КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика расчетов ФФПР
Основными формулами, использовавшимися при распределении ФФПР на 2002 г., являлись следующие: ВНР.^а-ИНЩ где ВНР/ — валовые налоговые ресурсы субъекта Федерации в расчете на одного жителя; а — прогнозируемый на 2002 г. средний уровень налоговых доходов субъектов Федерации (для их консолидированных бюджетов) в расчете на одного жителя. Этот показатель определялся с принятием проекта закона о федеральном бюджете на 2002 г. в первом чтении; ИНЩ — индекс налогового потенциала данного субъекта Федерации, представляющий собой относительную (по сравнению со средним по России уровнем) количественную оценку возможностей экономики региона, с учетом ее уровня и структуры развития, генерировать налоговые доходы, поступающие в консолидированный бюджет субъекта Федерации. Этот индекс определяется по формуле: где Vi — суммарная величина добавленной стоимости отраслей экономики (в ценах базового года) в расчете на одного жителя по данно- му субъекту Федерации, отнесенная к аналогичному показателю по России, в среднем за 1998—1999 гг. Величина добавленной стоимости рассчитывается по данным Госкомстата России за указанные годы. При этом из расчетов исключаются добавленная стоимость страхования и сельского хозяйства, как не оказывающие существенного влияния на конечный результат, а также стоимость отраслей экономики ЗАТО (по удельному весу населения ЗАТО в городском населении субъекта Федерации), так как межбюджетные отношения с ЗАТО производятся в другом порядке; Котр — поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики данного субъекта Федерации. Этот коэффициент представляет собой сумму показателей налоговой нагрузки в среднем по основным отраслям (промышленности, строительству, транспорту, торговле, жилищно-коммунальному хозяйству и прочим отраслям), каждый из которых умножался на долю добавленной стоимости соответствующей отрасли в сумме добавленных стоимостей этих отраслей экономики данного субъекта Федерации в 1999 г. В свою очередь, по промышленности результат произведения упомянутых двух показателей умножался и на поправочный коэффициент на отраслевую структуру промышленности в данном субъекте Федерации. При этом учитывались: электроэнергетика, топливная промышленность, черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, пищевая промышленность, промышленность строительных материалов, легкая промышленность, пищевая промышленность, микробиологическая промышленность, медицинская промышленность и прочие отрасли промышленности. Для исчисления данного поправочного коэффициента суммировалось произведение каждого относительного среднего уровня налоговой нагрузки по соответствующей отрасли на долю этой отрасли в общем объеме продукции промышленности субъекта Федерации. Использовались в расчетах и дополнительные поправочные коэффициенты на отраслевую структуру по топливной промышленности, химической и нефтехимической; лесной, деревообрабатывающей и Целлюлозно-бумажной; легкой; пищевой промышленности. Для приведения удельных (на одного жителя) ВНР к сопоставимо-У виду их значение делится на индекс бюджетных расходов (ИБР), °торый представляет собой относительную (по сравнению со средним уровнем по России) количественную оценку, показывающую, на ■олько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных средств
(в расчете на душу населения) в данном субъекте Федерации, с учетом объективных региональных факторов и усилий, по сравнению со средним по России уровнем для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг.
ИБРг исчисляется по следующей формуле: где Ri — суммарные бюджетные расходы субъекта Федерации на 2002 г. по уточненному кругу отраслей (направлений расходных статей); 7V, — численность постоянного населения субъекта Федерации на 1 января 2001 г. (здесь и далее без ЗАТО); ЛРФ — суммарные бюджетные расходы субъектов Федерации на 2002 г. по уточненному кругу отраслей (направлений расходных статей); NPo — численность постоянного населения России на 1 января 2001 г. (без ЗАТО). Суммарные бюджетные расходы субъектов Федерации рассчитывались на 2002 г. как сумма нормативных расходов по следующим отраслям: жилищно-коммунальное хозяйство, начальное и среднее общее образование, дошкольное образование, начальное и среднее профессиональное образование, здравоохранение, физическая культура и спорт, социальное обеспечение и социальная защита населения, культура и искусство, общественный транспорт, правоохранительная деятельность, управление. Дополнительно учитывались расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах». При расчете нормативных расходов на жилищно-коммунальное хозяйство использовались федеральные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. м общей площад-и жилья по субъектам Федерации на 2002 г., утвержденные постановлением Правительства РФ. Нормативные расходы на эту отрасль определялись для каждого субъекта Федерации как сумма нормативных дотаций на ЖКХ и бюджетных расходов на выплату адресных жилищных субсидий малоимущему населению (за исключением льгот, установленных федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Нормативные бюджетные дотации ЖКХ {В!) рассчитываются по формуле: Bt=\2-(lrf)- С,*"*• SrpM• Ni, где С,*** — федеральный стандарт предельной стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг в субъекте Федерации (в расчете на месяц);/— установленный на 2002 г. норматив оплаты на- селением жилищно-коммунальных услуг; Л1/101* — норматив обеспеченности жилой площадью на 1 чел. (18 кв. м); М — численность населения субъекта Федерации.
