Е рассчитывают показатель P/CF (цена на денежный поток). Такой подход оправдан для компании, оперирующей большими денежными потоками.

2. В условиях рыночных отношений важным является анализ показателей рентабельности, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) производства. Показатели рентабельности являются относительными показателями результатов и эффективности деятельности компании. Они характеризуют относительную доходность компании, измеряемую в % к активу, капиталу и т.п. и оцениваемые с различных позиций.

Различают следующие показатели рентабельности:

· P/CF=чистая прибыль/объем продаж(выручка)

Чем выше этот показатель, тем более привлекательна данная компания.

· Рентабельность собственного капитала =(ROЕ)= (чистая прибыль/собственный капитал) * 100%

Он позволяет определить эффективность использования капитала, инвестированного собственниками компании. Обычно его сравнивают с возможными альтернативными вложениями средств. Рентабельность собственного капитала показывает, сколько единиц чистой прибыли заработала каждая единица, вложенная собственниками компаниями.

Высокие значения этого коэффициента могут указывать на наличие уникальной запатентованной продукции, быстрорастущие рынки, эффективную работу менеджеров компании, либо то, что данный вид бизнеса характеризуется высокими входными барьерами.

С другой стороны, низкое значение коэффициента может говорить о существующих перспективах роста, а следовательно о возможном повышении рыночной стоимости акции.

· Рентабельность активов = чистая прибыль/активы предприятия*100%

Данный показатель позволяет определить эффективность основной деятельности компании, например контроль за издержками и качеством продукции, а также стратегию маркетинга.

· Коэффициент рентабельности оборотных средств (RCA) = чистая прибыль/текущие активы*100%

Он демонстрирует возможности компании в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании. Чем выше значение коэффициента, тем более эффективно используются оборотные средства.

Значение данного коэффициента зависит от отраслей (длительность производственного цикла и объем затрат).

Коэффициенты рентабельности внеоборотных активов = чистая прибыль/долгосрочные активы*100% - показывает способность компании обеспечивать достаточный объем прибыли по отношению к основным средствам компании. Чем выше значение данного коэффициента, тем более эффективно используются основные средства, а также тем быстрее окупятся новые инвестиции в уставной капитал.

Коэффициент рентабельности инвестиций = чистая прибыль/(собственный капитал + долгосрочные обязательства)*100% - показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для получения одной денежной единицы прибыли. Этот показатель является важным индикатором конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности компании.

1.3. Важными критериями оценки компании являются платежеспособность и ликвидность.

Платежеспособность – наличие у компании денежных средств и их эквивалентов, достаточных для расчета по кредиторской задолженности, требующие немедленного погашения при бесперебойном осуществлении деятельности.

Ликвидность – наличие у компании оборотных средств в размере, теоретически достаточном для погашения краткосрочных обязательств.

На практике обычно руководствуются одной из двух концепций ликвидности:

1. краткосрочная ликвидность и способность компаний погасить краткосрочные обязательства (близко к платежеспособности)

2. готовность и скорость, с которыми текущие активы могут быть превращены в денежные средства. При этом учитывается степень обесценения текущих активов в результате их быстрой реализации.

Для оценки ликвидности компании проводится анализ ликвидности и ее баланса, которая определяется как степень покрытия обязательств компании, её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

Для определения ликвидности баланса все активы и обязательства делятся на группы.

Активы делятся на 4 группы в зависимости от скорости превращения их в деньги:

1. А1 - наиболее ликвидные активы, включающие денежные средства и краткосрочные финансовые вложения. В балансе это строчки 250+260.

2. А2 – быстро реализуемые активы включают дебиторскую задолженность и прочие активы. А2=230+240+270

3. А3 – медленно реализуемые активы – запасы и долгосрочные финансовые вложения. А3=210+220+140

4. А4 – трудно реализуемые активы – внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений. А4=190-140

Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:

1. П1 – наиболее срочные обязательства – кредиторская задолженность, прочие пассивы, а также ссуды не погашенные в срок. П1=620

2. П2 – краткосрочные пассивы – краткосрочные кредиты и заемные средства. П2=610+660

3. П3 – долгосрочные пассивы – долгосрочные кредиты и заемные средства. П3=590

4. П4 – постоянные пассивы – собственный капитал, находящийся в постоянной распоряжении компании. П4=490+630+640+650

Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеет место система соотношений:

А1>П1

А2>П2

А3>П3

А4<П4

В случае, когда одно или несколько неравенств имеют противоположный знак, то ликвидность баланса в большей или меньшей степень отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой, хотя эта компенсация имеет место только в стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могу заместить более ликвидные.

Для анализа ликвидности баланса используется следующая таблица:

Актив Н.г. К.г. Пассив Н.г. К.г. Излишек
Н.г. К.г.
А1           Ан.г.- Пн.г. Ак.г.к.г.
А2              
А3              
А4              

 

Более детальным и показательным является анализ ликвидности при помощи финансовых коэффициентов.

Коэффициент абсолютной ликвидности или коэффициент ликвидности 1ого класса - данный коэффициент показывает, какая доля долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде высоколиквидных активов компании. Показатель позволяет определить имеются ли у компании ресурсы, способные удовлетворить требования кредиторов в критической ситуации. Рекомендуемое значение: 0,2-0,7. Для стратегических инвесторов абсолютная ликвидность менее значима, чем для краткосрочных вложений.

Коэффициент срочной ликвидности или коэффициент ликвидности 2го класса, или коэффициент быстрой ликвидности (лакмусовая бумажка):

L2=(a1+a2)/(p1+p2)

Показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть немедленно погашена за счет средств на счетах, в краткосрочных цб и поступлений по расчетам. Хорошим значением показателя является значение больше 1. Допустимое значение – 0,7-0,8

При снижении коэффициента срочной ликвидности предприятие может столкнуться с временным дефицитом ликвидных средств, однако, эта проблема может быть решена, если компания имеет открытые кредитные линии в банках, либо высокий рейтинг, позволяющий ей выгодно продать собственные облигации на финансовом рынке.

Коэффициент текущей ликвидности или коэффициент ликвидности 3го класса, или коэффициент покрытия:

L3=(a1+a2+a3)/(p1+p2)

Показывает, какую часть текущих обязательств можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Некоторые аналитики при расчете данного коэффициента исключают из расчета все неликвидные активы. Оптимальное значение данного показателя от 1 до 2-3. Нижняя граница показателя обусловлена тем, что оборотных средств должно быть как минимум достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. В то же время превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более, чем в три раза является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре активов.

Коэффициент маневренности функционирующего капитала = a3/((a1+a2+a3)-(p1+p2)) – показывает какая часть функционирующего капитала обездвиженных производственных запасов и просроченной дебиторской задолженности. Уменьшение данного показателя в динамике является положительным фактором.

Чистый оборотный капитал = (a1+a2+a3)-(p1+p2)

ЧОК необходим для поддержания финансовой устойчивости компании, поскольку превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами означает, что компания не только может погасить свои обязательства, но и имеет резервы для расширения деятельности. Оптимальная сумма ЧОК зависит от особенностей деятельности компании в частности от масштабов, объема реализации, скорости оборачиваемости материальных запасов и дебиторской задолженности. Недостаток оборотного капитала свидетельствует не о способности компании своевременно погасить краткосрочные обязательства.

Значительное превышение чистого оборотного капитала над оптимальной потребностью свидетельствует о нерациональном использовании ресурсов компании. Важное значение имеет рассмотрение темпов роста оборотного капитала на фоне темпов инфляции.

Оптимальное значение ЧОК больше 0.

Существует общий показатель ликвидности:

L0 = (a1+0,5a2+0,3a3)/(п1+0,5п2+0,3п3)

ОПЛ характеризует способность компании осуществлять расчеты как по ближайшим, так и по отдаленным обязательствам, однако, этот коэффициент не дает реального представления о возможностях компании погашать краткосрочные обязательства.

Недостатком всех показателей ликвидности является то, что они рассчитываются на отчетную дату, поэтому являются статическими. Поэтому анализ статических коэффициентов часто дополняют анализом динамических коэффициентов, характеризующих деятельность компании за определенный период, например, отношение выручки от реализации за определенный период к средним текущим пассивам за тот же период. Числитель данного показателя представляет собой поток денежных средств за период, а не на дату отчета, что значительно сглаживает статичность коэффициентов ликвидности. На практике косвенными индикаторами наличия у компании проблем с ликвидностью могут быть задержки в выплате заработной платы сотрудникам, в выплатах дивидендов акционерам, задержки по платежам кредиторам.

 

1.4. Оценка стоимости компании наиболее тесно связана с показателями роста. Важнейшими показателями роста компании являются размер дохода, дивиденд на акцию и объем реализации продукта.

Важность объема продаж обусловлена тем, что без его постоянного прироста вряд ли можно ожидать постоянного увеличения прибыли и денежного потока, без которых компания не может обеспечить рост дивидендов, выплачиваемых акционерам, поэтому важно определить происходит ли рост объема продаж и прибыли нарастающим темпом. Значения показателей сравнивают со среднеотраслевыми значениями. Как правило, акции компании с большим темпом роста стоят относительно дороже, чем акции компании с меньшим темпом.

Если у компании очень высокий темп роста, который по всей вероятности не может сохраниться в будущем, необходимо проанализировать прошлые квартальные балансы и финансовые отчеты, чтобы убедиться, что столь высокий темп роста не исчисляется к очень низкому начальному или обусловленному депрессией уровню базового года.

Если прибыль компании растет быстрее, чем объем продаж, то норма прибыли тоже возрастает (чистая прибыль/выручка от реализации).

Увеличение нормы прибыли является важным признаком того, что во главе компании находится компетентное руководство и компания способна влиять на цену и на издержки.

В самом общем случае компания может обеспечить более, чем среднюю или возрастающую норму прибыли только в том случае, если она обладает уникальной технологией, контролирует большую долю рынка сбыта и снижает издержки быстрее, чем конкуренты. Указанные преимущества позволяют компании достичь устойчивого долгосрочного роста, сопровождающего увеличением цены акции.

Темп роста дивидендов является важным показателем для инвестором, ориентирующихся на получение стабильного дохода. Если целью инвестирования является получение дивиденда, необходимо, чтобы темп роста дивиденда был равным или большим ожидаемого темпа инфляции.

Компания со скромной дивидендной доходностью внастоящим, но с высоким темпом роста дивиденда может оказаться хорошим источником дохода в будущем. Полезно так же сравнивать темп роста прибыли с темпом роста дивидендов. Темп роста дивидендов может поддерживаться в будущем только в том случае, если темп роста прибыли равен или превосходит темп роста дивидендов.

Анализируется также доля нераспределенной прибыли, которая отражает, какая часть прибыли остается в компании после выплаты дивидендов акционерам. Нераспределенная прибыль может быть направлена на дальнейшее развитие компании, поэтому данный показатель является хорошим индикатором роста дохода в будущем. Соответственно, можно рассчитать темп роста прибыли компании. Для этого темп роста прибыли умножается на коэффициент рентабельности капитала.

1.5. Финансовая устойчивость – это критерий надежности компании, который характеризуется прежде всего структурой капитала и соотношением и заемных средств компании, поэтому одной из важнейших характеристик финансовой устойчивости компании является независимость компании от внешних источников финансирования. Для анализа финансовой устойчивости рассчитывают:

· коэффициент соотношения заемных и собственных средств = заемные средства (590 и 690)/собственные средства (490). Показывает, сколько заемных средств привлекла компания на 1 рубль вложенных в активы собственных средств. Рекомендуемое значение меньше, либо равно 1. Чем выше значение коэффициента, тем сильнее зависимость компании от внешних источников заимствования и ниже устойчивость компании.

Следует учитывать характер деятельности компании и скорость оборота оборотных средств. Иногда быстрая оборачиваемость позволяет допустить значения данного коэффициента больше 1.

· коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования = собственный капитал (490) – внеоборотные активы (190) / оборотные активы (290)

Показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственных источников. Рекомендуемое значение: 0,6-0,8

· коэффициент автономии = собственные средства (490) / итог по балансу (700)

Показывает долю собственных средств в общем объеме

Чем выше эта доля, тем выше финансовая независимость компании. Финансовое состояние компании считается устойчивым, если коэффициент автономии больше, либо равен 0,5.

Коэффициент автономии отличается по отраслям и зависит от фондоёмкости компании.

· коэффициент финансирования = собственные средства/заемные средства (590 и 690). Показывает, какая часть деятельности финансируется за счет собственных средств, а какая за счет заемных. Должен быть больше, либо равен 1.

· коэффициент финансовой устойчивости = собственные средства (490) и долгосрочные обязательства (590)/итог баланса (700). Показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников. Оптимальное значение показателя 0,8-0,9. Тревожное – ниже 0,75.

· коэффициент финансового рычага = отношение долгосрочных обязательств (590) к собственному капиталу.отражает степень финансовой зависимости компании. Чем больше доля долгосрочных заемных средств в структуре капитала компании, тем большим риском для финансовой устойчивости чреват такой рычаг. Считается значительным показателем значение больше 30%.

 

2. Важным в анализе деятельности предприятия является анализ его финансовой отчетности. Основными финансовыми отчетами являются балансовый отчет или отчет о финансовой позиции, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и отчет о движении капитала.

При анализе баланса преследуются две основные цели:

1. получение информации о способности компании зарабатывать прибыль.

2. получение информации об имущественном и финансовом состоянии компании, то есть об обеспеченности компании источниками для получения прибыли

Анализ бухгалтерского баланса проводится с помощью совокупности методов и рабочих приемов, которые позволяют структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.

1. чтение баланса – начальный этап анализа, знакомство с компанией. Чтение баланса начинается с исследования изменения валюты баланса за анализируемый период, одновременно изучаются абсолютные показатели состава имущества, размера финансового положения, источников формирования собственного капитала, размера прибыли и др.

2. горизонтальный или временной анализ – это сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

3. вертикальный или структурный анализ проводится с цель выявления структуры, удельного веса отдельных статей баланса или их групп

Горизонтальный и вертикальный анализы дополняют друг друга, и на их основе строится сравнительным аналитический баланс путем агрегирования некоторых однородных по составу элементов балансовых статей.

4. трендовый или динамический анализ основан на сравнении каждой позиции отчетности за ряд лет и определении тренда, то есть определяется основная динамика показателей без учета случайного влияния и особенностей отдельного периода. С помощью тренда проводится перспективный прогнозный анализ

5. расчет финансовых или аналпитических коэффициентов

Сравнительный аналитический баланс охватывает важные показатели деятельности компании, характеризует статику и динамику финансового состояния компании и сводит воедино и систематизирует расчеты, которые обычно осуществляет аналитик при ознакомлении с балансом.

 

Схема построения сравнительного аналитического баланса:

Наименование статьи баланса Абсолютные величины Относительные величины Изменения
На н.г. На к.г. На н.г. На к.г. В абсол. величинах В стр-ре В % к величине на н.г. В % к итогу баланса
Актив А1 А2 А3 ...   А0 А1 А0/Б0*100% А1/Б1*100% ▲А=А1-А0 №5-№4 ▲А/А0*100% ▲А/▲Б*100%
Итого А Б0 Б1 100% 100% ▲Б=Б1-Б0   ▲Б/Б0*100%  
Пассив П1 П2 П3 ... П0 П1 П0/Б0*100% П1/Б1*100% ▲П=П1-П0 №5-№4 ▲П/П0*100% ▲П/▲Б*100%
Итого П Б0 Б1 100% 100% ▲Б=Б1-Б0   ▲Б/Б0*100%  

Относительно величины смотрим структуру баланса.

Наличие в составе А нематериальных активов (110) косвенно характеризует стратегию компании, как инновационную, так как она вкладывает средства в патенты, технологию и др.

Удельный вес ОС может изменяться вследствие воздействия внешних факторов (порядок учета), поэтому следует обращать внимание на абсолютные показатели за отчетный период.

При анализе статей незавершенного строительства, оно не участвует в производственном обороте, поэтому увеличение ее доли при определенных показателях может негативно сказаться на результате финансово-хозяйственной деятельности.

Наличие долгосрочных финансовых вложений указывает на инвестиционную направленность вложений и требует дополнительного анализа их эффективности.

Оборотные активы: увеличение их доли может свидетельствовать о формировании более мобильной структуры активов, о сворачивании производственной базы, отвлечении части текущих активов на кредитование потребителей, что свидетельствует о фактической иммобилизации части оборотных средств из производственного процесса.

При изучении структуры запасов выявляют тенденции изменения таких элементов, как сырье и материалы (211), готовую продукцию (214, 213, 215). Повышение удельного веса запасов может свидетельствовать о наращивании производственного потенциала компании, о стремлении за счет вложений в производственные запасы защитить денежные средства от инфляции, либо о нерациональной хозяйственной стратегии, когда значительная часть активов мобилизована в запасах.

Не желательно, чтобы сумма дебиторской задолженности возрастала быстрее, чем валовой доход компании. Ее рост говорит о том, что компания фактически делится частью своих доходов.

Увеличение денежных средств и краткосрочных финансовых вложений можно рассматривать, как положительный фактор, но иногда он может свидетельствовать о консервативной политике руководства.

Увеличение доли собственных средств за счет любого из источников способствует усилению финансовой устойчивости компании. При этом, наличие нераспределенной прибыли может рассматриваться, как источник пополнения оборотных средств и снижения уровня кредитной задолженности

Увеличение доли заемных средств может свидетельствовать об усилении финансовой неустойчивости.

В общих чертах признаками «хорошего баланса» являются:

1. увеличение валюты баланса

2. темпы прироста оборотных активов должны быть выше внеоборотных

3. собственный капитал превышает заемный и темпы его роста выше, чем у заемного

4. темпы прироста дебиторской и кредиторской задолженности должны быть приблизительно одинаковыми

5. доля собственных средств в оборотных активах – более 10%

6. отсутствует статья «непокрытый убыток»

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-13; Просмотров: 905; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.