Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамика профессионализации школьного психолога в акмеологических условиях подготовки в вузе




Периоды профессионализации и содержание учебных дисциплин.

Инициативная профессиональная активность и формирование субъектной технологии.

Инициативное самостоятельное выполнение различных видов профессиональной деятельности студентом создает условия обособления его от сложившихся, зафиксированных в описаниях, "омертвевших" форм активности школьного психолога. Инициативное выполнение профессиональной деятельности - это субъектная активность, когда студент в качестве субъекта активности пытается регулировать свою активность исходя из профессиональных норм и способов, использую при этом собственные личностные особенности, личные интересы и предпочтения. Такая форма активности студента по своей сути является учебно-профессиональной деятельностью, включающей все этапы реальной профессиональной деятельности, но имеющая уникальное содержание, соединенное с субъективными особенностями личности этого студента. Успешное освоение такой деятельности завершается формированием субъектной технологии, как целостной системы взаимодействия конкретной личности и профессиональной культуры, выраженной нормами и способами регуляции активности, предназначенной для решения профессиональных задач. Субъектная технология объединяет в единое целое все периоды работы школьного психолога от начала решения профессиональной задачи до завершения этого процесса. Причем, это объединение происходит в профессиональном сознании студента как специалиста, сопровождаясь его личными переживаниями. Это позволяет студенту как субъекту деятельности "прожить" весь комплекс ощущений, предположений, ассоциаций, эмоций, ожиданий, гипотез и подтверждений результатов своих действий, совершенных в роли специалиста. Эмоционально окрашенные переживания всех этапов выполнения профессиональной деятельности создает возможность оценки отдельных действий с позиции их эффективности по отношению к поставленной цели. Корректировка своих действий субъектом деятельности с целью повышения ее эффективности, выработка алгоритма собственных действий, и есть образование субъектной технологии специалиста. В субъектной технологии школьный психолог проявится как профессионал. Достижение данного результат будет свидетельствовать о завершении периода первичной профессионализации.

С позиции вузовского преподавателя - преподавателя психологии, да и преподавателей других дисциплин, - активность студента в вузе на протяжении всего периода обучения достаточно постоянна. Традиционно различают лишь степень подготовленности студента к восприятию содержания преподаваемой дисциплины: готов или нет информационно к освоению материала данной сложности. Отсюда делаются выводы о желательности (или необходимости) расположения конкретной учебной дисциплины в конкретном месте учебного плана или в конкретный период обучения (например, "педагогическую психологию" нужно поставить не на второй семестр, а на четвертый). Обычно, психологическое обоснование такого отношения к расположению учебных дисциплин отсутствует, а учет только информационной готовности студента недостаточен для эффективного процесса профессионализации.

Анализ характеристик учебной деятельности студента за весь период обучения в вузе, а также, характеристик иных видов деятельности молодого человека, который является студентом вуза, представлен с позиции преподавателя, осуществляющего профессиональную подготовку будущего специалиста.

1.Выделяются два вида содержания, обусловливающих профессиональное развитие студента в процессе подготовки в вузе - это: 1)нормы регуляции активности психолога; 2)способы регуляции активности психолога.

2.Выделяются три типа учебных дисциплин, в которых по-разному присутствуют данные содержания (нормы и способы регуляции активности профессионального школьного психолога):

1)базовые психологические дисциплины (общая, возрастная, социальная психологии и т.п.), определяющие изменения, преимущественно, в предметно-деятельностном плане, то есть представляющие студенту способы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности (представление о предмете деятельности психолога - психические явления, механизмы и закономерности; представление о методе деятельности психолога - наблюдение, эксперимент, изучение продуктов и др.; представление о цели деятельности психолога - психическое здоровье и развитие);

2)специальные психологические дисциплины (педагогическая психология, психология семьи, психология управления и т.п.), продолжающие воздействие в предметно-деятельностном плане, и активно воздействующие на личностно-профессиональный план развития, то есть представляющие студенту нормы регуляции активности психолога по отношению к предмету его профессиональной деятельности - другому человеку, его психике и развитию;

3) интегративно-рефлексивные дисциплины (история психологии, методология и методы психологического исследования и некоторые другие), которые выполняют функцию рефлексивного соотнесения знаний и действий будущего психолога, смыслов его профессиональной деятельности, то есть норм и способов как системы профессиональной культуры, тем самым, активизируя изменения в предметно-деятельностном и личностно-профессиональном планах развития.

Кроме трех видов дисциплин, выделяется особый вид деятельности студента - практика, который должен сопровождать изучение всех видов дисциплин. Формы практик должны соответствовать особенностям каждого вида учебных дисциплин (психологический практикум, специальная психологическая практика, школьная практика и т.п.).

Размещение учебных дисциплин и практик в учебном плане должно соответствовать периодам профессионализации в вузе и линиям профессионального развития студента в процессе подготовки школьного психолога в системе высшего образования выделяется: 1)линии развития ориентаций в смыслах профессиональной деятельности; 2)линии развития ориентаций в способах профессиональной деятельности.

1 период профессионализации - "Профессиональное младенчество". 1 курс. Учебные дисциплины должны создавать возможность непосредственно-эмоционального общения студента с профессионалом, что будет формировать: потребность в профессиональном общении в последующем обучении; положительное отношение к нормам профессиональной деятельности. Например, "Введение в психолого-педагогическую деятельность", "Основы саморазвития личности" и т.п.

2 период - "Ранняя профессионализация" - 2 и 3 курсы. Учебные дисциплины должны создавать возможность выполнения "предметно-манипулятивной" деятельности студента с предметом психологии и деятельности школьного психолога, что позволит осваивать способы действия с предметом деятельности профессионального психолога.

3 период - "Допрактический профессиональный возраст" - период 4 и 5 курсы. Учебные дисциплины должны создавать возможность игровой деятельности в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов, что позволит освоить профессиональные роли и виды деятельности психолога, или нормы отношений между психологом и клиентом.

Расположение учебных дисциплин и практик в соответствии с указанной периодизацией профессионализации школьного психолога будет акмеологичной для профессионального развития студента.

 

Акмеологические социально-психологические, технологические и организационные условия подготовки школьного психолога обусловливают следующую динамику образовательного процесса.

 

Обозначения: "З" – знания. "У" – умения. "ПВЛК" – профессионально важные личностные качества. "Св" – свои. "Пр" - профессиональные. "Нр" – нормы регуляции активности. "Сп" – способы регуляции активности.

1 период - "Профессиональное младенчество" - 1 курс.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности непосредственно-эмоционального общения студента с психологом профессионалом. Формирование потребности в профессиональном общении в последующие периоды подготовки. Формирование положительного отношения к нормам профессиональной деятельности психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления об основных характеристиках профессиональной деятельности школьного психолога: цель труда, предмет труда, средства труда, профессионально важные личностные качества. (У)Формирование умений наблюдения, установления контакта с другим человеком. (ПВЛК)Формирование представления о соотношении личных качеств студента с качествами психолога.
Учебные дисциплины Введение в психолого-педагогическую деятельность, Основы саморазвития личности.
Учебные практики Получение опыта наблюдения за поведением человека с позиции норм деятельности психолога.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Состояние сравнения собственных и профессиональных психологических норм и способов регуляции активности в самосознании студента: СвНр+СвСп <=> ПрНр+ПрСп

 

2 период - "Ранняя профессионализация" - 2,3 курсы.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности выполнения "предметно-манипулятивной" деятельности студента с предметом психологии и предметом деятельности школьного психолога. Возможность освоения базовых способов регуляции активности профессионального психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления о психологии человека и его развития в социальных условиях. Формирование представления о средствах воздействия психолога на другого человека в основных сферах его социальной жизни. (У)Формирование умений: психодиагностики нормы и отклонений развития; составления программы действий психолога для коррекции разных характеристик в разных сферах социальной жизни человека и ребенка, то есть психологического эксперимента. (ПВЛК)Формирование наблюдательности, коммуникабельности, прогностичности, гибкости мышления и т.п.. .
Учебные дисциплины Общая, возрастная, социальная психология. Педагогическая психология, Психология семьи, Психология труда, Конфликтология и т.п.
Учебные практики Получение опыта психодиагностики и программирования коррекции и развития человека в разных сферах социальной жизни. Получение опыта использования (освоение) психологических средств регуляции собственной активности.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Замена своих способов на профессиональные психологические способы регуляции активности в учебной деятельности студента, при эпизодическом использовании психологических норм регуляции активности: СвНр+ПрСп

 

3 период - "Допрактический профессиональный возраст" - 4,5 курсы.
Акмеологическая характеристика образовательных условий в данный период Создание возможности "игровой деятельности" в роли школьного психолога с выполнением его производственных функций и их элементов. Возможность освоения профессиональных ролей и видов деятельности психолога. Возможность совмещения в учебной активности студента норм и способов регуляции активности школьного психолога.
Цель образовательных воздействий (З)Формирование представления о специальных способах коммуникации и организации деятельности другого человека в основных видах профессиональной деятельности психолога. Формирование представления о технологиях психологической работы с человеком и ребенком. (У)Формирование умений: индивидуального консультирования, психокоррекции, психотерапии, психологического просвещения. (ПВЛК)Формирование такого уровня развития личностных качеств, который не противоречит системе профессионально важных требований.
Учебные дисциплины Психологическое консультирование, Психологическая коррекция, Психотерапия, Психологическая служба системы образования и т.п.
Учебные практики Получение опыта психологической работы с индивидом, личностью и субъектом активности и жизнедеятельности. Получение возможности формирования субъектной технологии собственной профессиональной деятельности.
Состояние норм и способов регуляции активности студента Объединение в систему профессиональных психологических норм и способов регуляции активности в учебной деятельности студента, при эпизодическом использовании в реальной трудовой деятельности школьного психолога: ПрНр+ПрСп

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-05; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.