В свою очередь, расходы на выплату адресных жилищных субсидий рассчитываются по формуле: Л=12-£ (G-S,), где Gi — численность населения ву-й группе доходов; численность населения ву-й группе доходов определялась на основе данных Госкомстата России о распределении населения по среднедушевому денежному доходу в 2000 г. по субъектам Федерации как произведение доли населения ву-й группе доходов 1-го субъекта Федерации и численности постоянного населения /-го субъекта Федерации; Si — сумма среднемесячных субсидий на душу населения дляу-Й группы доходов, которая исчисляется по формуле: St=Ei- Ucp -j -q, где Е/ — душевые среднемесячные доходы населения на ЖКХ на 2002 г.; Ucp — средний уровень доходов ву-й группе доходов; j — коэффициент роста среднедушевых доходов в среднем по России на 2002 г. по отношению к уровню 2000 г. Последний определяется на основе прогноза роста среднедушевых доходов населения в среднем по России (150,97% для 2002 г. по отношению к 2000 г., рассчитано Минфином России по данным Минэкономразвития России); q — максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг на 2002 г., утвержденная постановлением Правительства РФ (23%). Такой расчет производитсятолько для населения тех групп доходов, для которых верно неравенство: Е, > Ucp -j • q. Душевые среднемесячные расходы населения на ЖКХ на 2002 г. определялись по формуле: £■,=/• С,жкх • Srw (значение приведенных в формуле показателей указаны выше к формуле определения бюджетных расходов на выплату адресных жилищных субсидий). Средний уровень доходов в у'-й группе доходов определяется как 50% суммы максимального и минимального уровней доходов ву-й группе доходов. В расчет ИБР принимаются нормативные расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации по социально значимым отраслям (направлениям). Исчисление таких нормативов (Rrpi") осуществляется по единой методологии, исходя из следующей базовой Формулы:
Янорм = к?* -гРф ■ q, ■ Ptj где k,ya- ~ коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг; гРФ — норматив финансирования данного вида услуг на 2002 г. в расчете на одного потребителя в среднем по субъектам Федерации; ф — поправочный коэффициент; Р( — число потребителей данного вида бюджетных услуг в субъекте Федерации. В свою очередь, коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг (к,м) рассчитывается для каждого субъекта Федерации по формуле: ^д = 0,5-/^п + (0,3 - к,"+ 0,2 • кГК) ■ (1 + fc1*), где к<зп — коэффициент заработной платы; к,п — коэффициент уровня цен; к?3* — коэффициент стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг; fc™ — коэффициент транспортной доступности. Определение каждого из указанных выше коэффициентов производится по следующим формулам. Коэффициент заработной платы рассчитывается по формуле: к?п ~ к?** + £ кгрр ■ n,Jcpp + d, где к?зй — средневзвешенный (по численности населения соответствующих городов и районов) районный коэффициент к заработной плате, установленный федеральными нормативно-правовыми актами; кгрр — территориальные надбавки к заработной плате, установленные федеральными нормативно-правовыми актами в соответствующих районах (городах) данного субъекта Российской Федерации; я,тсрр — удельный вес населения данных районов (городов) в общей численности населения субъекта Федерации; d — условная надбавка по компенсации затрат на проезд к месту использования отпуска для работников бюджетной сферы. Эта надбавка исчисляется по формуле: d=^(U3p- kr)- nr, где U3p — коэффициент отдаленности (устанавливается дифференцирование по экономическим районам (зонам) с увеличения в 2 раза для субъектов, не имеющих выхода на железнодорожную магистраль (Северный экономический район — 0,4 (0,8), Уральский и Западно-Сибирский — 0,6 (1,2), Восточно-Сибирский — 0,8 (1,6), Дальневосточный — 1,0 (2,0); Кг — территориальные надбавки к заработной плате, установленные федеральными нормативно-правовыми актами в соответствующих районах (городах) данного субъекта Федерации, работники бюджетной сферы которых имеют право на компенсацию проезда к месту использования отпуска; пот _ удельный вес населения данных районов (городов) в общей численности населения субъекта Федерации. В качестве коэффициента уровня цен принимается отношение стоимости минимального набора продуктов питания в данном субъекте Федерации к среднему по России уровню (в среднем за июль 2001 — июнь 2002 г. на основе ежемесячных данных). Минимальное значение коэффициента уровня принимается равным 1. Коэффициент стоимости топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг для данного субъекта России рассчитывается по формуле: Кгк = кг - (kj** + к;м)/2, где к*00 — отношение продолжительности отопительного сезона в данном субъекте Федерации к среднему по России уровню; к,жку — отношение федерального стандарта стоимости предоставления жилищно-коммунальных услуг на 2002 г., установленный постановлением Правительства РФ по данному субъекту Федерации к среднему по Российской Федерации уровню; £,эн — отношение минимального уровня тарифа на электроэнергию для населения, установленного постановлением Правительства РФ, к среднему по Российской Федерации уровню. Коэффициент транспортной доступности рассчитывается по формуле: *,.■ где к? — коэффициент сезонности завоза товаров, который рассчитывается по формуле: Л,с — 360/180 -(1 + 7Х-), где 360 — срок транспортной доступности для районов, не отнесенных к районам с ограниченными сроками завоза продукции (дней); 180 — максимальный срок транспортной доступности для районов, отнесенных к районам с ограниченными сроками завоза продукции (дней); 77?,- — коэффициент транспортной освоенности территории. Коэффициент транспортной освоенности территории рассчитывается по формуле:
TRi= l-pi/pcp, TRepi — плотность транспортных путей постоянного действия (железных дорог и автодорог с твердым покрытием) в данном субъекте Федерации; рср — плотность транспортных путей постоянного действия в среднем по России. Отрицательные значения коэффициента транспортной освоенности территории принимаются равными 0; я,отд — максимальное значение одного из двух показателей: а) удельного веса населения субъекта Федерации, проживающего в районах с ограниченными сроками завоза товаров (навигации), и б) удельного веса населения, проживающего в горных районах. Для соответствующих отраслей при расчете нормативных расходов консолидированных бюджетов субъектов Федерации (Л/10*»1) используются следующие поправочные коэффициенты: • для начального и общего среднего (школьного) образования, • для здравоохранения — дополнительный поправочный коэф • для правоохранительной деятельности — поправочный коэф Расчет нормативных расходов на государственное и муниципальное управление проводился путем суммирования соответствующих расходов исходя из норматива на одного жителя городской и сельской местности. Расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» (в части, подлежащей финансированию из бюджетов субъектов Федерации) рассчитывались по формуле: Svr= Vi-k^-w, где Vi — общее число лиц, подпадающих под действие Федерального закона «О ветеранах» в данном субъекте Федерации; &/л — коэффициент удорожания стоимости условной единицы бюджетных услуг для данного субъекта Федерации; w — минимально гарантированный объем расходов на реализацию одного закона «О ветеранах» в расчете на одного ветерана. Средние по субъектам Федерации нормативы финансирования социально значимых услуг установлены на основе данных, представленных соответствующими министерствами и ведомствами, оценок Минфина России либо рассчитаны исходя из общего объема текущих расходов по данной статье (направлению) по отношению к ВВП. Для приведения удельных ВНР к сопоставимому виду их значение делится на ИБР. Определяемый трансферт из ФФПР состоит из двух частей: Первая часть (80%), распределяемая между субъектами Федерации, для которых приведенные к сопоставимому виду удельные ВНР не превышают среднего по России показателя, пропорционально отклонению приведенных удельных ВНР от среднего по субъектам Федерации уровня. Эта часть трансферта определяется по следующей формуле: Ti=w00I7P-Di/'£ Д, где w — доля первой части ФФПР в общем объеме ФФПР; ФФПР — общий объем ФФПР (без учета Чеченской Республики, по которой использован прямой счет на основе доходно-расходной модели); Д — объем средств, необходимых для доведения приведенных удельных ВНР по данному субъекту Федерации до среднего по России уровня (при условии, что Д > 0). Этот показатель определяется по формуле: Д = а • (1 - ИНП, I ИБР) ■ ИБР, ■ Ni, где а — средний по субъектам Российской Федерации уровень налоговых доходов в расчете на душу населения, прогнозируемый на 2002 г.; ИНП/ — индекс налогового потенциала для данного субъекта Федерации; HEPi — индекс бюджетных расходов данного субъекта Федерации. Возвращаясь к формуле определения объема средств, необходимого Для доведения приведенных удельных ВНР данного субъекта Феде-
рации до среднего по Российской Федерации, отметим что: ^ Д — суммарный объем средств, необходимых для доведения приведенных удельных ВНР до среднего по России уровня (по субъектам Федерации, для которых Di > 0); Д — численность населения данного субъекта Федерации (здесь и далее без ЗАТО). Вторая часть (20%) трансферта из ФФПР рассчитывается по формуле: Т2 = [х - (а ■ ИНЛ* + ТО/ИБР,] • MBPi ■ Nh где х — максимальный уровень, до которого может быть проведено повышение удельных приведенных ВНР; а — средний по субъектам Федерации уровень налоговых доходов на душу населения, прогнозируемый на 2002 г.; Т[ — первая часть трансферта данному субъекту Федерации в расчете на душу населения; ИНП, — индекс налогового потенциала для данного субъекта Федерации; ffEPi — индекс бюджетных расходов для данного субъекта Федерации; N, — численность населения данного субъекта Федерации. Итоговый трансферт субъекту Федерации из ФФПР определялся суммированием первой и второй частей трансферта. По мере совершенствования информационной базы и повышения прозрачности бюджетов, отчетов об их исполнении, достижения стабильности налогового и бюджетного законодательства целесообразным и возможным станет процесс упрощения расчетов по обоснованному распределению ФФПР. При определении межбюджетных отношений на 2002 г. в основном были приняты подходы, выработанные на 2001 г. Вместе с тем при оценке налогового потенциала использовались средние за 1998— 1999 гг. данные об объеме ВРП. Объем ФФПР увеличен в 1,5 раза (147,5 млрд руб.). В их числе дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности субъектов Федерации — 135,9 млрд руб.; субсидии на государственную финансовую поддержку закупки и доставки нефти, нефтепродуктов, топлива и продовольственных товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов в межнавигационный период для снабжения населения, предприятий и организаций социальной сферы и жил и щно- коммунального хозяйства — 8,96 млрд руб.; субсидии на компенсацию тарифов на электроэнергию территориям Дальнего Востока и Архангельской области — 2,6 млрд руб. Эти территории не располагают достаточной сырьевой базой топливных ресурсов, завоз топлива производится из отдаленных регионов России, и услуги по перевозке топлива к месту нахождения электростанций оказывают значительное влияние на формирование тарифов на электроэнергию, которые выше, чем в среднем по России. В дальнейшем предполагается что в составе ФФПР не будут отдельно выделяться целевые средства на поставку продукции в данные районы и для компенсации тарифов на электроэнергию. финансовая помощь из этого фонда предусмотрена 73 субъектам Федерации. Расширен перечень компенсаций бюджетам регионов, включаемых для распределения через Фонд компенсаций (40,8 млрд руб.). Компенсации из этого фонда производятся всем субъектам Федерации. Помимо финансирования «детских пособий» (23,9 млрд руб.) и льгот инвалидам (11,9 млрд руб.) предусмотрены средства на возмещение льгот гражданам, пострадавшим от радиации (1,0 млрд руб.), Героям Советского Союза и Российской Федерации (114,9 млн руб.), на реализацию Закона РФ «О реабилитации лиц, подвергшихся политическим репрессиям» (1,3 млрд руб.), а также на значительную часть ведомственных льгот на получение жилищно-коммунальных услуг и услуг связи до их перевода в денежную форму через оплату труда (2,5 млрд руб.). Последнее предусматривается со второго полугодия 2002 г. из федерального бюджета через финансирование соответствующих министерств и ведомств для военнослужащих, сотрудников милиции, органов внутренних дел, налоговой полиции, должностных лиц таможенных органов. Объем этого фонда возрос с 33 до 40,8 млрд руб. Впервые в составе федерального бюджета образован Фонд софинан-сирования социальных расходов (ФССР) в целях стимулирования субъектов Федерации через субсидии поддерживать на определенном Уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг (18,7 млрд руб.). В~нем предусмотрены дотации для возмещения расходов на выплату адресных субсидий малообеспеченным гражданам для оплаты жилья и коммунальных услуг (5 млрд руб.). В этом фонде предусмотрено частичное возмещение дополнительных расходов регионов на повышение тарифной ставки (оклада) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работникам бюджетной сферы (13,7 млрд руб.). За пределами соответствующих фондов отдельными статьями или о федеральным программам предусматриваются следующие виды и направления финансовой помощи. Дотации на возмещение расходов по содержанию ведомственных ьектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы, Преданных в ведение органов местного самоуправления (7 млрд руб.).
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |