КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции государственного кредита
Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического роста. Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В развитых странах государственные займы являются важным источником финансирования бюджетного дефицита. Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Таким образом, фискальная функция государственного кредита позволяет перераспределить во времени налоговую нагрузку на население. Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость. Используя государственный кредит, государство оказывает положительное влияние на производство и занятость по следующим направлениям: ' кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных производителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внешних рынках; 1 компенсируя банкам потери при разорении добросовестных заемщиков из малого и среднего бизнеса; страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотехнологичных товаров; выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;
* закупая товары отечественного производства за счет займов за
* выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам, Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране. Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на экономику страны. Опыт некоторых развитых стран, в частности США и Канады, показывает возможность позитивного воздействия долга на экономику. Как правило, это связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг. Но чаще возникает ситуация, когда государственный долг, как результат кредитных заимствований государства, оказывает не стимулирующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, ограничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление. Исследованиями зарубежных экономистов установлено, что основными каналами негативного воздействия долга на национальную экономику являются: * невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взи * удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом * сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокраще В странах с переходной экономикой, включая Россию, и в развивающихся государствах наблюдается как раз такая ситуация, когда государственный долг выступает фактором сдерживания экономического роста. При этом в структуре совокупного государственного долга России в настоящее время 87,6% приходится на внешний долг, который в современных условиях опаснее внутреннего. Дело в том, что его погашение связано с накоплением резервов в твердой валюте, что предполагает обязательное положительное сальдо в платежном балансе.
Реальная стоимость обслуживания государственного внешнего Государственные займы используются главным образом для покрытия бюджетного дефицита. Если доходы бюджета, обеспечиваемые в основном налоговыми поступлениями, меньше, чем предполагаемые расходы, то образуется бюджетный дефицит. В международной практике государственных финансов считается нормальной ситуация, когда бюджет страны сводится с дефицитом. При этом важно, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Однако степень сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета выглядит по-разному в отдельных развитых странах. Так, только две страны «большой семерки» в последние годы имеют бездефицитные бюджеты. Речь идет о Канаде, у которой бюджет полностью сбалансирован, и Великобритании, которая по итогам 1999 г. имеет бюджет с профицитом 0,6% ВВП, причем в 2000 г. профицит составил 1,3%. В остальных промышленно развитых странах государственные бюджеты сводятся с дефицитом. Среди них лидирует Япония с дефицитом 9% ВВП. За ней идут США, которые за последнее десятилетие имели дефицит^ не превышавший 3% ВВП. Правда, в 2000 г. им удалось сбалансировать бюджет и даже свести его с профицитом, но в 2001 г. снова возник дефицит, В Италии дефицит равен 2,4% ВВП, в Германии — 2% (на 2000 г. планировался 1%), во Франции — 1,7% ВВП. В РФ на протяжении всего периода рыночных реформ государственные бюджеты были дефицитными. Государственный кредит активно использовался в качестве источника покрытия бюджетного дефицита. В 2001—2003 гг. принимались бюджеты с профицитом. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» доходная ч^сть определена в объеме 2417, 8 млрд руб., расходная — 2345,6 млрд руб. При благоприятных условиях (конъюнктура цен на мировом нефтяном рынке) профицит будет получен в размере 72,2 млрд руб.
Бюджетным кодексом Российской Федерации в разделе IV «Сбалансированность бюджета» определено содержание понятий профицита бюджета и порядка его использования, а также дефицита бюджета и источников его покрытия. Бюджеты всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, местный) должны быть составлены без профицита. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефи-Штом (Превышением расходов над доходами) законом (решением) об этом бюджете утверждаются источники дефицита бюджета, они уста-авливаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основ-
ным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджетов, если по этому поводу нет специального положения в законе о федеральном бюджете на текущий год. Так, например, федеральным законом о бюджете на 2000 г. был утвержден объем кредитования Банком России Правительства РФ в размере 30 млрд руб. на цели покрытия кассовых разрывов между текущими доходами и текущими расходами бюджета. Покрытие бюджетного дефицита путем государственных заимствований формирует государственный долг страны. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным долгом РФ являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом. Бюджетным кодексом РФ предусмотрены источники финансирования дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальный), состав государственного долга по формам и срочности долговых обязательств (гл. 13 и 14). Статья 106 определяет предельный размер государственного долга РФ и предельные объемы государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внутреннего долга и государственного внешнего долга РФ, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Предельная величина государственных внешних заимствований РФ не должна превышать годовой размер платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга местного самоуправления и предельные объемы их заимствований определяются установленными в законе субъекта РФ о бюджете (или правовым актом местного самоуправления о местном бюджете) верхними пределами долга субъекта РФ и муниципального долга. Эти верхние пределы не должны превышать объем доходов соответствующего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.
Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |