Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономической теории




«Экономическая теория превратилась в царицу соци­альных наук. Это единствен­ная отрасль социальных иссле­дований, по которой присужда­ется Нобелевская премия».

Роберт П. Хайлброннер

Экономическая теория, подобно любой другой науке, имеет свой специфический предмет исследования и использует при анализе этого предмета особые приемы изучения, совокупность ко­торых составляет ее метод. Предмет и метод тесно связаны друг с другом и в совокупности определяют границы той отрасли знаний, кото­рая представлена экономической теорией.

Предмет экономической теории

Представления о предмете экономической теории ме­нялись в ходе углубления знаний о хозяйственной деятельности лю­дей и по мере усложнения самой этой деятельности (подробнее об этом говорится в третьем параграфе настоящей главы). Долгое вре-


 




Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


мя считалось, что предметом науки являются причины роста матери­ального благополучия людей. Недаром главный труд великого англий­ского ученого Адама Смита, опубликованный в 1776 году, назывался «Исследование о природе и причинах богатства народов». В дальней­шем представления о предмете экономической теории все больше начинают связываться с редко с тью (ограниченностью) имеющихся в распоряжении людей ресурсов.

Действительно, все мы живем в мире ограниченных возможностей и редких ресурсов. За небольшим исключением, которым, скажем, яв­ляется атмосферный воздух или солнечный свет, все, что окружает человека и чем он пользуется количественно и качественно ограни­чено. Ограничено количество пригодных для производства сельско­хозяйственной продукции земель, доступных для извлечения и ис­пользования полезных ископаемых, запасов сырья, материалов и энергии. Редким ресурсом является время - в сутках всего 24 часа, а жизнь человека измеряется количеством лет, отпущенных каждому из нас Богом. Сам человек несовершенен, его физические и интеллекту­альные возможности далеко не безграничны. Конечно, ограниченность ресурсов часто является относительной, поскольку возникают новые технологии, позволяющие увеличить производство различных благ, раз­рабатываются ранее недоступные месторождения полезных ископае­мых, создаются информационные системы, расширяющие объем приоб­ретаемых человеком знаний. Однако все эти изменения, увеличивая объем доступных ресурсов, не могут сделать их безграничными.

Находящиеся в распоряжении человека ресурсы и возможности не только количественно и качественно ограничены, они имеют множество вариантов использования. Металл может применяться для изготовления космических ракет и автомобилей, морских и воздушных лайнеров и детских игрушек, трубопроводов и замков, тракторов и танков. Время можно использовать для изучения экономической теории или бездумно­го лежания на диване. Многовариантность применения различных ре­сурсов определяется их природными свойствами, а альтернативность их использования - еще и относительной редкостью.

Категория редкости ресурсов в экономической науке понимается как их недостаточность для достижения огромного множества различных целей, которые ставят перед собой люди. При этом предполагается, что потребности людей (в их развитии), лежащие в основе их целей, в прин­ципе безграничны. Наличие безграничных потребностей в условиях ог­раниченности возможностей для их удовлетворения всегда ставило пе­ред людьми проблему выбора способов и путей альтернативного ис­пользования редких ресурсов в соответствии со степенью важности тех целей, которые они перед собой ставят.


Возвращаясь к характеристике предмета экономической теории, важно отметить, что он не включает изучение самих редких ресурсов как таковых (для этого существуют естественные и технические науки). Эко­номическая теория изучает экономическое поведение людей, т. е. та­кие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. Имен­но поэтому эта наука является гуманитарной, изучающей закономерно­сти поведения человека.

Существует много различных определений предмета экономической теории. Наиболее распространенной и общепризнанной в силу своей точности и лаконичности является формулировка определения предме­та науки, данная английским экономистом Лайонелом Роббинсом: «И м енно формы, которые прини м ает человеческое поведение, ког­да нео б ходи м о ра с поряди т ь с я редки м и ре с урса м и, с ос т авляе т еди­ный пред м ет эконо м иче с кой науки... Эконо м ическая наука - э т о на у ка, изучающая человеческое поведение с точки зрения с оо т но­шения межд у целя м и и ограниченны м и с ред ст вами, ко т орые могут иметь различное упо т ре б ление».1 Возможность различного (альтерна­тивного) употребления ограниченных средств ставит перед людьми про­блему рационального выбора, о котором подробнее говорилось в гл. 1.

Экономическая теория тесно связана со многими другими науками: философией, психологией, историей, демографией, статистикой, мате­матикой, юриспруденцией и др. Дж. М. Кейнс так писал об этом: «На­стоящий экономист, знаток своего дела, должен быть наделен разнооб­разными дарованиями, — в определенной степени он должен быть ма­тематиком, историком, государственным деятелем, философом... Он должен уметь размышлять о частностях в понятиях общего и обращать полет своей мысли в одинаковой степени к абстрактному и конкретно­му. Он должен изучать современность в свете прошлого - ради будуще­го. Ни одна черта человеческой натуры или созданных человеком инсти­тутов не должна оставаться за пределами его внимания».2

1 Роббинс л. Предмет экономической науки. THESIS. M., -1993- т 1- Вып-1- с-18 2) Цит. поБрагинский С.В.-ПевзнерЯ. А. Политическая экономия: дискуссионные проблемы, пути обновления, м., 1991. с. 6-7.
Итак, экономическая теория изучает деятельность людей в процес­
се производства, распределения, обмена и потребления экономических
благ в условиях альтернативности целей и возможностей использования
редких ресурсов. Именно поэтому в круг
ее интересов входит и поиск путей наи­
более эффективного использования

редких ресурсов, т. е. такого их примене-

ния, при котором будут получены макси-

мальные желаемые результаты при ми-

нимальных затратах.

С точки зрения масштабов изучаемо-

го объекта различают два уровня эконо-


Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


мического анализа, которым соответствуют два раздела экономической теории - микроэконо ми ка и м акроэконо м ика.

М и кроэконо м ика - такой раздел нашей науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей. Не случайно приставка «микро» означает «малый».

Макроэконо ми ка - приставка «макро» означает «большой» - зани­мается изучением законов функционирования всей национальной эко­номики в целом, а также входящих в нее так называемых агрегатов -домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора. Под агрегатами (агрегированными показателями) разумеется совокупность отдельных экономических единиц, например, домашних хозяйств, кото­рые в процессе экономического анализа рассматриваются как одно це­лое. При этом в качестве объекта исследования выступают не только сами агрегаты, но и связи между ними, возникающие в процессе хозяй­ственной деятельности.

Несмотря на разницу в масштабах объекта исследования между микроэкономикой и макроэкономикой нет «китайской стены» - некото­рые проблемы, как, например, налогообложение входят в круг интере­сов обоих разделов экономической теории.

При исследовании экономических процессов и явлений вне зависи­мости от того, ведется ли анализ на микроэкономическом или макроэко­номическом уровнях, различают позитивный и нормативный анализ, ко­торые представляют, соответственно, поз и тивную и нормативную эко­номическую теорию. Разница между ними состоит в отсутствии или на­личии оценочных суждений. Эта разница была четко сформулирована английским экономистом Джоном Невиллом Кейнсом (отцом Дж. М. Кей-нса) в его книге «Предмет и метод политической экономии»: «.позитив­ная наука...- совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть; нормативная или регулятивная наука...- совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть».1

1 Цит. по: Фридмен М. Мето дология позитивной экономичес Кой науки. THESIS. 1994. Вып. 4. с. 20
1 Цит. по: Фридмен М. Мето дология позитивной экономичес Кой науки. THESIS. 1994. Вып. 4. с. 20.
Позитивная экономическая теория, таким образом, имеет своей за­дачей объяснение следствий, вытекающих из реального изменения об­стоятельств. Она отвечает, например, на вопрос: как изменится величи­на спроса на легковые автомобили определенной марки при повышении цены на них на 10%? Или: что будет с объемом инвестиций в рамках национальной экономики при темпе инфляции равном 15% в месяц? Позитивная экономическая наука свобод­на от личностных оценочных суждений

исследователя и, по выражению

М.Фридмена, «принципиально независима

от какой-либо этической позиции или

нормативных суждений. Короче говоря,


позитивная экономическая наука является или может являться «объек­тивной» наукой точно в том же смысле, как и любая из физических наук».1

Конечно, на практике подобная объективность в полной мере недо­стижима, - ведь экономическая теория изучает отношения между людь­ми, затрагивает экономические интересы, часто не совпадающие у раз­личных людей, а то и прямо противоположные. Да и сами исследовате­ли неизбежно находятся в определенной зависимости от тех или иных этических, политических и др. представлений, идей, взглядов, носящих оценочный характер. Будучи сами составной частью объекта исследо­вания и не располагая всей полнотой информации о происходящем в экономической жизни, аналитики могут по этим причинам приходить к различным заключениям, что свидетельствует о том, насколько трудно быть объективно беспристрастным при исследовании явлений обще­ственной жизни. Как метко заметил англо-американский философ и ма­тематик А. Уайтхед: «Если бы теорема Евклида затрагивала финансо­вые или политические интересы, то она была бы предметом самых яро­стных споров».2

В отличие от позитивной экономической теории, отвечающей на воп­рос «что будет, если...?» и постольку, с учетом оговорок, сделанных в предыдущем абзаце, претендующей на объективность, нормативная эко­номическая наука содержит четко выраженный оценочный компонент и пытается ответить на вопрос «что должно быть?» Приемлем ли для об­щества размер безработицы, сложившийся в настоящее время? Обес­печивает ли рынок справедливое распределение созданного богатства? Нужно ли поддерживать мелкий бизнес? Совместим ли с данным темпом инфляции экономический рост? Стимулирует ли установленный размер пособий по безработице увеличение предложения на рынке труда и же­лательно ли оно? Эти и многие другие проблемы, связанные с оценкой желательности или нежелательности тех или иных экономических явле­ний и действий, пытается решить нормативная экономическая теория.

1 Цит. по: Фридмен М. Мето дология позитивной экономичес Кой науки. THESIS. 1994. Вып. 4. с. 21. 2 уайтхед д. Избранные рабо ты по философии, м., 1990. с. 16.
Из сказанного становится ясно, насколько тесно связаны между со­
бой экономическая теория (особенно нормативная экономическая тео­
рия) и государственная эконо ми че с кая пол ити ка. В самом общем виде
государственная экономическая политика может быть определена как
комплекс мер, направленных на регули­
рование поведения экономических аген­
тов (потребителей и производителей),

или последствий деятельности этих аген-

тов для эффективного

достижения поставленных экономических

целей: экономического роста, научно-

технического-

прогресса, более справедливого распре-


Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


деления доходов, полной занятости и др. Для достижения поставленных целей государство использует богатый арсенал средств - от админист­ративных запретов на выброс вредных веществ в атмосферу до мето­дов «тонкой настройки» экономики путем кредитно-денежной и налого­во-бюджетной политики (подробнее об этом говорится в гл. 17).

Результативность государственного управления во многом определя­ется компетентностью государственных чиновников, их способностью предвидеть близкие и отдаленные результаты предпринимаемых дей­ствий, а также желательность или нежелательность наступающих по­следствий. Так, например, если государство будет «нажимать на печат­ный станок» для финансирования социальных расходов, то результатом будет инфляция, которая обесценит денежные доходы населения. Спо­собность правильно понять складывающуюся экономическую ситуацию, выбрать наиболее адекватные меры государственного влияния на эко­номические процессы, просчитать последствия принимаемых решений, максимизировать выгоды и минимизировать возможные издержки напря­мую зависит от того, насколько правильно и полно при проведении го­сударственной экономической политики используются достижения пози­тивной и нормативной экономической теории. «Знал бы, где упал - со­ломки подложил!» - гласит народная пословица. Экономическая наука подкладывает амортизирующую «соломку» в форме научно обоснован­ных предвидений при проведении экономической политики только тем, кто базирует свою деятельность на глубоких знаниях основных принци­пов экономической теории.

Основными функциями экономической теории являются: познава­тельная, позволяющая расширять наши познания в области сложных экономических процессов в постоянно меняющемся мире; методологи­ческая, дающая теоретическую основу для исследований в прикладных экономических науках; практическая, позволяющая сделать правиль­ный выбор при проведении государственной политики; прогностичес­кая, делающая возможным предвидение в области краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

§ 2. Метод экономической теории

Слово «метод» (от греческого methodos - «путь к какой-либо цели») означает способы познания, инструменты, совокупность приемов исследования явлений природы и общественной жизни. Каж­дая наука имеет свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом. Метод науки призван обеспечить все более глубокое постижение предмета, он сам рождается и совершенствуется в ходе получения новых знаний, в известной степени предмет сам формирует


метод и, наоборот, используемый метод исследования позволяет все более четко определять границы и содержание самого предмета.

Научная разработка метода экономической теории восходит к тру­дам древнегреческого ученого Аристотеля (384-322 гг. до нашей эры). Он впервые сформулировал основные принципы познания экономичес­кой и других форм общественной жизни с помощью науки о законах и формах мышления - логики. Разработанные Аристотелем приемы по­знания, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия и дру­гие широко используются до сих пор при анализе экономических явле­ний и процессов. Конечно же, в ходе развития и усложнения предмета экономической теории совершенствовались приемы и методы его позна­ния, способы проверки истинности получаемых в ходе научного анали­за результатов. Следует различать метод экономической науки в широ­ком смысле слова, как совокупность инструментов, приемов исследова­ния и метод как синоним приема научного анализа, способа обработки данных (математический метод, например), формы демонстрации ре­зультатов анализа (графический метод). В дальнейшем изложении ма­териалов настоящего параграфа слово «метод» будет использоваться во втором, узком его значении.

Экономическая теория выработала достаточно большое количество приемов поиска нового знания, отражающих специфику ее предмета. Действительно, экономические аспекты человеческой деятельности не могут подвергаться анализу с помощью, например, химических реакций, сопротивления на разрыв или баллистических параметров, как это де­лается в технических и естественных науках. Экономическая теория -наука гуманитарная, общественная, что сужает возможности экспери­ментирования в ходе изучения экономической жизни.

Экономическая наука использует разнообразные приемы познания окружающей действительности, важнейшими из которых являются ана­л и з, с ин т ез, и ндукц и я, дедукция, аналогия.

Анализ - это такой метод познания, который предполагает разделе­ние целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих частей. Примером может служить изучение закономерностей формиро­вания рыночного спроса путем исследования различных определяющих его факторов - цен, доходов потребителей, их предпочтений и др.

Синтез - это метод познания, основанный на соединении отдель­ных частей явления, изученных в процессе анализа, в единое целое. Так, рыночный спрос и его динамика могут быть правильно поняты лишь при его рассмотрении как единства входящих в него и определяющих его компонентов - цен, доходов потребителей и др. Анализ и синтез вы­ступают как две взаимосвязанных стороны процесса познания.

Индукция - метод познания, базирующийся на умозаключениях от частного к общему. Например, полезность для конкретного потреби-


 




Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


теля каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогич­ного блага уменьшается. Отсюда можно придти к выводу о том, что все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар только при условии снижения цен на него.

Дедукция (в применении которой, как известно, был силен Шерлок Холмс) - метод познания, предполагающий умозаключения от общего к частному. Например, общее заключение: военные имеют отличную осанку. Увидев на улице человека даже в гражданской одежде, вы мо­жете по его прекрасной выправке заключить, что он имеет отношение к армии. Кстати, именно так Шерлок Холмс угадал бывшую профессию доктора Ватсона, военного врача.

Аналогия - метод познания, предполагающий перенос свойств с из­вестного явления или процесса на неизвестные. При этом могут исполь­зоваться достижения в различных областях знаний. Так, широко приме­няется сравнение денежного обращения с кровообращением в челове­ческом организме. Равновесие на рынке условно аналогично равнове­сию в физическом его понимании.

Экономическая деятельность людей сложна и многообразна и изо­билует противоречиями. Существует множество разных отраслей произ­водства, между которыми на определенных принципах происходит рас­пределение находящихся в ограниченном количестве ресурсов. Каждая отрасль состоит из десятков или тысяч крупных и мелких производите­лей, связанных друг с другом технологически, организационно или с помощью финансовых интересов. Каждый из входящих в отрасль про­изводителей преследует свои собственные интересы, конкурируя с дру­гими производителями. Миллионы потребителей заинтересованы в при­обретении высококачественных товаров по низким ценам, а производи­тели заинтересованы в противоположном. Меняются вкусы, предпочте­ния, пристрастия, диктует свои требования изменчивая мода. Деятель­ность правительства вносит изменения в уровень доходов населения и условия осуществления предпринимательской деятельности. Плохие погодные условия могут повлиять на размеры производства в сельском хозяйстве, изменить сложившуюся структуру потребительских расходов, повлиять на спрос на отдельные виды продукции. Неравномерный эконо­мический рост меняет уровень занятости, что, в свою очередь, неизбежно влияет на колебания спроса, научно-технический прогресс меняет струк­туру производства, влияет на занятость и спрос на ресурсы и конечную продукцию. Список составляющих хозяйственной жизни можно продол­жать почти до бесконечности. При этом все названные и неназванные элементы и обстоятельства экономической деятельности находятся в тесной связи друг с другом и испытывают влияние друг друга.

Для того, чтобы не запутаться в мириадах фактов, не утонуть в их многообразии и противоречивости экономическая наука, желающая по-


нять сущность явлений экономической жизни и сформулировать причин­но-следственные связи между ними, широко использует м е т од на у чной а бст ракц и и. Он состоит в выделении главного в объекте исследования и отвлечении (абстрагировании) от несущественного, случайного, вре­менного, непостоянного. Уровень абстрагирования может быть различ­ным в зависимости от тех задач, которые ставит перед собой исследо­ватель. Чем более общий характер носят выявляемые закономерности, тем большим может быть уровень абстрагирования. Конечно, абстрак­ция всегда беднее конкретной реальности, но без нее невозможно сфор­мулировать научные категории, которыми оперирует экономическая на­ука. Эти категории выражают сущность отдельных сторон исследуемых объектов. Так, например, имеющая широкое применение категория «ве­личина спроса», отражающая зависимость между количеством товара, которое готовы купить потребители, и ценой его единицы, предполагает абстрагирование от многих параметров, характеризующих поведение потребителей на рынке, - изменений в их доходах, вкусах, предпочте­ниях, наличии традиций, личностных особенностей отдельных потреби­телей и т. д.

Метод научной абстракции используется и для построения эконо ми­ че с ких м оделей - упрощенных представлений о взаимосвязях между экономическими переменными. Экономические переменные представ­ляют собой какие-либо натуральные или денежные величины, имеющие количественную оценку, например, объем производства, заработная плата, издержки, цены и т. д. Некоторые переменные в модели могут быть представлены в качестве заданных (они называются пара м е т ра­ ми ). Параметры могут определяться как внешними (экзогенными), так и внутренними (эндогенными) причинами. Так, размер издержек на про­дукцию фирмы может зависеть от величины налога на прибыль, уста­навливаемой государством, т. е. задается экзогенно, и от применяемой технологии, которая выступает как эндогенный фактор.

