КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 2. Понятие, типы и формы государства
Вопросы Вопросы 1. Каковы способы образования государства по Ж. Бодену? 2. Какие признаки государства выделил Ж. Боден? 3. Разделяете ли вы точку зрения Ж. Бодена на признаки государства? Объясните свое суждение. 4. Как, по мнению Ж. Бодена, возникает государство? 5. В чем идеи Ж. Бодена о государстве созвучны современным представлениям? XVI. Заполните следующую таблицу.
XVII. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. Иларион Киевский [3] <…> Кто еще велик так, как наш Бог? Он один, творящий чудеса, установил закон, предваряющий истину и благодать, чтобы в нем обвыкло человеческое естество, от многобожия языческого отходящее к вере в единого Бога, чтобы человечество, как сосуд скверный, но омытый, словно водою, законом и обрезанием, восприняло бы млеко благодати и крещения. Ибо закон предтечей был и слугой благодати и истине, истина же и благодать – слуги будущему веку, жизни нетленной. Как закон приводил принявших его к благодатному крещению, так и крещение открывало путь своим сынам к вечной жизни. <…> Чего достиг закон и чего благодать? Прежде закон, потом – благодать, прежде – подобие, потом – истина. 1. Какой исторический процесс смены религий имел в виду Иларион? 2. Кому, по мнению Илариона, принадлежит право устанавливать законы? 3. В чем особенность толкования закона Иларионом? 4. Что типичного для взглядов идеолога теологической теории происхождения государства и права вы нашли в высказываниях Илариона?
XVIII. Прочитайте отрывок работы Г.В. Плеханова[4] «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» и ответьте на вопросы. <…> Говоря вообще, всякий социальный союз стремится выработать такую систему права, которая бы наилучше удовлетворяла его нуждам, которая была бы наиболее полезна для него в данное время. То обстоятельство, что данная совокупность правовых учреждений полезна или вредна для общества, никоим образом не может зависеть от свойств какой бы то ни было или чьей бы то ни было «идеи»: оно зависит, как мы видели, от способов производства и от тех взаимных отношений между людьми, которые создаются этими способами. В этом смысле у права нет и не может быть идеальной основы, так как основа его всегда реальна. Но реальная основа всякой данной системы права не исключает идеального отношения к ней со стороны членов данного общества. Взятое в целом, общество только выигрывает от такого отношения к ней его членов. Наоборот, в переходные его эпохи, когда существующая в обществе система права уже не удовлетворяет его нуждам, выросшим вследствие дальнейшего развития производительных сил, передовая часть населения может и должна идеализировать новую систему учреждений, более соответствующую «духу времени». <…> Происхождение права из «нужды» исключает «идеальную» основу права только в представлении тех людей, которые привыкли относить нужды к области грубой материи и противопоставлять эту область «чистому», чуждому всяких нужд «духу». В действительности «идеально» только то, что полезно людям, и всякое общество при выработке своих идеалов руководствуется только своими нуждами. Вопросы 1. Как вы думаете, судя по прочитанному фрагменту, сторонником какой теории происхождения государства и права был Г.В. Плеханов?
2. Что подразумевал автор под реальной основой всякой данной системы права? 3. Как бы вы конкретизировали мысль автора о «происхождении права из «нужды» относительно современных реалий? XIX. Прочитайте отрывок работы А. Шопенгауэра[5] «Мир как воля и представление» и ответьте на вопросы. <…> Мы признали в государстве средство, с помощью которого эгоизм, вооруженный разумом, старается избегнуть своих же собственных дурных последствий, направляющихся против него самого; при этом каждый споспешествует благу всех, так как видит, что в последнем заключается и его собственное. Если бы государство вполне достигло своей цели, то оно, будучи в состоянии посредством объединенных в нем человеческих сил все более и более покорять себе и остальную природу, в конце концов уничтожило бы всякого рода злополучия и могло бы до известной степени обратиться в нечто похожее на кисельное царство. Но, во-первых, оно все еще очень далеко от этой цели, во-вторых, другие все еще бесчисленные горести, присущие жизни как таковой, по-прежнему держали бы ее во власти страдания, и если бы даже все они были устранены, то каждое место, покинутое заботами, сейчас же занимала бы скука, в-третьих, государство никогда и не может совершенно подавить раздора индивидуумов, так как он в мелочах дразнит там, где его изгоняют в крупном; и, наконец, Эрида, благополучно вытолкнутая изнутри, напоследок обращается к внешней границе: изгнанная государственным укладом как соперничество индивидуумов, она возвращается извне как война народов и подобно возросшему долгу требует сразу и в большой сумме тех кровавых жертв, которые в мелочах были отторгнуты у нее разумной предусмотрительностью. И если даже предположить, что умудренное опытом тысячелетий человечество все это наконец одолеет и устранит, то последним результатом оказался бы действительный избыток населения всей планеты, а весь ужас этого может себе теперь представить только смелое воображение. Вопросы 1. Какой взгляд на роль государства характерен для А. Шопенгауэра (лишнее зачеркните): а) оптимистический; б) пессимистический; в) затрудняюсь ответить?
2. Какую роль, по вашему мнению, отводил А. Шопенгауэр государству: созидательную, разрушительную или примирительную? 3. Что, по вашему мнению, А. Шопенгауэр вкладывал в понятие «кисельное царство»? 4. Оцените последнюю мысль А. Шопенгауэра с точки зрения современного представления о нравственности. Согласны ли вы с ним? Свой ответ аргументируйте. XX. Прочитайте отрывок работы К.Н. Леонтьева[6] «Византизм и славянство» и ответьте на вопросы. Государство есть, с одной стороны, как бы дерево, которое достигает своего полного роста, цвета и плодоношения, повинуясь некоему таинственному, независящему от нас деспотическому поведению внутренней, вложенной в него идеи. С другой стороны, оно есть машина, и сделанная людьми полусознательно, и содержащая людей как части, как колеса, рычаги, винты, атомы, и, наконец, машина, вырабатывающая, образующая людей. <…> На которое бы из государств древних и новых мы ни взглянули, у всех найдем одно и то же общее: простоту и однообразие в начале, больше равенства и больше свободы (по крайней мере, фактической, если не юридической свободы), чем будет после. <…> Потом мы видим большее или меньшее укрепление власти, более глубокое или менее резкое (смотря по задаткам первоначального строения) разделение сословий, большее разнообразие быта и разнохарактерность областей. Вместе с тем увеличивается, с одной стороны, богатство, с другой – бедность, с одной стороны, ресурсы наслаждения разнообразятся, с другой – разнообразие и тонкость (развитость) ощущений и потребностей порождают больше страданий, больше грусти, больше ошибок и больше великих дел… Государственная форма у каждой нации, у каждого общества своя; она в главной основе неизменна до гроба исторического, но меняется быстрее или медленнее в частностях, от начала до конца. Вопросы 1. Какую положительную закономерность в развитии государств выделил К.Н. Леонтьев? 2. Какие отрицательные тенденции в развитии государств подметил автор? 3. Согласны ли вы с его видением государства?
4. Считаете ли вы правомерным утверждение К. Н. Леонтьева о том, что во всех ранних государствах было больше свободы и равенства, а по мере укрепления государства они были уничтожены? Обоснуйте свой ответ, опираясь на знание истории. XXI. Прочитайте отрывок работы Л.П. Карсавина[7] «Церковь, личность и государство» и ответьте на вопросы. <…> Государство не что иное как выражение и осуществление, как форма единства некоторого народного или многонародного культурного целого. Государство является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого; однако вторичною формою, ибо первая и истинная личная форма соборного субъекта есть Церковь. <…> Государство, оставаясь только собою, без греха обойтись не может, а если бездействует, то впадает в худший грех самоубийства. Оно не может не ловить и не наказывать преступников, не может не обороняться, когда на него нападают, не может пренебрегать заботой о своих границах, если они повреждены, и о своих подданных, если другое государство их у него отняло. Оно вынуждено воевать даже тогда, когда стремится к осуществлению самых законных и правильных целей. Все это – необходимость грешного бытия. Вопросы 1. Как вы понимаете мысль Л.П. Карсавина о том, что государство «является необходимою формою личного бытия народа или многонародного целого»? 2. Прав ли автор, утверждая, что государству без «греха не обойтись»? Аргументируйте свой ответ. 3. Согласны ли вы с точкой зрения Л.П. Карсавина, что церковь стоит выше государства? Почему?
[4–7, 10, 16, 19, 21–27] Понятие формы государства. Формы правления. Монархия и республика, их юридические признаки. Разновидности монархии и республики как формы правления. Формы государственного устройства. Унитарное и федеративное государство. Понятие конфедерации. Политический (государственный) режим, его разновидности. Демократия, ее формы и институты. Типы государства, различные подходы. Формационный и цивилизационный подходы к сущности государства. Достоинства и недостатки данных типологий. I. Прочитайте извлечения из Основных государственных законов Российской империи (1906) и ответьте на вопросы. «Статья 7. Государь Император осуществляет законодательную власть в единении с Государственным советом и Государственной думою. <...> Статья 9. Государь Император утверждает законы, и без его утверждения никакой закон не может иметь своего совершения. Статья 10. Власть управления во всем объеме принадлежит Государю Императору в пределах всего государства Российского. <...> Статья 84. Империя Российская управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке. <...> Статья 95. Никто не может отговариваться неведением закона, когда он был обнародован установленным порядком. <...> Статья 107. Государственному совету и Государственной думе в порядке, их учреждениями определенном, предоставляется право возбуждать предложения об отмене или изменении действующих и издании новых законов, за исключением основных государственных законов, почин пересмотра которых принадлежит единственно Государю Императору».
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |