Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 7. Возникновение ислама




Аравийские племена в начале новой эры

Большая часть Аравийского полуострова представляла собой пусты­ню. Отдельные очаги земледелия и животноводства могли существо­вать лишь возле немногочисленных оазисов. Здесь жили племена ко­чевников-бедуинов, у которых к VII веку сохранялись многие черты родоплеменного строя. Основные вопросы жизни племени решал меджлис — совет, состоящий из глав семей или родовых общин. За­метную роль играли военные вожди.

Племена часто воевали друг с другом. Борьба шла за контроль над источниками воды. Целью войн был также захват рабов, скота, при этом в качестве наибольшей ценности рассматривались верблюды.

Каждое племя поклонялось своим божествам, определенное влияние имели религии спасения — иудаизм и христианство. Тем не менее все арабские племена поклонялись общей святы­не — черному камню Кааба (его происхождение неизвестно, предположительно это метеорит), хранившемуся в центральном храме одного из крупнейших городов Аравии — Мекки. Возле храма устанавливались изображения племенных божеств.

Первые города на Аравийском полуострове возникли в I тысяче­летии до н.э. Они были центрами ремесла и торговли и находились на караванных путях из Северной Африки в Азию, к Персидскому заливу и в Индию.

К началу VII века в Аравии все острее ощущалась проблема пере­населенности. Торговля переживала серьезный кризис, контроль над торговыми путями в основном перешел к Ирану. Угроза голода, рост цен, засилье ростовщиков были причиной массового недовольства городских низов.

Основателем новой религии был Мухаммад (это имя означает «одержимый духом», или «пророк»). Он родился в 570 г. в Мекке, ходил с торговыми караванами, стал состоятельным купцом.

По словам Мухаммада, ему часто являлись видения ангелов, оде­тых в белые одежды. В 610 г. перед ним предстал архангел Джебрил (Гавриил), изложивший ему основы нового учения и провозгласив­ший Мухаммада пророком единого Бога — Аллаха.

Проповедь нового учения, ислама (это слово означает «покор­ный»), вызвала раздражение жрецов Мекки. В 622 г. Мухаммад вы­нужден был перебраться в город Ятриб (Медина). Дата его переселения (хиджры) считается в исламских странах точкой отсче­та нового летоисчисления.

Возникшая исламская община быстро расширяла свое влияние. Вскоре ее сторонники начали войну с Меккой и остающимися язы­ческими племенами. Ко времени смерти Мухаммада в 632 г. вся Ара­вия была объединена сторонниками ислама.

Исламское учение после смерти пророка было изложено в свя­щенной книге — Коране, составленной в стихотворной форме. Кроме того, ряд изречений Мухаммада, не вошедших в Коран, был включен в особый сборник — сунну.

Ислам по своей сути принадлежал к религиям спасения, мусуль­мане признавали пророками Ноя, Моисея и Христа. Однако, предпи­сывая жить по законам праведности, обещая вознаграждение после смерти, ислам значительно отличался от христианства.

Внешней стороной этих различий были гораздо более жесткие требования к нормам праведной жизни.

Правоверные должны пять раз в день совершать молитву, омовение, строго соблюдать посты. Им запрещалось пить ви­но, есть свинину, играть в азартные игры. Как и иудеям, им предписывался обряд обрезания. Женщинам полагалось но­сить чадру. Каждый мусульманин должен был хотя бы раз в жизни совершить паломничество в священный город Мекку, платить особый налог в помощь бедным.

К числу различий относились следующие.

Во-первых, ислам выступал не только религией, он жестко рег­ламентировал основы повседневной жизни. Каждый шаг право­верного мусульманина должен был сверяться с нормами Корана. Шариат, включавший нормы праведного поведения, был единст­венным источником права. Их нарушение рассматривалось не только как моральный грех перед Богом (как в случае пренебрежения христианских заповедей), но и как наказуемое властями преступление. Соответственно в исламском мире не разграничивались светская и духовная власть, церковный и светский суд.

Во-вторых, ислам был воинствующим учением. При провозгла­шении джихада, священной войны с неверными, участие в ней рас­сматривалось как долг каждого мусульманина. Считалось, что по­гибшие в этой войне сразу обретают вечное блаженство. В философском и поведенческом планах ислам не поощрял сомнения. Он основывался на фатализме (вере в предопределенность), убежде­нии, что все случающееся в мире, в жизни отдельного человека реша­ется волей единого Бога — Аллаха.

В-третьих, ислам закреплял нормы патриархата, отводя жен­щине подчиненную роль. Это обеспечило поддержку новой рели­гии со стороны аравийских племен, в которых сохранявшиеся традиции матриархата уже изжили себя.

 

Арабские завоевания

Преемники Мухаммада имели титул халифов (это слово означает «наместник», «заместитель»), им принадлежала вся полнота духов­ной и светской власти. Под их руководством арабские войска на­несли поражение двум крупнейшим державам, ведущим борьбу за контроль над Ближним Востоком, — Византии и Ирану. Арабы за­воевали Месопотамию, Сирию, Палестину, покорили Иран, неодно­кратно (в 668, 673—678, 716-718) осаждали Константинополь. Двигаясь на восток, арабы дошли до реки Амударьи, Северной Ин­дии, Западного Китая. На западе им удалось покорить всю Север­ную Африку, захватить большую часть Пиренейского полуострова, вторгнуться в Галлию, где в 732 г. в битве при Пуатье они потерпе­ли поражение от франков.

Быстрота и легкость завоеваний объясняются многими причина­ми. Бедуины, привыкшие к суровым условиям пустыни, закаленные постоянными межплеменными стычками, фанатично верующие в то, что они ведут священную войну (джихад), и не боящиеся смерти, были грозными воинами. Мало кто мог им противостоять. Их во­енные победы стали сильным аргументом в пользу ислама. Ряды их сторонников пополнялись за счет населения захваченных тер­риторий.Идеи ислама, более простые и понятные, чем идеи византий­ского христианства и иранского зороастризма, быстро усваива­лись широкими массами населения в покоряемых землях. В исла­ме еще не сложилось отчужденной от рядовых верующих церковной иерархии. Мусульманским священником, муллой, мог стать любой верующий, знающий Коран. Необходимость подчине­ния суровым законам шариата нередко воспринималась как мень­шее зло по сравнению с произволом византийских и иранских чи­новников. В ходе завоеваний многие бывшие крупные землевладельцы погибали или бежали. Их владения частично пе­реходили к крестьянским общинам, принявшим ислам. Брошен­ные земли оказывались в распоряжении халифов. Эти земли обра­батывались в основном трудом рабов, которых захватывали в результате войн и набегов.

Арабских воинов называли «дети пустынь». У них не было тради­ций владения землей и ее обработки, они не претендовали на нее. Поэтому они селились в укрепленных лагерях-гарнизонах, некото­рые из них впоследствии стали крупными городами (Басра в Месо­потамии). Слоя феодалов-рыцарей, на манер западноевропейского, в исламских странах не сложилось.

Утверждению ислама на завоеванных территориях способствова­ла гибкая политика халифов. Арабские завоеватели не навязывали своей религии. Подавив вооруженное сопротивление, они следовали принципам веротерпимости. Однако мусульмане оказывались в луч­шем экономическом положении. Они платили лишь поземельный налог (харадж) и небольшой налог на помощь бедным. Привержен­цы же других вероисповеданий и горожане должны были вносить еще подушную подать (джизью). Это косвенно содействовало рас­пространению ислама.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-01-07; Просмотров: 605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.