КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коммуникативные качества речи
Модуль 4 Тест рубежного контроля 1. На месте пропуска произносится согласный звук в словах а) дерма[...]тиновый б) ко[...]статировать в) инци[...]дент 2. Орфоэпическая ошибка допущена в слове а) [тэ]стирование б) ши[нэ]ль в) коне[чн]о 3. Ударение неправильно поставлено в слове а) сли́вовый б) за́видно в) опто́вый 4. Неправильно указано лексическое значение слова а) Атташе — дипломатический работник б) Аскет — человек, отказывающийся от жизненных благ в) Гейзер — водоем 5. Правильно указано лексическое значение слова а) Идиома — устойчивое, неразложимое словосочетание б) Каземат — игорный дом в) Мизантроп — человеконенавистник 6. Слово употреблено в несвойственном ему значении в предложении а) Четыре кандидата баллотируются в президенты. б) Циолковский стоял у источников ракетостроения. в) Рассказывая о спектакле, режиссер сделал небольшую экскурсию в историю театра. 7. Вместо слова обосновать следует употребить основать в предложении а) Он повторил свои доводы, стараясь обосновать их теоретически. б) Ломоносов показал происхождение полярных сияний и обосновал свои взгляды на их электрическую природу. в) Деловые отношения должны быть обоснованы на расчете, знании и интересах дела. 8. Грамматическая ошибка допущена в словосочетании а) трое девушек б) оба дома в) красивый кашпо 9. Не содержит грамматической ошибки предложение а) Международные договоры утверждаются парламентами. б) Над болотом кружила пара цаплей. в) Около семьсот тридцати претендентов приняли участие в конкурсе. 10. Ошибки, связанные с нарушением синтаксических норм, допущены в предложении а) Придя пораньше, у вас будет большой выбор товаров.
б) Несколько часов прошли как одна минута. в) «Охота и рыболовство» опубликовал информацию об открытии охотничьего сезона.
Литература 1. Введенская Л.А. Словарь ударений для дикторов радио и телевидения. М., Ростов-на-Дону, 2005. 2. Введенская Л.А., Колесников Н.П. Учебный словарь паронимов русского языка. Ростов-на-Дону, 2005. 3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. 11-е изд. Ростов-на-Дону, 2010. 4. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. СПб., 2000. 5. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М., 2008. 6. Культура русской речи: Учебник для вузов. М., 2006. 7. Культура русской речи: Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003. 8. Розенталь Д.Э. Русский язык. Справочник-практикум: Управление в русском языке. Практическая стилистика. М., 2005. Комплексная цель Знакомство с основными коммуникативными качествами речи. Отработка навыков и умений организации языковых средств, способствующих эффективности общения.
Темы модуля 2: Точность речи. Понятность речи. Чистота речи. Богатство речи. Выразительность речи. Задание 1. Подберите определения к данным словам. О б р а з е ц: аппарат – правительственный, государственный, президентский, парламентский, репрессивный, бюрократический, центральный. Администрация, власть, государство, конфликт, кризис, лидер, структура, элита. Задание 2. Подберите существительные к данным прилагательным. О б р а з е ц: демократический – государство, общество, интеллигенция, преобразования, порядок, ценности, власть, институты, политики, силы, фракции, выборы, пресса, печать. Властный, высокопоставленный, деловой, общественный, оппозиционный, официальный, политический, социальный, федеральный, экономический. Задание 3. Составьте с данными словами словосочетания (существительное +существительное).
О б р а з е ц: администрация – президента, города, области, района, завода, вуза. Дефицит, команда, либерализация, менеджер, механизм, программа, политика, руководитель, свобода, служба, субъект. Задание 4. Замените выделенные курсивом слова близкими по смыслу. Главная задача, видный деятель, огромные успехи. С л о в а: важный, большой, первоочередной, первостепенный, известный, колоссальный, выдающийся, громадный, актуальный, основной, насущный, значительный, замечательный. Задание 5. Составьте предложения со следующими синонимами. 1. Показать, описать, изображать, обрисовать, представлять, охарактеризовать, нарисовать, создать образ. 2. Критиковать, осуждать, порицать, обличать, бичевать, клеймить, пригвождать к позорному столбу. Задание 6. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное. 1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву. 2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики. 3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным). Задание 7. Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках. 1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея). 2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек). 3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие). Задание 8. Подберите к следующим словам пары с противоположным значением. Смелость, родина, благородство, зависимость; подлинный, заурядный, активный; отставать, одобрять, освобождать, ослабевать; естественный, духовный, деятельный, динамичный; доброта, уныние, черствость, нежность. Задание 9. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях: а) обычная ситуация; обычный день; обычные заботы; обычная внешность; б) интересный фильм; интересная внешность; интересный писатель; интересный сюжет; интересная трактовка; в) свежий хлеб; свежие огурцы; свежее белье; свежий вечер; свежий снег; свежий вид; свежий взгляд. Задание 10. Подберите русские синонимы (слова или словосочетания) к словам иноязычного происхождения:
а) респондент, инвестор, прерогатива, квота, аудитор, альянс, паблисити, эксклюзивный, апеллировать, секвестр; 6 ) мораторий, менталитет, адекватный, идентичный, антагонизм, инфантильный, индифферентный; в) амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт. Задание 11. Используя толковые словари, определите значения следующих слов, их смысловые и стилистические особенности. Составьте с ними предложения. Группа, группировка, клика, банда; помощник, пособник, соучастник, партнер; договор, пакт, сделка, конвенция, соглашение; доход, рента, дивиденд, прибыль. Задание 12. Составьте словосочетания со словами рынок, базар; годичный, годовой, используя слова для справки. Чем обусловлена возможность/невозможность сочетания этих слов с некоторыми из приведенных слов? С л о в а д л я с п р а в к и: городской, центральный, крытый, елочный, книжный, мировой, внешний, овощной, птичий; цикл, отпуск, собрание, доход, оценки, запас. Задание 13. К каждому слову первой группы подберите соответствующее одно или несколько слов из второй группы и запишите образованные словосочетания. 1. Армада, легион, когорта, плеяда, толпа, сборище, стая, стадо, табун, куча, масса, уйма, множество, скопище, мириады. 2. Корабли, самолеты, танки, цифры, информация, мотоциклы, революционеры, факты, друзья, книги, экстремисты, бумаги, документы, гуси, лошади, коровы, звезды, лжецы, мореплаватели. Задание 14. Распределите следующие слова на группы с положительной и отрицательной эмоциональной окраской. Похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, расправляться, ограбление, единомышленник, связаться, сборище, нашествие, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество. Задание 15. Составьте словосочетаниясо следующими паронимами. Гражданство – гражданственность, квалифицированный – квалификационный, дискриминация – дискредитация, удачный — удачливый, понятный — понятливый, соседский — соседний, хозяйский — хозяйственный, обидный — обидчивый, демонстративный – демонстрационный.
Задание 16. Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары. Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник. Задание 17. Составьте предложения со следующими омонимами. Среда1 (день недели) и среда2 (окружающая обстановка, общество); повод1 (предлог, причина) и повод2 (ремень); свет1 (лучистая энергия, испускаемая каким-либо телом) и свет2 (земной шар, Земля со всем существующим на ней); акция1 (ценная бумага) и акция2 (действие, направленное на достижение какой-либо цели); боны1 (кредитные документы) и боны2 (плавучие ограждения); бумагодержатель1 (владелец ценных бумаг) и бумагодержатель2 (приспособление для бумаги); гриф1 (птица), гриф2 (длинная пластинка из дерева у струнных инструментов) и гриф3 (клеймо, штемпель); некогда1 (нет времени) и некогда2 (когда-то); несколько1 (некоторое количество) и несколько2 (немного, в некоторой степени). Задание 18. Объясните значение следующих паронимов. Составьте с ними предложения. Абонемент — абонент; адресат — адресант; бережно — бережливо; статут — статус; экономный — экономичный. Задание 19. Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное. 1. Никогда не забудет наш народ (геройские — героические) дни Ленинградской блокады. 2. Сюжетом повести стала (драматичная — драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя. 3. Регистрация (командированных - командировочных) производится в вестибюле. 4. В кузове грузовика могут (поместиться — разместиться) четыре «Москвича». 5. Чтобы добиться успеха, надо (принять — предпринять) (эффективные — эффектные) меры. Задание 20. Определите, какие ошибки допущены в предложениях. Отредактируйте предложения. 1. На вокзале висит объявление: «Касса для командировочных на втором этаже». 2. Господа командировочные, получите командировочные удостоверения. 3. Студенты первого курса для вселения в общежитие должны предоставить справки. 4. Председатель собрания представил слово докладчику. 5. Авторы предоставили издательству рукопись книги. 6. Крысы и мыши на складах, в овощехранилищах много продукции уничтожают. 7. Станция может с большим эффектом снабжать энергией завод. 8. Можно начинать собрание: форум уже есть. 9. Мне некогда заниматься с младшим братом. Я сегодня очень занятый. 10. За нетактическое поведение пассажиру сделали замечание. 11. Автор статьи пишет еще об одном требовании Л.Н. Толстого к языку, о требовании простоты и ясности, понятливости. Задание 21. Раскройте скобки, выбирая подходящее слово. Обоснуйте свой выбор. За справками обращайтесь к словарям. 1. (Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 2. Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений. 3. Такая (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказалась преждевременной. 4. От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице. 5. Некоторые наши фильмы получили (большую признательность, большое признание) за рубежом. 6. Ниже своих возможностей (сработали; работали) в декабре строители. 7. С (большой раздражительностью, большим раздражением) встретил критику в свой адрес этот человек. 8. В конце книги был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы. 9. (Решимость решительность) его поступка удивила всех. 10. На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались. 11. Он (сыскал, снискал) к себе уважение и добрую славу как новатор, как человек творческой мысли. Задание 22. Из поставленных в скобки слов выберите нужный вариант. С помощью толкового словаря русского языка и словаря иностранных слов установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами. 1. Достижение этой гуманной цели (не лимитируется, не ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств. 2. Отмеченные признаки (разнородны, гетерогенны). 3. (Профилактическое, предупреждающее) влияние новых лекарственных средств еще более разительно. 4. Сорта новых культур более (константны, устойчивы), т. е. они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества. 5. В изображении характера должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен (гипостазировать, сделать самодовлеющей) (писатель, автор), исходя из своей собственной (концепции, представления) о (персонажах, героях, образах). Задание 23. Составьте предложения с опорой на следующие пары словосочетаний, используя предлоги благодаря, из-за, по причине, в связи, вследствие. Срыв поставок — расторжение договора; непредвиденные обстоятельства — задержка отправки товара; эффективная работа отдела рекламы — повышение спроса на выпускаемую продукцию; плохой урожай — повышение цен на зерно; внедрение новой технологии — повышение качества продукции; потеря рабочего времени — низкая производительность труда; ремонт оборудования — остановка цеха. Задание 24. Прочитайте приведенные ниже термины. Разбейте их на три группы: 1) термины, которые вы можете объяснить; 2) термины, значение которых вы знаете приблизительно; 3) термины, которые вам незнакомы. Проверьте значение слов по толковому словарю. Аккредитив, акционер, акция, аренда, аукцион, аукционист, банк, бартер, безработица, брокер, валюта, гиперинфляция, девальвация, демпинг, дивиденд, дилер, евровалюта, заем, залог, импорт, инвестиция, инвестор, инфляция, картель, клиринг, конвертируемость, конкуренция, корпорация, кредит, лизинг, лицензия, лот, маклер, маркетинг, менеджер, оферта, патент, резидент, стагнация, фирма, штраф, экспорт, эргономика. Задание 25. Определите, какие из приведенных словосочетаний закрепились в языке, а какие противоречат языковой норме. Народная демократия, патриот своей родины, экспонаты выставки, букинистическая книга, свободная вакансия, прейскурант цен, народный фольклор, автобиография жизни, габаритные размеры, реальная действительность, период времени, огромная махина, взаимно друг к другу, памятный сувенир, частная собственность. Задание 26. Сделайте стилистическую правку предложений, устраняя однокоренные слова. 1. Рабочие успешно выполнили заданное задание. 2. Не без труда удалось решить эти сложные и трудные проблемы. 3. К недостаткам пособия можно отнести недостаточное количество иллюстративного материала. 4. Следует отметить следующие недостатки в работе. 5. Товарные биржи были сформированы в форме акционерных обществ. 6. Судя по тем находкам, которые они нашли, уже есть веские доказательства в пользу этой гипотезы. Задание 27. Определите характер ошибок в данных предложениях, исправьте их. 1. Выборы губернатора области назначены на июнь месяц. 2. Это произошло в то время, когда я был совершенно занят. 3. Игра «Бизнес» продается по цене 250 рублей. 4. Сейчас мы заняты процессом строительства новых сооружений. 5. В городе Ростове-на-Дону прошли выборы мэра города. 6. Коллектив преподавателей разрабатывает свои учебные планы. 7. Когда охотник поднял глаза вверх, он увидел перед собой медведя. Задание 28. Определите, какие понятия передаются с помощью следующих парафраз. Приведите свои примеры использования образных, метафорических оборотов вместо прямого называния предмета. Белое золото, черное золото, голубая планета, белая смерть, корабль пустыни, зеленый змий, спутница жизни, зеленый пожар, однорукие бандиты, город Желтого Дьявола, туманный Альбион, город на Неве. Задание 29. Ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте фразеологическое выражение. О б р а з е ц: Как говорят о том, кого трудно уговорить пойти, поехать, сделать что-либо? — Тяжелый на подъем. Как говорят: I) о том, кто часто меняет свои решения; 2) о том, кто вдруг стал понимать, замечать что-либо; 3) о человеке, который пришел не вовремя, некстати; 4) о кротком, безобидном человеке; 5) о человеке, который держится неестественно прямо; 6) о болтливом человеке; 7) о бесследном исчезновении кого-либо; 8) о положении, когда опасность грозит со всех сторон; 9) о чем-нибудь надоевшем, много раз слышанном; 10) о человеке, от которого ожидают успеха в какой-либо деятельности; 11) о чувстве большой неловкости, стыда; 12) об очень дальних родственниках; 13) о чем-нибудь необычайном, невероятном; 14) о беспорядке, неразберихе, царящих где-либо; 15) о том, кто не знает чего-либо всем известного. Задание 30. Исправьте ошибки в использовании устойчивых словосочетаний. 1. Только при этих условиях руководитель сумеет занять авангардную роль на производстве. 2. Надо, чтобы комитет играл в этом деле главную скрипку. 3. Я поднял тост за моих далеких друзей. 4. Я вам зуб даю на отсечение, это у вас не получится. 5. Так вот где собака порылась! 6. «Странный ты человек: прекрасно разбираешься в сложных вещах, а в этом простом деле вдруг заблудился в трех березах», - сказал мне мой старший брат. 7. Нашему герою все удается, должно быть, он родился под счастливой луной. 8. Давно надо было привести в порядок библиотеку, но никак дело не доходит. Задание 31. В каких сферах общения (бытовое, официально-деловое) могут быть использованы следующие фразеологизмы, крылатые выражения. Держать в курсе; зайти в тупик; звезда первой величины; плясать под чью-то дудку; пожинать плоды; вгонять в краску; становиться на дыбы; становиться поперек пути; войти в силу; встречать в штыки; подавать надежду; не ударить лицом в грязь; петь дифирамбы; сесть на мель; Содом и Гоморра; эзопов язык; турусы на колесах; курить фимиам. Задание 32. Составьте текст, используя фразеологизмы, позволяющие выразить ваше отношение к предмету или адресату речи. Нести околёсицу; мелко плавать; в подметки не годится; мышиная возня; нести ахинею; рвать и метать; довести до белого каления; быть на седьмом небе; воспрянуть духом; выходить из себя; ни в медный грош не ставить; не ахти как; последняя спица в колеснице; ни шатко, ни валко; шишка на ровном месте; птица высокого полета; повесить нос; вкривь и вкось; быть вне себя, поставить во главу угла. Задание 33. Проанализируйте отрывок из книги К.Г. Паустовского «Золотая роза». Выделите средства речевой выразительности, использованные писателем. Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск. Я понимаю, конечно, что ничего таинственного в их блеске нет и что любой физик легко объяснит это явление законами оптики. Но все же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света. Это относится ко многим камням, даже к такому скромному, как аквамарин. Цвет его нельзя точно определить. Для него еще не нашли подходящего слова. Аквамарин считается по своему имени (аква марин – морская волна) камнем, передающим цвет морской волны. Это не совсем так. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы. Но все своеобразие аквамарина заключается в том, что он ярко освещен изнутри совершенно серебряным (именно серебряным, а не белым) огнем. Кажется, что если вглядеться в аквамарин, то увидишь тихое море с водой цвета звезд. Очевидно, эти цветовые и световые особенности аквамарина и других драгоценных камней вызывают у нас чувство таинственности. Их красота нам все же кажется необъяснимой. Сравнительно легко объяснить происхождение «поэтического излучения» многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передает понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием. Но действие самого слова (а не понятия, которое оно выражает) на наше воображение, хотя бы, к примеру, такого простого слова, как зарница, объяснить гораздо труднее. Самое звучание этого слова как бы передает медленный ночной блеск далекой молнии. Конечно, это ощущение слов очень субъективное. <…> Так я воспринимаю и слышу это слово. Но я далек от мысли навязывать это восприятие другим. Бесспорно лишь то, что большинство таких поэтических слов связано с нашей природой. Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Задание 34. Объясните смысл приведенных афоризмов, пословиц. Неясность слов есть признак неясности мысли (Л.Н. Толстой). Хочешь услышать умный ответ - спрашивай умно (Леонардо да Винчи). Оскорбляя словесно другого, ты не заботишься о самом себе (Леонардо да Винчи). Не та речь хороша, что убеждает, а та, что, убеждая, объединяет (Л.Н. Толстой). Осла знают по ушам, медведя по когтям, а дурака – по речам (Вл. Даль). Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь (пословица). Не ножа бойся, языка (пословица). Кто говорит – сеет, кто слушает – собирает (пословица).
Проектные задания 1. Подготовьте сообщение о коммуникативной целесообразности применения речевых средств. Используйте высказывание известного филолога, крупного специалиста по культуре речи Г.О. Винокура: «Для каждой цели свои средства – таков должен быть лозунг лингвистически культурного общества». 2. Примите участие в дискуссии на тему: «Иностранные слова: за и против». 3. Подготовьте письменный текст на тему: «Время года и состояние души». Используя известные вам средства речевой выразительности.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |