Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции государственного кредита




Государственный кредит выполняет три функции — фискальную, регулирующую, стимулирования (или сдерживания) экономического

роста.

Через фискальную функцию государственного кредита осуществля­ется дополнительное формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обес­печивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов. В развитых странах государственные займы являются важным ис­точником финансирования бюджетного дефицита.

Фискальная функция государственного кредита выражается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. Источником погашения долгов по ранее полученным государством займам являются налоговые выплаты будущих поколений граждан данной страны. Таким образом, фискальная функция государственно­го кредита позволяет перераспределить во времени налоговую нагруз­ку на население.

Государственный кредит выполняет также регулирующую функцию. Она связана с состоянием денежного обращения, уровнем ставок на рынке денег и капиталов, влияет на производство и занятость.

Используя государственный кредит, государство оказывает поло­жительное влияние на производство и занятость по следующим на­правлениям:

' кредитуя и гарантируя поставки товаров отечественных произ­водителей за рубеж, поддерживая их в конкурентной борьбе на внеш­них рынках;

1 компенсируя банкам потери при разорении добросовестных за­емщиков из малого и среднего бизнеса;

страхуя риск неплатежа экспортерам отечественных высокотех­нологичных товаров;

выдавая кредиты на развитие социально значимых производств;




 


* закупая товары отечественного производства за счет займов за
рубежом;

* выдавая кредиты другим государствам и зарубежным фирмам,
обусловленные закупкой товаров у отечественных производителей.

Многие из этих направлений в значительной мере способствуют созданию и сохранению рабочих мест в стране.

Функция стимулирования (или сдерживания) экономического роста проявляется в его положительном (или негативном) влиянии на эко­номику страны. Опыт некоторых развитых стран, в частности США и Канады, показывает возможность позитивного воздействия долга на экономику. Как правило, это связано с низкими ставками доходности государственных ценных бумаг и производительным использованием средств, полученных государством от продажи ценных бумаг.

Но чаще возникает ситуация, когда государственный долг, как ре­зультат кредитных заимствований государства, оказывает не стимули­рующее, а отрицательное влияние, сдерживая рост экономики, огра­ничивая устойчивость бюджета и внутреннее потребление.

Исследованиями зарубежных экономистов установлено, что ос­новными каналами негативного воздействия долга на национальную экономику являются:

* невосполнимые потери, обусловленные дополнительным взи­
манием налогов для финансирования обслуживания долга;

* удорожание капитала для реального сектора в связи с ростом
доходности государственных ценных бумаг;

* сокращение реальных инвестиций и соответствующее сокраще­
ние масштабов национального производства.

В странах с переходной экономикой, включая Россию, и в развива­ющихся государствах наблюдается как раз такая ситуация, когда госу­дарственный долг выступает фактором сдерживания экономического роста. При этом в структуре совокупного государственного долга Рос­сии в настоящее время 87,6% приходится на внешний долг, который в современных условиях опаснее внутреннего. Дело в том, что его пога­шение связано с накоплением резервов в твердой валюте, что предпо­лагает обязательное положительное сальдо в платежном балансе.

Реальная стоимость обслуживания государственного внешнего
долга России составляет около 6—7% годовых. Между тем в течение
последнего десятилетия положительные темпы экономического роста
были достигнуты лишь начиная с 1999 г. Среднее значение изменения
уровня реального ВВП России в период 1991—2000 гг. составляло от­
рицательную величину около 4% в год. В таких условиях внешний
государственный долг России в 135 млрд долл. являлся тяжелым бре­
менем для национальной экономики...


Государственные займы используются главным образом для по­крытия бюджетного дефицита. Если доходы бюджета, обеспечивае­мые в основном налоговыми поступлениями, меньше, чем предпола­гаемые расходы, то образуется бюджетный дефицит.

В международной практике государственных финансов считается нормальной ситуация, когда бюджет страны сводится с дефицитом. При этом важно, чтобы его величина не превышала 3% ВВП. Однако степень сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета выглядит по-разному в отдельных развитых странах. Так, только две страны «большой семерки» в последние годы имеют безде­фицитные бюджеты. Речь идет о Канаде, у которой бюджет полностью сбалансирован, и Великобритании, которая по итогам 1999 г. имеет бюджет с профицитом 0,6% ВВП, причем в 2000 г. профицит составил

1,3%.

В остальных промышленно развитых странах государственные бюджеты сводятся с дефицитом. Среди них лидирует Япония с де­фицитом 9% ВВП. За ней идут США, которые за последнее деся­тилетие имели дефицит^ не превышавший 3% ВВП. Правда, в 2000 г. им удалось сбалансировать бюджет и даже свести его с про­фицитом, но в 2001 г. снова возник дефицит, В Италии дефицит равен 2,4% ВВП, в Германии — 2% (на 2000 г. планировался 1%), во Франции — 1,7% ВВП.

В РФ на протяжении всего периода рыночных реформ государст­венные бюджеты были дефицитными. Государственный кредит ак­тивно использовался в качестве источника покрытия бюджетного де­фицита. В 2001—2003 гг. принимались бюджеты с профицитом. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2003 год» доходная ч^сть определена в объеме 2417, 8 млрд руб., рас­ходная — 2345,6 млрд руб. При благоприятных условиях (конъюнкту­ра цен на мировом нефтяном рынке) профицит будет получен в раз­мере 72,2 млрд руб.

Бюджетным кодексом Российской Федерации в разделе IV «Сба­лансированность бюджета» определено содержание понятий профи­цита бюджета и порядка его использования, а также дефицита бюдже­та и источников его покрытия. Бюджеты всех уровней (федеральный, субъекта Федерации, местный) должны быть составлены без профи­цита.

В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефи-Штом (Превышением расходов над доходами) законом (решением) об

этом бюджете утверждаются источники дефицита бюджета, они уста-авливаются органами законодательной (представительной) власти в

законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основ-




 


ным видам привлеченных средств. Кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Фе­дерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первич­ном размещении не могут быть источниками финансирования дефи­цита бюджетов, если по этому поводу нет специального положения в законе о федеральном бюджете на текущий год. Так, например, феде­ральным законом о бюджете на 2000 г. был утвержден объем кредито­вания Банком России Правительства РФ в размере 30 млрд руб. на цели покрытия кассовых разрывов между текущими доходами и теку­щими расходами бюджета.

Покрытие бюджетного дефицита путем государственных заимст­вований формирует государственный долг страны.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным дол­гом РФ являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государ­ствами, международными организациями и иными субъектами меж­дународного права.

Государственный долг Российской Федерации полностью обеспечи­вается всем находящимся в федеральной собственности имуществом.

Бюджетным кодексом РФ предусмотрены источники финанси­рования дефицита бюджетов разных уровней бюджетной системы (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальный), состав государственного долга по формам и срочности долговых обязательств (гл. 13 и 14). Статья 106 определяет предельный размер государственного долга РФ и предельные объемы государственных заимствований РФ. Предельные объемы государственного внут­реннего долга и государственного внешнего долга РФ, пределы внешних заимствований РФ на очередной финансовый год утверж­даются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обяза­тельств.

Предельная величина государственных внешних заимствований РФ не должна превышать годовой размер платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга РФ. Предельный объем государственного долга субъекта РФ, а также муниципального долга местного самоуправления и предельные объемы их заимствова­ний определяются установленными в законе субъекта РФ о бюджете (или правовым актом местного самоуправления о местном бюджете) верхними пределами долга субъекта РФ и муниципального долга. Эти верхние пределы не должны превышать объем доходов соответствую­щего бюджета без учета финансовой помощи из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.