КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 1. Закономерности возникновения и функционирования права
[1, 3–7, 16, 17, 19, 21–27] Закономерность развития права. Право в системе социальных норм. Право и обычай. Право и мораль. Право и религия. Право и корпоративные нормы. Право и закон. I. Установите соответствие между понятием и определением.
II. Заполните пропуски. · Субъектом правопонимания могут выступать: человек, не подготовленный к специальному восприятию юридической информации; ..................................... · Концепциями правопонимания являются: позитивистская теория; ..................................... ..................................... естественно-правовая теория. · Принципами права являются: справедливость; ..................................... равенство; ..................................... законность. · Право выполняет ряд функций: ...................................... регулятивную; ..................................... · Соотношение права и морали рассматривается с точки зрения: .....................................
различия; ..................................... III. Заполните таблицу.
IV. Прочитайте выдержку из произведения гpeческогo философа второй половины V в. до н.э. Антифонта. Ответьте на вопросы: в чем, по мнению автора, заключается справедливость? Как Антифонт понимает право? В чем, по его мнению, отличие права от закона? Что он считает более важным – право или закон? «Справедливость заключается в том, чтобы не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином. Так, человек будет извлекать для себя наибольше пользы из применения справедливости, если он в присутствии свидетелей станет соблюдать законы, высоко их чтя, оставаясь же наедине, без свидетелей, будет следовать законам природы. Ибо предписания законов произвольны, искусственны, веления же природы необходимы. И сверх того, предписания законов суть результат соглашения договора людей, а не возникшие сами собой порождения природы; веления же природы суть самовозникшие, врожденные начала, а не продукт соглашения людей между собой. Итак, тот, кто нарушает законы, если это остается тайным от остальных участников соглашения, свободен от позора и наказания; если же его противозаконный поступок открывается, то его постигает позор и кара. Но если кто-нибудь попытается насильственно нарушить что-нибудь из коренящихся в самой природе требований, идя против естественной возможности, то, если это и остается скрытым от всех людей, бедствие от этого для него самого будет ничуть не меньшим и нисколько не большим, чем в том случае, если это все увидят. Ибо в этом случае вред причиняется не вследствие мнения людей, но поистине. Вообще же рассмотрение этих вопросов приводит к выводу, что многие предписания, признаваемые справедливыми по закону, враждебны природе человека... Что же касается полезных вещей, то те из них, которые установлены в качестве полезных законами, суть оковы для человеческой природы, те же, которые определены природой, приносят человеку свободу... В поступках, противоречащих природе, заключается причина того, что люди страдают больше, когда можно было бы меньше страдать, и испытывают меньше удовольствий, когда можно было бы больше наслаждаться, и чувствуют себя несчастными, когда можно не быть таковыми».
V. Рассмотрите приведенные ниже ситуации, найдите пути их решения. 1. Уголовно-правовые отношения в Российской Федерации регулируются Уголовным кодексом РФ, вступившим в действие с 1 января 1997г. Определите, как взаимодействуют нормы права и морали в указанном законе. 2. Житель одной из республик РФ Н. совершил убийство гражданина М. и был задержан сотрудниками полиции. Начальнику РОВД Н. заявил, что его тэйп объявил кровную месть тэйпу М., поэтому он и совершил убийство. После этого объяснения Н. был отпущен. Определите, как влияют обычаи на нормы права. Прав ли был начальник РОВД, отпустив Н.? 3. Проживая на квартире у К., П. неумело пользовался газовой водонагревательной колонкой, отчего радиатор засорился, колонка вышла из строя, и при очередном включении произошел разрыв одного из патрубков. В результате небрежного обращения с колонкой и аварии на кухне в месте нахождения колонки потолок почернел, обои взмокли и отошли от стен. П., испытывая чувство неловкости перед К., отремонтировал водонагревательную колонку и произвел ремонт кухни за свой счет. Определите, по какой теории психологические переживания людей признаются правом. 4. Судьей было рассмотрено дело о краже трех овец обвиняемым П. у фермера К. В ходе судебного разбирательства судья, выслушав обе стороны, постановил, что П. должен выплатить К. стоимость трех овец и отработать на ферме К. в течение трех месяцев. Определите, к какой концепции правопонимания может быть отнесена эта ситуация. 5. Постановлением правительства Н-ской области было установлено, что на работу на предприятия, учреждения, в организации могут приниматься только лица, имеющие городскую либо областную регистрацию. Определите, какой принцип права нарушен данным нормативным актом.
VI. Проанализируйте две формулировки права: а) право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества; б) право есть мера поведения, установленная и охраняемая гocyдapcтвом. Дайте определение, что такое право, и определите, какая формулировка является неверной. VII. Существует мнение, что законы рождаются из обычаев. Приведите примеры обычаев и порожденных ими законов (в самой общей формулировке).
VIII. Вспомните или выпишите из соответствующих сборников пословицы и поговорки, в которых право (законы) ассоциировалось бы с моралью (нравственностью), прослеживались бы их непосредственная связь и взаимозависимость. IX. «Хорошие законы порождены дурными нравами» (Тацит, римский историк). Как вы понимаете эту мысль? X. Сократ, часто вступавший в диспуты, подвергался не только словесным нападкам, но и оскорблению действием. После того как он однажды был побит, его спутник выразил удивление, почему он не жалуется. На что Сократ ответил: «Что же, мне тоже жаловаться, если и осел лягнет меня?» Оцените позицию Сократа с точки зрения морали и права. XI. В знаменитом учебнике римского права, принадлежащем римскому юристу Гаю (II в. н.э.), говорится, в частности, следующее: «Закон есть то, что народ римский одобрил и постановил; плебейское решение (плебисцит) есть то, что плебеи одобрили и постановили. Плебс же отличается от народа тем, что словом... «плебс» обозначаются...граждане, за исключением патрициев. Вот почему патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии... было определено, чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом, решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами». Что в современной российской действительности перекликается с тем, что описано в учебнике Гая?
XII. Судебный поединок в Средние века считался способом доказывания обвинения при спорах между свободными людьми. Побежденный признавался неправым и приговаривался к наказанию. Судебные поединки (дуэли) получили большое распространение в XVI–XVII вв. В этот период на поединках было убито около 8000 человек (при тогдашней численности населения очень много). Как вы думаете, почему судебные поединки пользовались такой популярностью? XIII. В Салической правде (Lex Salica) – своде правовых норм, составленном в королевстве франков, подробно описываются различные ситуации, связанные с хищением скота или с нанесением телесных повреждений. При этом перечисляются все мыслимые телесные повреждения, которые один франк мог нанести другому. Каждой ране посвящена отдельная статья – даже в тех случаях, когда закон устанавливал одинаковое возмещение ущерба. Свидетельствует ли такая структура свода законов о развитых правовых представлениях франков? Поясните свой ответ. XIV. Около 15 лет назад в газете было опубликовано сообщение о том, что американец из города Рок-Айленд (штат Иллинойс) подал в суд на зубного врача, который по ошибке вырвал ему вместо больного зуба здоровый. Истец требовал применить к зубному врачу закон середины XIX в., по которому тому, кто неправильно вырвал зуб, в наказание должны удалить такой же зуб, какого лишился пострадавший. Какой принцип права закреплен в законе, на который ссылался истец? Соответствует ли этот принцип духу современного права? Обоснуйте свой ответ. XV. Как вы думаете, какие меры нужно принять, чтобы в нашей стране закон было выгоднее соблюдать, чем нарушать? XVI. Назовите несколько правовых актов, принятых властями вашего региона (органами государственной власти субъекта РФ, муниципальными властями). Как эти правовые акты повлияли на развитие региона? XVII. Какому понятию соответствует определение: «Система установленных государством общеобязательных правил поведения, норм, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения»: а) мораль; б) право; в) политика. XVIII. Какое слово часто используется как синоним термина право: а) канон; б) кодекс; в) закон. XIX. Какое утверждение в наибольшей степени соответствует сущности законов: а) законы были бы идеальным средством регулирования общественных отношений, если бы их не принимали люди; б) лишь в одном законе может существовать истинная свобода; в) ничто так не сковывает силы человека и общества, как законы. Поясните свой выбор. XX. Один испанский анархист требовал: «Отмените все правила уличного движения. Почему я должен поворачивать направо, когда мне нужно налево? Это против принципов свободы». Итальянский историк и поэт К. Ботта утверждал: «Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». Сопоставьте эти высказывания. Какое является правильным? Почему? XXI. Вспомните и напишите сложные слова, имеющие в своем составе слово «право» (например, правоведение). XXII. Право – это совокупность общеобязательных к исполнению норм, установленных государством, универсальный регулятор общественных отношений. В чем заключается универсальность права? XXIII. Как вы думаете, что побудило римского комедиографа Теренция утверждать: «Высшее право – высшая несправедливость»? XXIV. «...Правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию. Как только это содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать де-факто». Вы согласны с этим тезисом? Обоснуйте свое мнение. XXV. Попытайтесь объяснить, почему право любого человека на внимание со стороны окружающих не приобрело юридического статуса, не стало правовой нормой. XXVI. «Правовая норма живет только благодаря ее моральному, нравственному содержанию. Как только это содержание исчезнет, правовая норма перестанет существовать де-факто». Вы согласны с этим тезисом? Обоснуйте свое мнение. XXVII. Попытайтесь объяснить, почему право любого человека на внимание со стороны окружающих не приобрело юридического статуса, не стало правовой нормой. XXVIII. Укажите, какие из перечисленных ниже признаков относятся к нормам морали (М), а какие – к нормам права (П):
XXIX. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий возле мир обратился в Царствие Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад» (В. Соловьев, русский философ). Оцените позицию философа: а) она пессимистична, потому что Соловьев не верил в силу права; б) она оптимистична, потому что он верил в профилактическую мощь права; в) она сдержанно-конструктивна, потому что философ возлагал на право только ту функцию, которая для него реальна. Поясните свой выбор. XXX. Придумайте любой правовой конфликт. Кратко изложите его суть. Предложите варианты его решения в виде таблицы.
XXXI. Прочитайте изложенную ниже позицию правоведа, социолога, философа Льва Иосифовича Петражицкого (1867–1931) о сущности права. Как вы ее понимаете? «Когда подается милостыня, имеет место односторонняя императивная эмоция, возникающая в виде чувства обязанности дающего подать милостыню. Нищий не переживает при этом чувства притязания, права потребовать выполнить эту обязанность, поэтому не возникает атрибутивной эмоции. Другое дело, когда кредитор требует у должника выполнить долг. Здесь имеет место переживание обязанности, с одной стороны (у должника), и переживание притязания, права выполнить обязанность – с другой (у кредитора). Интуитивное право индивидуально. То, что переживает в виде права один субъект, может другим субъектом правом не признаваться». XXXII. Отметьте цифрами: 1 – признаки морали, 2 – признаки права.
XXXIII Определите, к какому виду источника права относится то или иное утверждение. А. Извлечение: §229. Если строитель построил человеку дом и сделал свою работу не прочно, так что построенный им дом обвалился и причинил смерть хозяину дома, то этого строителя должно убить. §230. Если он причинил смерть сыну хозяина дома, то должны убить сына этого строителя. Б. Извлечение: Хамер против Сайдвея, штат Нью-Йорк, 1981 г. Луиза Хамер – правопреемница Вильяма Стори (истица) предъявила иск к Сайдвею, исполнителю завещания покойного Вильяма Стори (ответчику), о возмещении убытков, вызванных нарушением договора. Состоялось решение в пользу Хамер; Сайдвей принес апелляционную жалобу. Решение было оставлено в силе. В. Извлечение – статья 8: 1. Государства-участники могут осуществлять свою деятельность по исследованию и использованию Луны в любом месте ее поверхности или недр при условии соблюдений положений настоящего Соглашения. 2. В этих целях государства-участники могут, в частности: а) осуществлять посадку своих космических объектов на Луну и их запуск с Луны; б) размещать свой персонал, космические аппараты, оборудование, установки, станции и сооружения в любом месте поверхности Луны или ее недр. Г. Извлечение: Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |