КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Роль государства в политической системе общества
Вопросы Вопросы 1. Какие статьи однозначно свидетельствуют о монархической форме правления в Российском государстве? 2. Какие статьи в той или иной мере соответствуют законодательству современных демократических государств (в том числе и Российской Федерации)? II. Какое из приведенных утверждений представляется вам наиболее точным: а) в России существует демократия; б) в России существуют элементы демократического социально-политического устройства; в) Россия постепенно продвигается к демократии; г) в российской социально-политической практике сочетаются демократические и антидемократические черты; д) в России установился антидемократический режим. Обоснуйте ваш выбор. III. Определите, какие группы понятий характерны для ограниченной (парламентарной) монархии, а какие – для республики:
IV. Отметьте знаком «плюс» (+) республики, а знаком «минус» (–) монархии: а) Швеция; б) Франция; в) Великобритания; г) Португалия; д) Испания; е) Италия; ж) Украина; з) Иран; и) Бельгия; к) Индия; л) Непал; м) Саудовская Аравия. V. В США проживает не меньше национальностей, чем в России (среди них такие коренные жители, как индейцы, мексиканцы, эскимосы и т.д.). Как вы думаете, почему эта страна выбрала территориальную федерацию, а не национально-территориальную, как Россия? VI. Некоторые современные отечественные политики предлагают предоставить право выхода из Российской Федерации тем ее субъектам, которые этого пожелают. С вашей точки зрения, это было бы правильным решением? Почему?
VII. Впишите в таблицу названия соответствующих форм государственного устройства.
VIII. Отметьте среди приведенных утверждений: а) наиболее правильное, точное (Пр); б) совершенно неправильное (Н); в) самое парадоксальное (П). · Демократия – это право делать неправильный выбор. · Демократия есть одурачивание народа при помощи народа ради блага народа. · Демократия: говоришь, что хочешь, делаешь, что велят. · Демократия – это лучший способ закрепить неравенство. Обоснуйте свой выбор. IX. Выпишите из Конституции РФ положение, которое, с вашей точки зрения, отражает демократический характер политического режима России. X. Обоснуйте ваш выбор соответствующей точки зрения. Устройство государственной власти – решающий фактор развития государств. Первая точка зрения. Монархия – лучший способ управления обществом. Власть в монархии переходит по наследству, и поэтому общество относится к передаче власти довольно спокойно, в отличие от бурных страстей во время избирательной кампании в республике. Кроме того, при передаче власти по наследству не выбрасываются на ветер огромные деньги, которые неизбежно тратятся при проведении выборов. Вторая точка зрения. Республика – более прогрессивная форма правления. Республика – это коллективное правление, учитывающее мнение избирателей, т.е. всего населения, при принятии решения. В народе говорят: один ум хорошо, а два – лучше.
XI. Современные российские политологи о средствах массовой информации Органическая взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ превращает последние в обоюдоострую систему контроля над поведением и сознанием этих политических контрагентов. Будучи главными «разогревателями» общественного мнения, стимулирующими его активность по общественно значимым вопросам политического развития, СМИ в равной мере могут как спровоцировать массовый протест, политический скандал, кризис в отношениях власти и общества, так и предотвратить развитие конфликта, сделав, к примеру, доступной для общества определенную информацию. Однако взять под контроль деятельность СМИ, заставить их действовать в том или ином выгодном для себя направлении не способны ни власть, ни общество. В лучшем случае им удается лишь частично направлять деятельность отдельных газет, телеканалов или радиостанций. Таким образом, в силу своего особого положения СМИ не могут быть целиком подконтрольны ни государству, ни обществу. Практика показала, что это особая, относительно самостоятельная и автономная структура, которая занимает свое исключительное место... Такая автономность политической позиции СМИ создает трудности как для элиты, так и для гражданских структур, которые не могут добиться однозначного контроля за этим институтом. Поэтому интерес к выступлениям СМИ всегда зависит от контекста и позиции правящих кругов и общественности по тому или иному вопросу. Однако наиболее постоянными потребителями продукции СМИ следует считать политиков, для которых массовая информация является важнейшим условием их профессиональной деятельности. 1. Как следует понимать взаимообусловленность действий властей и общественности активностью СМИ? 2. Как СМИ могут повлиять на политическую ситуацию? 3. Чем объяснить относительную автономность СМИ по отношению к власти и обществу? 4. От чего зависит интерес к выступлениям СМИ? Почему важен контекст этих выступлений? 5. В чем состоит значение СМИ для политиков?
XII. Сравните два высказывания: «Основной принцип правового, или конституционного, государства состоит в том, что государственная власть в нем ограничена. В правовом государстве власти положены известные пределы, которых она не может и не должна переступать. Ограниченность власти в правовом государстве создается признанием за личностью неотъемлемых и неприкосновенных прав». «Если государственная власть будет слаба, то кто же тогда реально защитит человека от разгула преступности, поможет ему реализовать свои права в борьбе с сильными мира сего: крупными хозяевами, мздоимцами-чиновниками?..» Какое из этих высказываний представляется вам правильным? Почему? XIII. «Государство – внутренне принятый стандарт и правило поведения, дисциплина человека как целого. Вне государства нет индивидов или групп (политических партий, культурных объединений, экономических союзов, социальных классов)», – утверждал этот мыслитель. Какой политический режим он имел в виду, давая такое определение? XIV. Прочитайте приведенные ниже тексты и проанализируйте государство с точки зрения формы правления. А. Как следует из надписей, большинство вавилонских царей (Навуходоносор, Набонид) проявляли интерес к археологии. Но у царя было много забот по управлению страной. Он должен был надзирать за высшими чиновниками, контролируя, как они выполняют свои функции, рассматривать планы строительства крупных сооружений в сельском хозяйстве и в царских имениях, а также принимать послов и лиц, приносящих дань. У царя был большой гарем, в котором жили девушки из всех частей страны и принцессы из дальних краев. Царь располагал обширным штатом придворных, на которых он, по своему усмотрению, мог возлагать различные обязанности. Дела двора контролировали высшие вельможи. Кроме высших, имелись многочисленные средние, мелкие чины. Б. В 50–60-е гг. XIX в. английские предприниматели укрепили свои позиции в политической жизни страны. Влияние королевской власти было сведено до минимума. Между двумя влиятельными политическими силами – виги и тори (современные консерваторы и либералы) – шла упорная борьба за власть. Королева Виктория (I819–1901) и ее супруг пытались оказывать давление на министров в интересах торийской знати, вмешивались во внешние дела. Большую роль в жизни страны играл парламент, где большее количество мест на выборах старались получить те или иные партии.
В. Новгородская земля занимала огромную территорию от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки. В XII–XV вв. высшим органом ее управления было вече, на нем рассматривали важные вопросы внутренней и внешней политики. Фактическими хозяевами были 300 «золотых поясов» – крупнейшие бояре Новгорода. Вече выбирало главу новгородской епархии, архиепископа, распоряжавшегося казной и контролировавшего внешние сношения Великого Новгорода, торговые меры и т.д. Важным должностным лицом в новгородском управлении был посадник (от слова «посадить»). В посадники избирался боярин, который возглавлял городскую власть и войско, заключал договор с князем, вел дипломатические переговоры. Вече приглашало князя, чтобы он управлял дружиной во время военных походов. Его дружина поддерживала порядок в городе. Князя предупреждали: «Без посадника тебе, князь, суда не судить, волостей не держать, грамот не давать». XV. Прочитайте отрывок работы Б. Спинозы[8] «Богословско-политический трактат» и ответьте на вопросы. <…> Высшая тайна монархического правления и величайший его интерес заключается в том, чтобы держать людей в обмане, а страх, которым они должны быть сдерживаемы, прикрыть громким именем религии, дабы люди сражались за свое порабощение, как за свое благополучие, и считали не постыдным, но в высшей степени почетным не щадить живота и крови ради тщеславия одного какого-нибудь человека. <…> Нам выпало на долю это редкое счастье – жить в государстве, где каждому предоставлена полная свобода суждения и каждому разрешается поклоняться богу по своему разумению, где милее и драгоценнее свободы ничего не признают, <…> я думаю, сделаю приятное и небесполезное дело, если покажу, что эта свобода не только может быть допущена без вреда для благочестия и спокойствия государства, но что скорее ее уничтожение означало бы уничтожение самого спокойствия государства и благочестия. Вопросы 1. В чем, по мнению Б. Спинозы, заключается суть монархического правления? 2. Подтверждает ли жизнь правильность суждения Б. Спинозы о свободе? Аргументируйте свой ответ. 3. Как вы считаете, может ли человек быть свободным при монархическом правлении? XVI. Прочитайте отрывок работы Ш. Монтескье[9] «О духе законов» и ответьте на вопросы. Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический. <…> Республиканское правление – это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое – при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как деспотическое вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица. <…> В монархиях политика совершает великие дела при минимальном участии добродетелей, подобно тому как самые лучшие машины совершают свою работу при помощи минимума колес и движений. Такое государство существует независимо от любви к отечеству, от стремления к истинной славе, от самоотвержения, от способности жертвовать самым дорогим и от всех героических добродетелей, которые мы находим у древних и о которых знаем только по рассказам. Законы заменяют здесь все эти добродетели, ставшие ненужными; государство освобождает всех от них; всякое действие, не производящее шума, там в некотором смысле остается без последствий. <…> Честь, т.е. предрассудки каждого лица и каждого положения, заменяет в нем [монархическом правлении] политическую добродетель, о которой я говорю выше, и всюду ее представляет. Честь может там вдохновлять людей на самые прекрасные деяния и в соединении с силою законов вести их к целям правительства не хуже самой добродетели. <…> Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна. <…> Вопросы 1. В чем, по мнению Ш. Монтескье, заключается отличие республиканского правления от монархического? 2. Как вы понимаете тезис автора: «Как для республики нужна добродетель, а для монархии честь, так для деспотического правительства нужен страх. В добродетели оно не нуждается, а честь была бы для него опасна»? Аргументируйте свой ответ. XVII. Найдите и исправьте ошибки. Обозначьте признаки, присущие тому или иному политическому режиму, следующими знаками: Д – демократический; А – авторитарный; Т – тоталитарный.
XVIII. Заполните свободную колонку таблицы.
Задания повышенной сложности I. Установите соответствие между понятием и определением.
II. Заполните таблицу.
III. Заполните таблицу.
IV. Составьте схему, используя понятия «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «форма политического режима», «монархия», «республика», «абсолютная монархия», «ограниченная монархия», «дуалистическая монархия», «парламентарная монархия», «парламентская республика», «президентская республика», «смешанная республика», «социалистическая республика». V. Установите соответствие между понятием и определением.
VI. Исправьте ошибки в предложениях. Ø Форма государственного устройства не связана с территориальным признаком государства, она не дает ответы на вопросы о том, из каких территориальных единиц состоит государство, каковы их правовой статус и взаимоотношения между собой и центральными органами государственной власти. Ø Большинство современных государств федеративные, что сохраняет государственное единство и обеспечивает эффективность управления. Ø В конфедерации отсутствуют признаки международно-правовой и внутригосударственной организации. Ø С изменением формы политического режима меняется форма правления и форма государственного устройства, но не изменяется курс внутренней и внешней политики. Ø Деятельность избирательных комиссий осуществляется тайно и единолично, при подготовке и проведении выборов избирательные комиссии зависимы от государственных органов и органов местного самоуправления. VII. Заполните таблицу.
VIII. Заполните таблицу.
IX. Составьте схему, используя понятия «форма государства», «форма правления», «форма государственного устройства», «форма политического режима», «унитарное государство», «федеративное государство», «территориальная федерация», «национальная федерация», «смешанная федерация», «конфедерация», «демократический режим», «антидемократический режим», «либерально-демократический режим», «собственно демократический режим», «тоталитарный режим», «авторитарный режим», «фашистский режим», «расистский режим». X. Прочитайте высказывания. Назовите достоинства и недостатки демократии. Объясните, какие преимущества дает демократический строй гражданам. Л. Питер: «Меньшинство нередко становится большинством, потому что встает с постели и голосует»; «Выборы – единственная гонка, в которой выигрывают большинство участников». У. Роджерс: «После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел». Э. Бенеш: «Она (демократия) постоянно разгорается и развивается по линии наименьшего вреда для людей, живущих в таком развивающемся обществе. Бывают ошибки, бывают периоды, когда трудно соблюсти врачебное требование «Не навреди». Но общество, прошедшее по такому пути, всегда исцеляется. Демократия сама по себе имеет потенциал к развитию, саморазвитию. Она эволюционистична, если так можно выразиться. Демократия по-настоящему человечна. Да, она знает человеческие слабости и страдания, страсти, проявления эгоизма и эмоций. Но она делает эти явления очевидными, и она умеет быть строга к ним. Демократия знает, что никакой общественный строй не может быть совершенным. Она знает, такого идеального строя нет, что идеалы недостижимы – именно из-за людских слабостей... но она держит эти идеалы в памяти как урок на будущее. Демократия верит в возможности человека – и это один из источников ее совершенствования. Она ведет человека по пути самоулучшения. Она заставляет быть мужественным, стойко преодолевать страдание. Но она делает жизнь достойной того, чтобы ее называли жизнью». Б.Н. Чичерин: «При выборе лица избиратели руководствуются не столько его способностями, сколько соответствием его образа мыслей и направления с их мнениями и интересами, и хотя юридически он становится независимым, общение мыслей должно сохраняться постоянно; остается зависимость нравственная. Если же связь исчезла, если представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив прежнего представителя другим. Кратковременные выборы имеют в виду постоянное возобновление этой нравственной связи представителя с избирателями, тогда как цель долгих сроков состоит в большем ограждении общих государственных интересов посредством большей независимости представителей от случайных перемен и колебаний общественного мнения». [4–7, 16, 19, 21–27] Понятие и структура политической системы общества. Элементы политической системы. Государство как элемент политической системы общества. Соотношение государства с другими элементами политической системы. I. Установите соответствие между понятием и определением.
II. Заполните пропуски. · К структурным элементам власти относятся: .................................... объект власти; .................................... .................................... ресурсы осуществления власти. · К источникам власти относят: .................................... силу; .................................... богатство; .................................... харизму; ...................................... статус. · К средствам осуществления власти относят: право; ..................................... поощрение; ..................................... традиции; ..................................... принуждение; ..................................... · Ресурсами власти являются: экономические; ..................................... социальные; ..................................... политико-правовые; ..................................... · В правовом демократическом государстве существует разделение власти: на..................................... исполнительную; ..................................... · М. Вебер выделил три типа легитимности: традиционную власть; ..................................... ..................................... · Основными признаками государства являются: ..................................... наличие публичной власти; .................................... сбор налогов; ..................................... · Суверенитет бывает двух видов: суверенитет народа; ..................................... · Содержание политической системы составляют: ..................................... нормы, регулирующие политическую жизнь общества; отношения между элементами политической системы; ..................................... · Элементами политической системы общества являются: государство; .................................... общественные организации; ..................................... ..................................... фонды и др. III. Заполните таблицу.
IV. Заполните таблицу.
V. Прочитайте высказывания. О каких положительных и отрицательных сторонах политики и власти говорят авторы? Согласны ли вы с ними? Совместимы ли политика и власть с моралью и ответственностью? Аргументируйте свой ответ. Солон: «Только тогда принимай в руки власть, когда научишься повиноваться». Сенека: «Наибольшей властью обладает тот, кто имеет власть над собой». Н. Макиавелли: «Политика – это дело государства, а мораль – дело индивида». О. Бальзак: «Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия». Д. Йейтс: «Бюрократия приобрела законодательные функции, поскольку она является решающей силой при выдвижении законодательных предложений. При этом она сохраняет и свои исполнительские функции». Дагомер (король франков): «К чему власть, если ею нельзя злоупотреблять?» Р. Шатобриан: «Как и почти всегда в политике, результат бывает противоположен предвидению». Т. Маколей: «Жизнь политического деятеля должна быть жизнью компромиссов. Государственный человек принужден давать свое согласие на меры, которые ему не по душе, чтобы не подвергать опасности успех тех мер, в которых он видит жизненную необходимость»; «В наше время многие политики имеют обыкновение с апломбом рассуждать о том, будто народ не заслуживает свободы до тех пор, пока не научится ею пользоваться. Это умозаключение сделало бы честь дураку из старой сказки, который решил не идти в воду, пока не научится плавать»; «Хорошее правительство – не то, которое хочет сделать людей счастливыми, а то, которое знает, как этого добиться». Г. Моргентау: «Когда мы говорим о власти, мы имеем в виду осуществляемый человеком контроль за сознанием и действиями других людей». Л. Бёрне: «Чтобы власть стала сильнее, следует ее ограничить». Ж. Поль: «Лучшее правило политики – не слишком управлять». В. Гумбольт: «Наилучшая власть – та, которая делает себя излишней». Ф. Бэкон: «Властвуя над другими, человек утрачивает свою собственную свободу». Б. Рассел: «Стремление к власти порождено страхом. Тот, кто не боится людей, не испытывает желания властвовать над ними». Б. Шоу: «Вообще говоря, власть не портит людей, зато дураки, когда они у власти, портят власть». К. Гельвеций: «Назовите мне степень власти того или иного лица, по этой степени я могу заключить о его справедливости». Валери: «Власть без злоупотребления не имеет очарования». Э. Бенеш: «Политика должна быть наукой и искусством, покоящимся всегда на определенной философии и морали, на определенном философском и нравственном понимании всей жизни, как личной, так и общественной». VI. Прочитайте высказывание. В чем состоит смысл сопоставления государства и нравственной идеи? Соответствует ли позиция автора сущности современного государства? Г. Гегель: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциальная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она это знает. В нравах она имеет свое непосредственное существование, а в самосознании единичного человека, его знании и деятельности – свое опосредованное существование, равно как самосознание единичного человека посредством умонастроения имеет в нем как в своей сущности, цели и продукте своей деятельности свою субстанциальную свободу». VII. Проанализируйте высказывание русского философа Ивана Александровича Ильина (1882–1954) о тоталитарном режиме. «Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весы», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой». Вопросы и задания 1. Опираясь на текст и материал параграфа, подумайте, какой из научных подходов к рассмотрению политического режима прослеживается в документе. Ответ поясните. 2. Как организована власть при тоталитарном режиме? 3. Каковы способы и средства ее осуществления? Аргументируйте ответ. 4. В чем особенности тоталитарного политического режима по сравнению с другими политическими режимами? Используйте в ответе текст и материал параграфа. 5. Опираясь на признаки понятия «политический режим», знания о тоталитарном режиме, дополните его характеристику, приведенную в документе. 6. Проиллюстрируйте на примерах истории тоталитарный тип политического режима. VIII. Ученые отмечают, что в настоящее время на политической карте мира насчитывается около ста государств, в которых установился авторитарный политический режим. Объясните, почему авторитаризм получил широкое распространение в современном мире. В чем, по вашему мнению, его опасность? IX. Ознакомьтесь с высказываниями древнегреческого философа Аристотеля (384–322 гг. до н.э.) о государстве и ответьте на вопросы. «Всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же общение организуется ради какого-либо блага... причем больше других к высшему из благ стремится то общение, которое является наиболее важным из всех и обнимает собой все остальные общения. Это общение и называется государством или общением политическим. <...> Общество, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, – селение. <...> Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершенное государство, достигшее, можно сказать, в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения. <...> Из всего сказанного явствует, что государство принадлежит к тому, что существует по природе, и что человек по природе своей – существо политическое, а тот, кто в силу своей природы, а не вследствие случайных обстоятельств живет вне государства, – либо недоразвитое в нравственном смысле существо, либо сверхчеловек. Это свойство людей отличает их от остальных живых существ: только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость и т.п. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства. Первичным по природе является государство по сравнению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части...» Вопросы и задания 1. Опираясь на текст, покажите, что государство является продуктом естественного постепенного развития. 2. Ради каких целей существует государство? 3. Отделяет ли Аристотель государство от гражданского общества? Аргументируйте ответ. 4. В чем соответствуют, а в чем не соответствуют взгляды Аристотеля современному научному знанию о государстве? X. Ознакомьтесь с рассуждениями русского философа и общественного деятеля Павла Ивановича Новгородцева (1866–1924) о демократии и ответьте на вопросы. «Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и ХХ столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти – и демократическая, и аристократическая, и монархическая, он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей». Вопросы и задания 1. Что нового по сравнению с текстом учебника вы узнали о демократии? 2. В чем суть непосредственной формы демократии? 3. Приведите примеры проявлений непосредственной демократии, привлекая знания, полученные из курса истории, современности и свой личный опыт. 4. Какой вклад, по мнению П.И. Новгородцева, внес Руссо в теорию демократии? 5. В чем ограниченность взглядов Руссо на демократию? Ответ поясните. 6. Что такое представительная форма демократии? На конкретных примерах покажите, как она проявляется. 7. Опираясь на текст и имеющиеся знания, раскройте суть современного научного знания о демократии. 8. Верны ли приведенные ниже суждения о демократии? Аргументируйте свой ответ. 1) в развитых демократиях все трудоспособные граждане работают и получают по труду; 2) демократия в современных условиях осуществляется только через избранных народом представителей; 3) выскажите в лаконичной форме свое суждение о демократии.
Дата добавления: 2017-02-01; Просмотров: 1462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |