Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Высший уровень - уровень субъекта деятельности




Характеристика субъектных элементов труда

школьного психолога (психограмма).

В профессиограмме педагога-психолога, в субъективном её компоненте ("С1" методологической схемы), можно выделить несколько уровней, организующих связи между отдельными элементами на каждом уровне и между уровнями, и обеспечивающих целостность и системность характеристики профессии "школьный психолог".

На уровне субъекта деятельности школьный психолог характеризуется отношением реального человека и конкретной профессии. Данное отношение выражено в позиции субъекта, которая является определенным соотношением личностных особенностей человека и всей системы требований, предъявляемых профессией к человеку. Субъектная позиция школьного психолога – «Я хочу и могу работать в школе», как выражение готовности к профессиональной деятельности. Наличие данной позиции свидетельствует о сформированности специалиста как субъекта деятельности. Субъект деятельности определил отношение внешней детерминации - требований деятельности, и внутренней детерминации, как собственных интенций - мотивов и желаний осуществления жизнедеятельности, и принял данное отношение как приемлемый вариант своей жизни. Субъектная позиция является итоговой и, собственно - целевой, по отношению к процессу профессиональной подготовки в вузе, характеристикой школьного психолога.

Готовность к профессиональной деятельности есть проявление субъекта деятельности как самоисточника активности, регулируемой определенным, найденным соотношением внешней (требования профессиональной деятельности) и внутренней (личностные особенности) детерминации, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации [21Д3, С. 92].

Готовность к профессиональной деятельности выражена:

- в наличии действенной мотивации трудовой деятельности по приобретенной профессии, переживание (восприятие, отношение, представление) профессиональной деятельности как образа жизни, жизнедеятельности, которую субъект хочет и может, способен совершать (осуществлять);

- в наличии профессионального самосознания, как осознания себя "школьным психологом", обладающего знаниями, умениями, навыками и качествами представителя данной профессии, носителя профессиональных норм и способов регуляции активности в трудовой деятельности;

- в наличии субъектных технологий, то есть осознания существования (обладания) индивидуального (индивидуализированного) способа регуляции активности в соответствии с индивидно-психическими особенностями данного человека и нормами деятельности школьного психолога в процессе труда, выраженного в выработанной субъектом деятельности целостной системой целенаправленных действий по отношению к предмету профессиональной деятельности;

- в самоидентичности, то есть рассмотрении себя психологом в процессе взаимодействия с другим человеком как специалиста, выполняющего профессиональную деятельность, личностно для него значимую.

Данный уровень требований к школьному психологу проявляется в определенных характерологических качествах, которые называются как профессионально важные личностные качества психолога. Однако, конкретный набор качеств практически неисчерпаем, так как каждое из них дополняет заданную ориентацию отношения психолога к клиенту. В то же время, минимальный набор качеств может обеспечить данное отношение психолога к другому человеку: профессиональная мотивированность, профессиональное самосознание, идентификация себя школьным психологом. Остальные качества дополняют, уточняют и развивают данную субъектную позицию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 554; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.