з

Экономические модели создаются для выявления принципов, лежа­щих в основе экономической деятельности и предсказания последствий изменения тех или иных ее элементов. Научные выводы и заключения, формулируемые на базе исследования моделей, получили название г и­ по т ез, т. е. пробных утверждений о наличии (или отсутствии) тех или иных причинно-следственных связей между определенными процесса­ми и явлениями экономической реальности. Примером может служить, например, гипотеза эффективного рынка, утверждающая, что цены ак­ций на фондовой бирже учитывают и отражают всю имеющуюся публич­но доступную информацию. Истинность или ложность выдвинутой гипо­тезы проверяется путем сопоставления ее с реальными фактами эконо­мической действительности, выявления ее соответствия или несоответ­ствия этим фактам. Способ проверки гипотезы на истинность называет-


Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


ся вер и фикацией. Способ проверки гипотезы на ложность называется фаль си фикацией. Сумма проверенных (верифицированных) гипотез образует т еор и ю, т. е. совокупность объединенных одним общим прин­ципом научных положений, служащих объяснением ряду фактов эконо­мической действительности. Нам предстоит изучить множество теорий, используемых экономической наукой - теорию потребительского выбо­ра, теории фирмы, теорию рациональных ожиданий и др.

При анализе явлений экономической жизни может сложиться поло­жение, при котором достаточно достоверное объяснение фактам дают не­сколько разных по степени сложности теорий. В этом случае предпочте­ние обычно отдается наиболее простой теории в соответствии с принци­пом «бритвы Оккама», названном так по имени английского философа Уильяма Оккама, предложившего еще в четырнадцатом веке «сбривать» усложняющие теорию подробности, не являющиеся абсолютно необхо­димыми для объяснения наблюдаемых фактов и связей между ними.

В ходе создания экономических моделей и разработки теорий эко­номическая наука познает действующие эконо м ическ и е законы, -объективно существующие устойчивые причинно-следственные связи между явлениями экономической жизни. Закон спроса, например, пока­зывает обратную зависимость между ценой большинства товаров (есть и исключения, подробнее о которых - в гл. 5) и объемом покупательско­го спроса на них. Важно подчеркнуть объективный характер экономичес­ких законов - они существуют и действуют независимо от воли, созна­ния или желания отдельных людей, объединений людей или государ­ства. Эти законы могут быть познаны экономической наукой, но они не могут быть созданы ею. Выявление экономических законов является важнейшей функцией экономической науки и имеет огромное практичес­кое значение, поскольку лишь на основе анализа этих законов можно формировать эффективную экономическую политику.

При построении экономических моделей, выработке теорий, выявле­нии экономических законов экономическая наука широко использует ме т од ф у нкционального анал и за, отражающий принцип взаимной за­висимости экономических явлений. Функцией называется переменная величина, зависящая от других переменных величин. Таким образом, функция выступает как зависимая переменная от аргу м ен т а - незави­симой переменной. Например, функция спроса определяет спрос в за­висимости от влияющих на него факторов (аргументов) - ожиданий по­требителей, уровня их доходов, предпочтений и вкусов, цен товаров-за-менителей и др. В экономической теории чаще всего определяется фун­кциональная зависимость между двумя категориями, при этом осталь­ные аргументы предполагаются неизменными. Это происходит потому, что одновременный анализ воздействия на функцию всех или большин­ства аргументов настолько усложнил бы сам процесс познания, что он


стал бы практически невозможным. Примером вышесказанного может служить выявление влияния на спрос (функция) уровня цены на данный товар (аргумент). Все остальные, кроме цены, аргументы считаются не­изменяемыми. В данном случае можно сказать коротко - спрос есть функция цены. Однако часто функция и аргумент могут меняться мес­тами. Зависимой переменной может стать цена - ведь при прочих рав­ных условиях она тем выше, чем больше спрос на данный товар. В этом случае цена есть функция спроса.

Функциональные зависимости очень наглядно проявляются при ис­пользовании граф и че с ких по ст роен и й в рамках эконометрического мо­делирования экономических процессов. Эконометрика - наука об эко­номических измерениях, результатами этой науки широко пользуется экономическая теория. Использование графиков позволяет представить функциональные связи, как в статике, так и в динамике, определяемой изменением различных показателей. Графический метод, используемый экономистами, имеет одну интересную особенность - здесь независи­мая переменная (аргумент) обычно откладывается на оси ординат, а зависимая (функция) - на оси абсцисс, что связано со сложившимися в экономической науке традициями.

Выше неоднократно встречалось выражение «пр и прочих равных ус лов и ях» (ceteris paribus - лат.). Это очень важный принцип, часто ис­пользуемый в экономических исследованиях для выяснения функцио­нальных связей между экономическими явлениями. Действительно, если мы хотим проследить воздействие уровня цены на спрос, нам при­дется предположить, что все остальные аргументы, влияющие на спрос, кроме цены, неизменны. В противном случае нам не только не удастся обнаружить одновременное влияние всех определяющих спрос факто­ров на его размеры (по причинам, изложенным в предыдущем абзаце), но и выделить воздействие собственно ценового фактора на спрос. На практике очень трудно обеспечить «чистоту эксперимента», поскольку «прочие равные условия» находятся в состоянии постоянного движения, - меняются вкусы, предпочтения, мода, ожидания потребителей. В ре­зультате точность выводов экономической науки уступает строгости ре­зультатов таких наук, в которых можно обеспечить лабораторную чисто­ту эксперимента, например физики, химии и др.

При выявлении причинно-следственных связей между экономичес­кими явлениями можно часто наблюдать временной разрыв (более или менее продолжительный) между причиной и следствием. Повышение Цены, например, может почти мгновенно привести к сокращению вели­чины спроса, а поступление в обращение необеспеченной товарной массой суммы денег вызовет инфляционный рост цен лишь через не­сколько месяцев. Однако и в том, и в другом случае причина предше­ствует следствию. Значит ли это, что если одно событие наступает поз-


 



з*



Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


же другого, то именно оно является его причиной? Вовсе нет. Подобно тому, как звонок будильника не является причиной наступления утра, многие последовательно наступающие экономические события могут и не находиться в причинно-следственной связи. Так, если после повыше­ния цен на кожаные куртки, например, возросли объемы их продаж, то неправильным будет вывод о том, что рост цен явился причиной увели­чения спроса. Такой причиной могут быть совсем иные обстоятельства, скажем, капризы моды, сделавшие кожаные куртки товаром повышенно­го спроса. Выявление причинно-следственных связей в экономике, та­ким образом, является весьма непростой задачей.

Трудности экономического анализа проявляются и в процессе обоб­щения, то есть формулирования выводов, равно справедливых как для отдельных элементов какого-либо явления, так и для всего явления в целом. Далеко не всегда правильность отдельных теоретических поло­жений для части и целого совпадают. Используя предыдущий пример, можно сделать вывод о том, что новый производитель кожаных курток, решившийся заняться их изготовлением по причине высокой доходнос­ти этого вида деятельности, получит прибыль. Но для совокупности фирм этой отрасли появление новых производителей будет означать рост пред­ложения отрасли и, при прочих равных условиях, снижение цен и умень­шение размеров прибыли, а, возможно, и появление убытков.

Многие функциональные зависимости в экономической теории ис­следуются с применением метода предельного анализа. Предельная величина в экономической науке - это дополнительная величина. Так, предельная полезность выступает как дополнительная полезность, по­лучаемая потребителем от использования дополнительной единицы продукта; предельный доход - дополнительный доход, получаемый фир­мой от продажи дополнительной единицы товара; предельные издерж­ки - дополнительные издержки по производству дополнительной едини­цы продукции и т. д. Важнейшим принципом экономического анализа является сопоставление предельных выгод и предельных затрат при оценке состояния и перспектив деятельности экономических агентов. Ясно, что последние будут продолжать свою деятельность, как прави­ло, тогда, когда предельные выгоды от нее будут больше, чем предель­ные затраты, связанные с нею. Стимулы к продолжению экономической активности данного рода исчезают, как только предельные затраты ока­зываются выше предельных выгод.

Метод «предельных выгод - предельных затрат», как полагают сто­ронники «экономического империализма», позволяет анализировать не только экономическое поведение. Предположим, что Вы хотите бросить камень в чужой огород. Как рационально мыслящий субъект, Вы, конеч­но же, сопоставите Ваши предельные выгоды, скажем, удовольствие от наблюдения за полетом и приземлением камня, и предельные затраты,


например, необходимость объясняться с соседом или подвергаться с его стороны риску судебного преследования. Ваше решение будет за­висеть от того, насколько правильно Вы оцените соотношение этих двух предельных величин.

В случаях, когда решения одного экономического агента оказывают влияние на решения других, экономическая наука для исследования взаимодействия между ними может использовать т еорию игр. Теория игр, занимающаяся общим анализом стратегического взаимодействия между субъектами, может быть применена при объяснении взаимоотно­шений между несколькими фирмами на рынке, игроков в азартные игры, участников политических переговоров, особенностей экономического поведения потребителей и производителей. Недаром название книги, выпущенной в 1944 году авторами теории игр Джоном Нейманом и Ос­каром Моргенштерном, - «Теория игр и экономическое поведение».

Касаясь применения в экономических исследованиях экономико-м а т е м а ти че с кого м е т ода анализа, следует заметить, что он достаточ­но продуктивен до тех пор, пока служит удобной для восприятия фор­мой отражения экономического содержания. Но иногда происходит от­рыв формы от содержания, математические модели начинают подчи­няться собственной логике развития, что предопределяет возможность появления ошибочных основанных на математических построениях эко­номических выводов.

Экономическая наука обладает большим прогностическим потенци­алом. Основанные на выводах позитивной и нормативной экономичес­кой теории политические решения в ряде случаев могут быть наиболее эффективными из всех возможных. Однако, не следует сильно обольщаться, ибо всегда есть простор для действия закона непредви­денных последствий, когда принимаемые решения приводят к незапла­нированным, а иногда и к прямо противоположным результатам. Крыла­тым выражением стала фраза одного из председателей правительства России В. С. Черномырдина: «Мы хотели как лучше, а получилось как всегда...» Не будем забывать об этом!

§ 3. Основные направления и школы

в экономической теории

Экономическая наука имеет длительную и богатую исто­рию. Людям всегда были небезразличны процессы, прямо или косвенно влияющие на уровень их благосостояния. Поэтому размышления по по­воду хозяйственной жизни сопровождали последнюю с момента ее за­рождения.


 




Глава 2

Первые известные попытки систематизации экономических знаний связаны с греческими мыслителями, в первую очередь Ар ист о т еле м (364-322 до н. э.) и Пла т оно м (428-348 до н. э.), которые рассматрива­ли в своих исследованиях вопросы экономической жизни. Аристотель смог глубоко проникнуть в вопросы хозяйственной деятельности, имен­но он определил экономику как науку о богатстве и внес ценный вклад в теорию стоимости, цены и денег.

Сам термин «экономика» произошел от древнегреческого слова «экономия», которое, как считают ученые, изобрел греческий писатель и историк К с енофон т (430-355 до н.э.). Слово «экономия» состоит из двух слов: «ойкос» (дом, домашнее хозяйство) и «номос» (знаю, закон). Так что в буквальном, первородном смысле «экономия» означает науку о домоводстве, об искусстве ведения домашнего хозяйства.

Однако времена менялись, а вместе с ними не только менялся смысл слов, но и появлялись новые термины. Развитие общественного разделения труда и обмена привели к преодолению натуральной замк­нутости и формированию экономики как единого целого в масштабе того или иного государства. Возникает потребность в знаниях о народном хозяйстве всей страны. В 1615 г. французский экономист Ан ту ан де Монкретьен (1575-1621) публикует «Трактат политической экономии», в котором предлагает проводить экономическую политику всемерного поощрения торговли, доказывает, что последняя является главной це­лью производства. Работа А. Монкретьена дала название нарождавшей­ся тогда науке, которая сохранилась и по сей день.

Слово «политическая» в названии науки также имеет древнегречес­кие корни. Оно происходит от термина «полис» (город, государство) и заключает в себе более широкий смысл - искусство управления госу­дарственным, общественным хозяйством. В XVII-XVIII вв. политическая экономия была эмпирическим искусством, набором предписаний для правительственного пользования. Экономисты размышляли над текущи­ми хозяйственными проблемами и предлагали решения, призванные увеличить доход государства и монарха.

В этот период основным направлением экономической мысли был м еркан ти л и з м - концепция, которая видела основу национального про­цветания в накоплении благородных металлов (золота и серебра), счи­тавшимися главными формами богатства. К числу виднейших предста­вителей этого направления можно отнести уже упоминавшегося выше А. Монкретьена, английского экономиста То м а с а Мэна (1571-1641), французского экономиста и политика Жана Ба т и ст а Кольбера (1619-1683), российского экономиста и публициста Ивана Т и хонов и ча По с ошкова (1652-1726).

Французские ученые Фран с уа Кенэ (1694-1774) и Анн Тюрго


Предмет и метод экономической теории

/1727-1781) явились основателями школы ф и з и окра т ов, представите­ли которой считали, что только земля продуктивна и что только труд сель­скохозяйственных работников способен создать чистый продукт, то есть до­ход, превышающий затраты. Все другие виды деятельности (промышлен­ность, торговля) являются «бесплодными», поскольку они лишь перера­батывают продукты, не увеличивая их количество. Свои доходы, по мне­нию физиократов, промышленники и купцы получают из «вторых рук».

1 В литературе, посвященной истории экономической мысли, можно встретить различные точ­ки зрения на то, кого именно сле­дует относить к классикам эконо­мической науки. Так, марксистский взгляд на эту проблему суще­ственным образом отличается от взглядов современных западных экономистов. В нашем учебнике мы относим к классикам тех эко­номистов, которых объединяет на­бор определенных предпосылок, о которых речь пойдет далее.

В формировании и развитии политической экономии как науки вы­дающуюся роль сыграли такие ученые, как уже названный нами Фран­суа Кенэ, английские экономисты Уилья м Петти (1623-1687), Ада м Сми т (1723-1790), Давид Р и кардо (1772-1823), Джон С т юар т М и ль (1806-1873), французский экономист Жан-Ба тист Сэй (1762-1832). Не­смотря на различия их взглядов, иногда существенные, все они относят­ся к клас с ика м пол ит ической эконо мии .1 Классиков объединял ряд общих предпосылок, который, несмотря на расхождения по многим от­дельным вопросам, был присущ всем названным авторам. Прежде все­го, классики - сторонники экономического либерализма, суть которого нередко выражается словами «laissez faire» (буквально - «оставьте де­лать» - фр.). Принцип «laissez faire» - политическое требование, сфор­мулированное еще школой физиократов: полная экономическая свобо­да личности и свободная конкуренция, не ограниченная вмешатель­ством государства. Классическая школа рассматривает человека, преж­де всего, как «человека экономического». Его стремление к максимиза­ции своего богатства ведет и к приумножению богатства всего общества. «Невидимая рука», как назвал автоматический механизм самонастрой­ки экономики Адам Смит, направляет разрозненные действия отдельных производителей и потребителей таким образом, что вся система нахо­дится в состоянии долгосрочного экономического равновесия. Длитель­ное существование в такой системе без­работицы, перепроизводства или недо­производства товаров оказывается не­возможным. Классики внесли огромный вклад в создание аппарата экономичес­кой науки, который в дальнейшем ис­пользовался и совершенствовался в тру­дах других представителей мировой эко­номической мысли.

А. Смит и его последователи разра­ботали экономическую теорию, в основе которой лежала концепция трудовой сто­имости. Они считали, что богатство со­здается не только земледелием, но и тру­дом всех других классов, всей нации в


 




Глава 2

целом. Все классы, участвуя в процессе производства, сотрудничают, вступают в кооперацию, что исключает всякое различие между «бес­плодными» и производительными видами деятельности. Это сотрудни­чество наиболее эффективно, если оно осуществляется в форме рыноч­ного обмена.

На основе теории трудовой стоимости немецкий экономист и социо­лог Карл Марк с (1818-1883) создал учение об эксплуататорском харак­тере рыночного хозяйства (Маркс использовал термин «капитализм»). Только труд наемных рабочих создает богатство общества. Прибыль капиталистов представляет собой неоплаченный труд рабочего класса. Внутренние законы капитализма ведут к поляризации общества, отно­сительному и абсолютному обнищанию трудящихся, созреванию внутри самой капиталистической системы предпосылок для перехода к социа­листическому обществу в результате победоносной пролетарской рево­люции. Многие положения и прогнозы К. Маркса, носившие утопический характер, не подтвердились практикой развития общества.

Во второй половине XIX в. исследования концентрируются все в большей мере на рассмотрении конкретных отношений рыночных аген­тов, выработке соответствующих практических рекомендаций. Ученые все чаще стремятся к исследованию проблем оптимизации распределе­ния ограниченных ресурсов, широко применяя для этих целей аппарат предельных величин, математические методы. Вслед за этим меняется и название самой науки. Термин political economy («политическая экономия») вытесняется новым названием - economics («экономическая теория»).1

1 Заметим, что английское слово economics только в после­дние 6-8 лет стало переводиться на русский язык как экономичес­кая теория. До этого оно чаще всего переводилось как экономи­ка, политическая экономия, эко­номическая наука, или даже эко­номике - достаточно посмотреть на название известного учебника К. Макконнелла и С. Брю, выпу­щенного в свет в 1992 г.

Свое новое имя экономическая наука получила в вышедшей в 1890 г. книге выдающегося английского экономиста, основоположника неокла с­с иче с кого направления, главы «кембриджской школы» Альфреда Мар ш алла (1842-1924). Называлась она «Принципы экономической науки» (Principles of economics). Автор книги считал, что экономические исследования должны следовать практике житейской логики, быть на­учным обобщением рационального мыш­ления и поведения рыночных агентов. Поэтому под «экономике» стали пони­мать науку, исследующую поведение лю­дей в процессе производства, распреде­ления и потребления редких благ и услуг в мире ограниченных ресурсов, а также способы наиболее эффективного исполь­зования этих ресурсов.

В центре внимания представителей неоклассического направления находил­ся анализ условий, при которых потреби­тели и производители максимизируют


Предмет и метод экономической теории

свое благосостояние. Как показал А. Маршалл, такая максимизация воз­можна лишь в условиях свободной конкуренции, и именно тогда, когда рынок приходит в состояние сбалансированности, равновесия.

Созданные неоклассиками инструменты анализа и сегодня состав­ляют «золотой фонд» мировой экономической науки. Это - эластич­ность спроса, предельный анализ, различие между коротким и длитель­ным периодами при учете временных воздействий на хозяйственную де­ятельность, анализ внутренней и внешней производственной экономии в теории фирмы, взаимозависимость рынков и др.

Идеализация механизма свободной конкуренции («невидимая рука» рынка способна направлять развитие экономики по наиболее эффектив­ному пути), недооценка роли государства (оно должно быть лишь «ноч­ным сторожем»), характерные для неоклассиков, определяли развитие экономической теории на протяжении ряда десятилетий, вплоть до конца 20-х годов прошлого века. Экономическая теория этого периода снача­ла именовалась «теорией цены», затем «теорией фирмы», и, наконец, получила широко используемое сегодня название «микроэкономика».

Уже на рубеже XIX и XX веков микроэкономический анализ подвер­гается острой критике со стороны некоторых ученых, однако, в конеч­ном итоге оппозиционные выступления, как это часто случается, только способствовали развитию и укреплению авторитета неоклассического направления. В этот период науке стали известны имена таких выдаю­щихся ученых-неоклассиков, как Арт у р П и г у (1877-1959), Карл Менгер (1840-1921), Евген и й Бё м -Баверк (1851-1914), Фр и др и х Визер (1851-1926), Леон Вальра с (1834-1910), В и льфредо Паре т о (1848-1923) и др. Именно в их трудах были окончательно сформулированы основные принципы м арж и нал и з м а (от marginal - предельный - англ.), или тео­рии предельной полезности, знаменовавшей поистине революционный прорыв в представлении о ценности, цене, пропорциях обмена, издерж­ках, спросе и предложении и др. Маржиналисты в основу экономичес­кого анализа положили субъективные оценочные суждения вовлеченных в хозяйственные отношения субъектов (подробнее об этом см. в гл. 5).

Опираясь на «закон рынков» Ж.-Б. Сэя, согласно которому предло­жение продукта всегда создает спрос на него самого («товары обмени­ваются на товары»), неоклассики обосновывали саморегулирующийся характер рыночной экономики, способность механизма свободной кон­куренции восстанавливать нарушенное равновесие и обеспечивать тем самым динамичное, бескризисное развитие.

Особое место в экономической науке занимают такие последовате­ли принципа «laissez faire», как австро-американский экономист Авг уст Фридрих фон Хайек (1899-1992) и австрийский экономист Людвиг фон М и зес (1891-1973). На протяжении всей своей творческой жизни эти ученые стояли на позициях непримиримых противников государ-


 




Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


ственного вмешательства в экономику, предупреждали об опасности чрезмерной зарегулированности хозяйства, которая незаметно для ее последователей ведет к тоталитаризму.

Между тем, кризисные явления, нараставшие в западных странах на протяжении 1920-х годов (по прогнозам неоклассиков, они вот-вот должны были рассосаться), вылились в грандиозный по своим масштабам и глуби­не мировой экономический кризис («Великую депрессию») 1929-1933 гг. Вместе с кризисом хозяйства наступил кризис и микроэкономической тео­рии, в частности, неоклассического направления как ее сердцевины.

На авансцену экономической мысли поднимается новое направле­ние научного анализа - кейн си ан с тво, поставившее в центр внимания проблемы макроэкономики. Вышедшая в 1936 г. книга выдающегося ан­глийского экономиста Джона Мейнарда Кейн с а (1883-1946) «Общая те­ория занятости, процента и денег» произвела подлинную революцию в экономической теории и дала ответы на многие вопросы, которые не могли быть решены в рамках только микроэкономического анализа (см. подробнее гл. 18, 26).

Кейнс отказался от главного постулата неоклассического учения -«закона рынков» Сэя - и выводимой из него формулы рыночного меха­низма как идеальной саморегулирующейся системы. Двигателем эконо­мики, по мнению Кейнса, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложе­ния. Для повышения совокупного спроса Кейнс рекомендовал исполь­зовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства. В дальнейшем значительный вклад в разработку теоретической систе­мы Кейнса внесли американские ученые Элв и н Хан с ен, Пол Са му эль-сон, английский экономист Джон Хикс и другие.

Кейнсианский подход к механизму функционирования экономики имел большой успех с конца 1940-х и до 1960-х гг., когда он стал под­вергаться критике сначала со стороны монетаристов, а затем со стороны представителей новой классической макроэкономической теории.

Монетаризм представляет собой такое течение экономической мыс­ли, которое ставит деньги в центр макроэкономической политики, отводя им решающую роль в колебательном движении национального хозяй­ства. Монетаристские концепции послужили основой кредитно-денежной политики, используемой в качестве важнейшего направления государ­ственного регулирования экономики (см. гл. 20). Задача государства в области управления экономикой сводится, с точки зрения современных монетаристов, к контролю над эмиссией денег и денежной массой, дос­тижению сбалансированности государственного бюджета, установлению высокого кредитного банковского процента для борьбы с инфляцией.

Зачатки идей монетаризма просматриваются еще в экономических учениях древности и в явном виде присутствуют у меркантилистов.


Определенные элементы монетаристского подхода видны и в работах ан­глийских классиков. Сформулированная шотландским философом Дав и­ дом Ю м о м (1711-1776) количественная теория денег, связывавшая уро­вень цен с объемом денежной массы в стране, получила поддержку, в ча­стности, со стороны Д.Рикардо. Но в современном виде концепция мо­нетаризма наиболее ярко выражена в работах лауреата Нобелевской премии по экономике за 1976 г. профессора Чикагского университета М и лтона Фр и д м ена (род. 1912).

Достижения Фридмена в области монетаризма так или иначе связаны с критическим анализом теории Кейнса и его последователей, исходивших из положения о несущественном влиянии денег на общие расходы, потреб­ление, цены и убежденности в неспособности рыночной экономики ав­томатически добиться полной занятости и стабильности цен.

Критикуя эти положения, Фридмен в целом ряде своих работ, в том числе по «монетарной» истории США, показал, что все крупные изме­нения хозяйственной жизни связаны, прежде всего, с денежными им­пульсами, эмиссией денег. «Хозяйство пляшет под дудку доллара, по­вторяет его танец», - так образно сформулировал главный вывод своих исследований Фридмен.

Положения монетаристов относительно неэффективности денежной политики в краткосрочном периоде были подвергнуты критике сторонни­ками новой кла сс иче с кой м акроэконо ми че с кой т еор ии. Эта научная школа сформировалась в 1970-е гг. в результате применения принципов микроэкономического анализа к сфере макроэкономики. Новые класси­ки выдвинули гипотезу рациональных ож и дан и й (см. гл. 23, 26), за которую ее автор - Робер т Л у ка с (род. 1937), профессор Чикагского университета, - удостоился Нобелевской премии по экономике за 1995 г. Согласно данной гипотезе, будущие ценовые ожидания являются чрез­вычайно важными мотивами поведения для всех, кто принимает эконо­мические решения: для компаний, организаций и даже для отдельных семей. До этого считалось, что подобные решения экономических субъектов строятся на произвольной или статической основе. Так, ожи­даемый уровень цен рассматривался как практически неизменный. Ги­потеза рациональных ожиданий позволила постоянно заглядывать впе­ред и соотносить эти ожидания с изменяющейся информацией.

Еще одним важным направлением современного экономического анализа является теория эконом и к и предложения, завоевавшая попу­лярность в 1970-1980-е гг. Виднейшим ее представителем является американский экономист Ар т ур Лаффер (род. 1941). Появление теории экономики предложения было обусловлено серьезным кризисом госу­дарственного регулирования рыночной экономики на основе кейнсианс-ких рецептов, который с полной силой проявился в начале 1970-х гг. За­падная экономическая мысль перешла к активному поиску новых мето­дов оздоровления экономики, которые, как стало ясно в дальнейшем,


 




Глава 2


Предмет и метод экономической теории


 


опирались главным образом на неоклассические, в частности, на моне­таристские взгляды и подходы.

В самом названии теории - «экономика предложения» - авторы про­тивопоставляют ее кейнсианству, которое главное внимание уделяет ре­гулированию спроса. С их точки зрения Лаффера и его сторонников, ре­шающим фактором экономического развития является не спрос, а пред­ложение.

Один из основных постулатов теории «экономики предложения» -уменьшение вмешательства государства в экономические процессы и стимулирование частной инициативы и предпринимательства. Особая роль при этом отводилась государственным финансам: уменьшению налогов, сокращению государственных расходов, уменьшению количе­ства денег в обращении с помощью соответствующей политики в обла­сти государственного кредита. Положения и выводы теоретиков эконо­мики предложения стали одним из важных элементов политики «рейга-номики» в США в 1980-е годы прошлого века, в рамках которой про­изошло резкое уменьшение ставок подоходного налога.

Особое место в современной экономической теории занимает и н­ ститу ц и онально- с оц и олог и че с кое направле ни е, представителями ко­торого являются Тор ст ейн Ве б лен, Джон Ко м мо нс, Уэ с л и М ит челл, Джон Гэл б реи т. Свое имя это течение получило от названия книги Дж. Коммонса «Институциональная экономика», вышедшей в 1924 году в Нью-Йорке. Однако основателем институционально-социологического направления считается Т. Веблен (1857-1929), доктор философии из Йельского университета, выпустивший в 1899 г. книгу «Теория праздно­го класса». Буквально термин «институционализм» происходит от поня­тий «институция» (обычай, заведенный порядок) и «институт» (порядок, закрепленный в форме закона или учреждения).

Представители институционализма подошли к исследованию эконо­мических проблем с нетрадиционных позиций. По существу, их метод явился реакцией на метод классической и неоклассической школ, исход­ным пунктом которого был уже известный нам из гл. 1 «человек эконо­мический». Институционалисты предложили исследовать человека не изолированного, а в зависимости от его среды. Поэтому «человека эко­номического» они заменяют «человеком социологическим», находящим­ся в центре совокупности общественных отношений, или «человеком в конкретной ситуации».

Эта ситуация, по мнению институционалистов, состоит, главным об­разом, из институтов в самом широком смысле этого слова, т. е. из со­вокупности писаных и неписаных законов и установлений, которых при­держиваются хозяйствующие субъекты какого-либо сообщества, и из со­вокупности органов, учреждений, социологических или административ­ных групп, которые содействуют формированию структуры этой среды. Под рубрику институтов попадают такие явления, как государство, се­мья, моральные и правовые нормы, корпорации, профсоюзы, различные


экономические явления и механизмы. Сюда же можно отнести обще­ственное мнение, моду, высшее образование, свободное предпринима­тельство, частную собственность, кредит и т. д.

Метод институционально-социологической школы учитывает одно­временно и эволюцию институтов, изменяющую условия хозяйственной жизни, и влияние экономики на сами эти институты.

В послевоенный период «чистый» институционализм пошел на убыль. Из отдельного течения институционализм превратился, с одной стороны, в элемент экономической теории, с другой - в метод общего анализа процессов и сдвигов в реальной экономической системе. Ко второму случаю можно отнести с овре м енный нео и н ститу ц и онал и з м, в рамках которого возникла экономическая теория прав собственности (Рональд Ко у з, США), теория экономической организации (Рональд Ко у з, Ол и вер У и лья мс он, США), теория общественного выбора (Джей мс Бьюке н ен, США) и др.

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов и придает особое значение роли трансакционных издержек (издержек рыночной координации производства - подробнее о них см. гл. 4, 9). На концептуальной основе трансакционных издержек была сформулирована новая роль прав собственности в механизме функционирования и развития рыночного хозяйства, дан ответ на воп­рос, зачем нужна фирма, если есть рынок, разработан ряд других инте­ресных проблем хозяйственной жизни. Теория о бщ е ст венного выбо­ра исследует взаимосвязь экономических и политических явлений (см. гл. 17). Иначе выражаясь, эту теорию можно рассматривать как эконо­мический анализ политической деятельности. Политическая сфера предстает как своеобразный рынок, причем общественные деятели при выработке тех или иных решений руководствуются тем же принципом максимизации частной выгоды, что и отдельный индивидуум или фир-' ма. А это означает, что законодательными и исполнительными органа­ми возможно принятие таких решений, которые максимизируют благо­состояние выборных политиков и чиновников, но далеко не оптималь­ных с точки зрения максимизации общественного благосостояния.

В целом на протяжении XX века в экономической теории сложилось господствующее положение так называемого «основного течения» {mainstream). Этим термином принято называть неоклассическую тео­рию, в том современном ее виде, который наиболее отчетливо пред­ставлен в зарубежных стандартных учебниках и ряде ведущих теорети­ческих журналов по экономической теории. Однако следует отметить, что «основное течение» не сводится только к фундаментальным поло­жениям неоклассики. Важнейшая особенность mainstream состоит в его способности впитывать в себя, делать своей составной частью выдер­жавшие проверку временем постулаты кейнсианства, неокейнсианства, неоинституционализма и др. Достаточно сравнить 5-е издание широко известного учебника П. Самуэльсона «Экономика», переведенное на


 




Глава 2


Основные закономерности экономической организации общества


 


русский язык в 1964 г., и 16-е его издание (в соавторстве с В. Нордхау-сом), вышедшее в России в 2001 г. В первом из названных изданий от­сутствуют такие категории, как несостоятельность (фиаско) рынка, теорема Коуза, теория общественного выбора и другие важнейшие по­нятия неоинституциональной экономической теории, вошедшие в пос­леднее издание учебника, считающегося образцом «основного направ­ления» в преподавании современной экономической науки.

Таким образом, современная экономическая теория не является на­бором раз и навсегда установленных ею законов и теорем, а исключи­тельно гибким и постоянно совершенствующимся инструментом позна­ния, способным давать ответы на вопросы, возникающие при исследо­вании различных экономических систем.

Основные поня т ия:

microeconomics macroeconomics positive and normative economics economic policy analysis and syntheses induction and deduction analogy economic models functional analysis mercantilism physiocrats classical school laissez - faire principle neo-classical school marginalism keynesianism monetarism new classical economics

Микроэкономика

Макроэкономика

Позитивная и нормативная экономическая теория

Экономическая политика

Анализ и синтез

Индукция и дедукция

Аналогия

Экономические модели

Функциональный анализ

Меркантилизм

Физиократы

Классическая школа

Принцип «laissez - faire»

Неоклассическая школа

Маржинализм

Кейнсианство

Монетаризм

Новая классическая экономическая теория

Теория экономики предложения supply-side economics

Институционализм institutional economics

Неоинституционализм neo-institutional economics

«Основное течение» mainstream


Глава 3. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА

«Нас изг




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-23; Просмотров: 840; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.